Рефераты. Газовые конфликты между Россией и Украиной

Газовые конфликты между Россией и Украиной

Реферат на тему:

Газовые конфликты между Россией и Украиной



План


Вступление

1 История газовых конфликтов

2 Газовые конфликты в прессе

3 Урок Европе

Выводы

Список литературы


Вступление

Газовые конфликты между Россией и Украиной — серия экономических конфликтов между российской компанией «Газпром» и украинской компанией «Нафтогаз», начавшаяся в 2005 году по поводу условий поставок природного газа на Украину, а также транзита газа европейским потребителям.

После распада СССР Украина, через территорию которой проходил крупный газопровод в Европу, оказалась в двойственном положении: с одной стороны независимое государство, с другой — братская страна на постсоветском пространстве. Отсюда у Украины сохранились исторические льготы на покупку и транзит природного газа. По некоторым сведениям, некоторые силы в российском руководстве сохраняли «льготы» как инструмент влияния на Украину с целью сохранения в орбите своего влияния. Однако реалии рыночной экономики брали свое. Первый российско-украинский газовый конфликт разразился 20 февраля 1993 года, когда глава Газпрома Рэм Вяхирев пообещал прекратить поставки газа на Украину в связи с задолженностью по оплате. Конфликт был быстро улажен и отключения не состоялось.

В 2004 на Украине произошла Оранжевая революция, которая обозначила проевропейский вектор украинской внешней политики. В России эти перемены были встречены весьма сдержано. Стало ясно, что времена «льгот» (цена в 50$/тыс. м³) для бывшей братской республики закончилось[1;441].



1 История газовых конфликтов


Конфликты между «Газпромом» и украинской стороной были еще при Леониде Кучме, но тогда они были связаны в основном с бартерными схемами расчетов за транзит российского газа в Европу. Нынешний премьер Украины Юлия Тимошенко сделала на махинациях с этими схемами свое состояние. Однако до «оранжевой революции» все разборки между «Газпромом» и «Нафтогазом» не выходили на такой уровень, который затрагивал бы интересы европейских потребителей. Первый серьезный конфликт, получивший европейское измерение, произошел в конце 2005 – начале 2006 года, и был связан с пересмотром долгосрочного контракта на поставку газа Украине по 50 долларов за тысячу кубометров. После смены власти в Киеве в конце 2004 года представители Украины сами уже в мае 2005−го выразили желание перейти на рыночное ценообразование в вопросах поставок газа на Украину и его транзита в Европу через украинскую газотранспортную систему (ГТС).

С чем было связано это желание новой украинской власти отказаться от исключительно выгодного в перспективе роста цен на нефть контракта на поставку газа, заключенного еще при Кучме, сказать трудно. Если это желание было рассчитано на перспективу падения цен на нефть уже в 2005 году, во что верили тогда некоторые аналитики, то эта перспектива не оправдалась. По мере того как цены на нефть в 2005 году устанавливали новые абсолютные исторические максимумы, желание украинской стороны перейти на рыночное ценообразование сходило на нет, и когда дело дошло до переговоров, украинская сторона отказалась от своего намерения, что привело к первому закручиванию вентиля, в результате которого контракты были пересмотрены и новая цена на газ для Украины на 2006 год составила 95 долларов за тысячу кубометров.

Формально эта цена складывалась из цены российского газа для Европы (230 долларов) и цены среднеазиатского газа (50 долларов). Результатом этого конфликта стали: подмоченная репутация «Газпрома», появление новых коррупционных схем, связанных с посредником RosUkrEnergo, и рост цен на азиатский газ в следующих годах – глядя на политику «Газпрома», в Средней Азии осознали, что могут применить те же силовые методы в отношении самого «Газпрома» и стали постепенно поднимать цены. Тем не менее «лед тронулся» – старый, крайне невыгодный в условиях быстрого роста цен на нефть контракт на поставку газа на Украину был дезавуирован и начало перехода на европейскую, а точнее – американскую (см. ниже) модель ценообразования для Украины, а заодно и для других партнеров России на постсоветском пространстве, было положено. Обе стороны искали конфликта. В марте 2005 года вновь назначенный председатель ГАК «Нафтогаз Украины» Алексей Ивченко предложил «Газпрому» пересмотреть тарифы на транзит российского газа в Европу по территории Украины. 29 марта Украина предложила повысить с 2006 года тарифы на транзит до 1,75—2 $/тыс. м³ на 100 км.

