Рефераты. Финансовые кризисы и их причины

Далее следовала череда более локализованных кризисов: в 1994-1995 годах – Мексиканский кризис, в 1997 году – Азиатский кризис и в 1998 году Российский кризис.

Кризис 1998 года оказался для России одним из самых трудных за всю историю. Девальвация, дефолт… Причины кризиса лежали в огромном размере государственного долга, низком уровне цен на сырье в мире, а также в большой задолженности государства по погашению ГКО, сроки по которым уже прошли.


4. Россия в системе мирохозяйственных связей в условиях мирового финансово-экономического кризиса


Современный мировой финансово-экономический кризис, проявлений которого не избежала и Россия, заставляет во многом по-новому взглянуть на место и роль нашей страны в системе мирохозяйственных связей конца первого десятилетия XXI века, реально оценить стоящие перед ней угрозы и те перспективы, на которые Россия может рассчитывать. В утвержденной Президентом РФ в мае 2009 г. «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» в экономической области поставлены весьма амбициозные задачи вхождения России в среднесрочной перспективе в число пяти стран—лидеров по объему ВВП, а также достижения необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах. При этом подчеркивается, что обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста должно быть достигнуто «путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации». В качестве главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу рассматриваются «сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции». В числе имеющихся в данной области проблем в «Стратегии...» отмечается и недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платежного баланса, сокращение доходных статей бюджета, что может привести к замедлению перехода к инновационному развитию, последующему накоплению социальных проблем в стране[4].

На рубеже конца 1990-х — начала 2000 гг. в экономической жизни России произошел кардинальный, существенный поворот. Прекратился экономический спад, негативные последствия которого были усилены августовским дефолтом 1998 г., и начался достаточно динамичный экономический рост. Резко возросли масштабы российского экспорта и внешнеторгового сальдо, практически была решена проблема суверенного внешнего долга страны. При этом фактором, оказавшим существенное воздействие на экономическое развитие России, явился резкий рост мировых цен на основные товары российского экспорта.

То, что произошло в 1999—2007 гг. во внешнеэкономической сфере РФ, некоторые исследователи определяют как российское внешнеэкономическое «чудо». Однако это «чудо» явилось результатом собственных усилий России лишь в незначительной мере - его корни лежат в существенных изменениях в конъюнктуре на мировых товарных рынках, в позитивных для России изменениях в условиях торговли. К большому сожалению, наша страна воспользовалась этими принесенными извне «дарами» далеко не в полной степени. Огромные по российским масштабам валютные поступления от экспорта не были направлены на качественные структурые изменения в российской экономике и, как результат, в российском экспорте. Наступивший вослед этим «тучным» годам мировой финансово-экономический кризис требует серьезного и глубокого переосмысления того, что происходило в экономике России в 1999-2008 гг. Как отмечает Ю. Болдырев, встает вопрос: «Чем было предшествующее сравнительно благополучное десятилетие — временем развития или деградации? Временем вложения всех сил и ресурсов в будущее или почивания на удачной конъюнктуре нефтяных цен?».[5]

Характерно при этом, что у части руководства страны и российского бизнеса сложилось во многом иллюзорное впечатление о «рукотворности» наших успехов во внешнеэкономической сфере и в определенной степени проявилось успокоение, близкое к бездействию. В результате были явно недоиспользованы возможности качественных структурных преобразований в экономике страны, укрепления и роста научно-технического потенциала страны, а также интеллектуального потенциала, база которого формируется прежде всего в образовательной сфере страны. Начавшийся в 2008 г. мировой финансово-экономический кризис, в который очень быстро оказалась втянутой и Россия, в полной мере подтвердил тупиковый характер той модели развития внешнеэкономических связей, которая реализовалась в 1999-2008 гг.