В ответ 6 июля 2005 года «Газпром» согласился поднять тариф, однако увязал это с повышением цены на газ c 50 $ до среднеевропейского уровня (160—170 $/тыс. м³). Вице-премьер Украины Анатолий Кинах категорически отверг российское предложение, настаивая на продлении существующего c 2003 года режима договорённостей по газу с Россией до 2013 года. Неуступчивость украинской стороны повысила к декабрю жесткость российских требований. Попытка Украины договорится о прямых поставках газа из Туркмении минуя Газпром успехом не увенчались. Конфликт вышел на правительственный уровень. 23 ноября Ющенко в телефонном разговоре с российским премьером Фрадковым подтвердил неприемлемость российских требований для Украины. 21 декабря 2005 года советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов назвал отношения между Россией и Украиной «газовой войной».

Президент Украины Ющенко заявил, что цена 230$ за 1000 кубометров газа является неприемлемой для украинской стороны. В ответ Газпром с 1 января 2006 года прекратил поставки природного газа на Украину, продолжив, однако, экспортировать газ через украинскую территорию. Сразу же прозвучали обвинения, что Украина «приступила к несанкционированному отбору газа», предназначенному европейским потребителям. Представители украинского нафтогаза обвинения отвергли[4]. В ночь на 4 января 2006 года был подписан договор между Газпромом и Нафтогазом сроком на пять лет (до 1 января 2010). В договоре было указано, что посредническая миссия переходит компании «РосУкрЭнерго», а цена за газ составляет 95 $/тыс. м³ (на первое полугодие 2006, в дальнейшем цена меняется по взаимному согласованию сторон). Компромиссная цена стала возможной благодаря «смешению» дорогого российского и дешевого туркменского газа в трубе для Украины. Также Газпром обещал платить Украине 1,60 $/тыс. м³ на 100 км за транзит газа в Европу. Российско-украинский договор 4 января 2006 года не закончил газовую войну.

В том числе из-за того что экспортная цена туркменского газа продолжала оставаться на уровне 65 долл. за 1 тыс. куб. м. В феврале в газовой войне Украины и России неожиданно открылся туркменский фронт, когда Ниязов внезапно объявил о повышении цены на газ, хотя всего два месяца назад был заключен договор с Украиной о поставке. 18 февраля 2006 года в Ашхабаде состоялись украинско-туркменские переговоры по газу, туркменская сторона обвинила Киев в задержке платежей и пригрозила прекратить поставки. Жесткость туркменской стороны была отчасти обусловлена давлением Газпрома, глава которого прибыл в туркменскую столицу накануне. Украина вынуждена была пойти на уступки. Однако Туркмения решила воевать на два фронта, повысив в июне 2006 года цену на газ до 100$ и для России. Газпром «пожадничал».

В прессе всплыла идея газопровода Nabucco из Туркмении в Европу минуя территорию России и контроль Газпрома. В 2008 году начался новый виток газового конфликта. Итогом первого этапа газовой войны стало осознание Европой своей газовой зависимости от России, а также попытки её преодоления. Так появились планы по строительству новых терминалов и газопроводов, которые бы связали континентальную Европу с газовыми месторождениями в Норвегии, Северной Африкеи Средней Азии (Nabucco) в обход России. По мнению газеты «Таймс» газовый кофликт 2005—2006 года понизил рейтинг России, поскольку вина за его развязывание была возложена на Владимира Путина.


2 Газовые конфликты в прессе


КИЕВ, 17 февраля. Президент Украины Виктор Ющенко больше всех ответственен за газовый конфликт с Россией. Об этом, как передает «Новый Регион», на пресс-конференции в Киеве сообщил генеральный директор «Фонда общественное мнение – Украина» Александр Бухалов. «29,7% респондентов ответственность за возникновение газового конфликта между Украиной и Россией возложили на Виктора Ющенко, 12,2% – на премьер-министра России Владимира Путина и 11,4% – на его украинского коллегу Юлию Тимошенко»,– заявил Александр Бухалов. 26,6% украинцев считают, что «газовый конфликт» возник из-за обострения политической ситуации на Украине, притом, что 12,3% думают, что он произошел из-за махинаций и кражи газа со стороны Украины. Тем не менее, украинцы в целом положительно относятся к России, чего не скажешь о россиянах и их отношении к Украине. «Положительно относятся к России – 62,3% украинцев притом, что лишь 29% россиян положительно относятся к Украине. Отрицательно к России – 16,3% украинцев и 30% россиян к Украине»,– сообщил результаты опроса Александр Бухалов. По его словам на Украине практически каждый третий доверяет президенту России Дмитрию Медведеву – 32,5%, 34,8% – не доверяет и 32,7% – затрудняются ответить на этот вопрос[6].

Согласно данным этого же опроса, 90,7% респондентов не одобряют действия Виктора Ющенко. При этом 5,3% все же одобряют труд главы государства, а 4,1% опрошенных с ответом затруднились. Что касается деятельности премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, согласно результатам опроса, 62,3% респондентов не одобряют ее действия на посту главы правительства, 31,1% — одобряют, а 6,7% — затруднились с ответом. Исследование проводилось с 1 по 11 февраля, опрошено 2 тыс. респондентов в 160 населенных пунктах, выборка является репрезентативной по населению Украины старше 18 лет. Ошибка выборки составляет 2,2%.

Брюссель. 19 февраля. УНИАН. Посол Украины при Европейском Союзе Андрей ВЕСЕЛОВСКИЙ отмечает, что в газовом конфликте Россия преследовала политические цели.

Как передает собственный корреспондент УНИАН в Брюсселе, об этом посол заявил 18 февраля на слушаниях “Энергетическая безопасность для Европы”, организованных группой социалистических партий Европарламента. “Мне кажется лично, что, к сожалению, Россия пользуется своим монопольным положением в отношении Украины в этот самый сложный январский период. Для чего? Для решения собственных политических задач, а не для того, чтобы решить какие-то свои экономические проблемы”, - сказал он.

Посол отметил, что во время последнего украинско-российского газового конфликта другие поставщики газа в Европу, такие, как Норвегия и Алжир, не прекращали поставки газа и даже не повышали цены на него[2].

Посол также привел пример торговых отношений России и Туркменистана. А.ВЕСЕЛОВСКИЙ отметил, что несмотря на заявленные Россией объемы закупки в 40 млрд. кубометров газа у Туркменистана, стороны еще не определили его цену. Однако, при этом, подчеркнул посол, поставки газа не прекращались.

В связи с чем А.ВЕСЕЛОВСКИЙ отметил, что для Евросоюза практически невозможно получить стопроцентные гарантии надежности поставок энергоносителей. В то же время посол выразил убеждение в том, что диалог между ЕС, Россией и Украиной может способствовать обеспечению надежности соблюдения сторонами взятых на себя обязательств.

Как сообщал УНИАН, в начале января т.г. из-за нерешенности вопроса о поставках российского газа в Украину и цене на него, Россия прекратила поставки газа в Европу почти на две недели – с 7 по 20 января

Нынешний конфликт, который, похоже, формально завершился, хотя некоторые детали вызывают вопросы, был совершенно неизбежен по нескольким причинам:

1. Президент Украины Ющенко, финансовые интересы которого плотно завязаны с RosUkrEnergo, настолько сильно замарался в событиях, связанных с поставками оружия в Грузию и поддержкой своего кума Михаила Саакашвили, что стал совершенно неприемлемой фигурой для России. Тимошенко же, напротив, в отношении грузинского инцидента высказывалась весьма сдержанно. Внутренняя политика Ющенко и его связи с радикальными украинскими политическими силами нацистского толка, а также с американскими неоконсерваторами тоже не добавляли ему популярности в глазах российских лидеров. Наконец, рейтинг Ющенко в глазах украинского избирателя упал в последнее время так низко, что даже если бы Кремль и рассчитывал иметь с ним дело в будущем, это будущее было бы ограничено следующими президентскими выборами, на которых он почти наверняка потерпит поражение. Словом, делать ставку на Ющенко, показавшего явную враждебность России, было совершенно нецелесообразно, а это значило, что нецелесообразно и учитывать его финансовые интересы в газовом бизнесе, напротив, надо было лишить его возможности финансировать свою политическую деятельность за счет «серых» схем газовых поставок.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.