Анализ не только внешнеэкономической политики, но внешнеэкономической «идеологии» России в рассматриваемый период позволяет, к сожалению, констатировать, что она не отличалась ясностью, определенностью, фундаментальным долгосрочным стратегическим подходом и по существу была ориентирована на достижение ограниченного круга основных целей. Одна из них сводилась к решению вопросов переговорного процесса по вступлению в ВТО (в значительной мере в отрыве от решения аналогичных проблем другими странами СНГ). При этом явно незначительное внимание уделялось другим весьма существенным направлениям внешнеэкономической политики - прежде всего вопросам взаимоотношений в рамках СНГ и с Европейским союзом, а также проблемам содействия отечественному высокотехнологичному экспорту (в том числе и экспорту высокотехнологичных услуг) и его прогрессивной диверсификации. Другой реальной целью на практике было повышение максимальной фискальной отдачи от резко возрастающего по своим абсолютным масштабам отечественного экспорта, определяющей причиной которого стал конъюнктурный рост цен на традиционные товары экспорта России. (Достаточно отметить, что даже в 2008 г., когда со второй половины года начали резко падать цены на основные товары российского экспорта, таможенные поступления составляли 3,5 трлн руб., или 38% доходной части федерального бюджета[6]. При этом резко возросшие валютные поступления в значительной мере не использовались как инвестиционный ресурс внутри страны, а размещались за рубежом. Результаты такого рода политики отчетливо проявляются во многих отраслях экономики России, где зависимость от импорта становится критической (например, по продуктам питания, в фармацевтике. Уже состоявшееся к апрелю 2009 г. падение рубля к доллару практически в полтора раза поставило значительную часть населения страны в очень тяжелое положение.

В сфере внешнеэкономической политики к настоящему времени утрачена и не восстановлена необходимая комплексность и системность в деятельности соответствующих государственных органов страны, а также на уровне субъектов РФ. В условиях нарастания в стране финансово-экономического кризиса, обострения социально-экономических проблем и попыток со стороны федерального центра решать их на селективной, избирательной основе вполне возможным становится усиление противоречий между центром и регионами и даже усиление сепаратистских тенденций.

По оценкам Фонда информационных технологий и инноваций (Information Technology and Innovation Foundation — ITIF), независимой организации, базирующейся в Вашингтоне, в рейтинге инновационности экономик 40 стран Европы, Азии и Северной Америки Россия заняла лишь 35-е место (при этом наиболее низкими позициями оказались степень развитости бизнес-среды нашей страны (30-е место), активность научных публикаций (33-е место), активность венчурного инвестирования (28-е место), показатель «электронное правительство и климат для бизнеса» (38-е место), развитие широкополюсного доступа и инвестиции в инновации (34-е место)[7]. Как показывает Б.Н. Кузык, к настоящему времени по уровню развития высоких технологий Россия откатилась, по самым скромным оценкам, на 10-15 лет назад, а по некоторым направлениям — даже на 20 лет. Если судить по некоторым интегральным показателям, то доля машиностроительной продукции в экспорте России опустилась до уровня чуть выше 5%, а вклад научно-технического фактора в прирост ВВП составляет менее 10%. При этом доля России на мировых рынках высоких технологий едва достигает 0,2-0,3%. Как обоснованно отмечает автор, «если Россия уйдет с высокотехнологичного мирового рынка со своими 6-9 млрд долл., то, в принципе, этого никто не заметит»[8].

Обладая формально статусом промышленной державы, Российская Федерация на практике стала экспортером весьма ограниченного круга товаров: три вида энергоносителей - нефть, нефтепродукты и природный газ обеспечивали в 2007 г. 62—63% всего экспорта товаров против 40% в 1994 г. и 45% в 1997 г. На 5 основных экспортных позиций приходилось 2/3 всех продаж, на 10 ведущих позиций, где представлены энергоносители, металлы, драгоценные камни и круглый лес, приходится суммарного товарного экспорта. При этом из экспорта «вымывается» продукция с высокой степенью обработки, где на нее за вычетом поставок вооружений (на 7 млрд долл. в 2007 г.) приходится лишь около 2%.

В данной ситуации Россия весьма зависима от негативных изменений в мировой конъюнктуре, при этом примитивная структура российского экспорта и его слабая географическая диверсифицированность резко ограничивают возможности для маневрирования во внешнеэкономической области (и как результат - во внешней политике в целом).

Несмотря на внешнюю привлекательность термина «ведущая энергетическая держава мира», реальная практика такова, что Россия все больше превращается в топливно-сырьевой придаток ведущих стран мира. Учитывая то, что основную часть мирового дохода получают именно страны, концентрирующие у себя производство продукции с наибольшей добавленной стоимостью, в долгосрочном плане потери России становятся очевидными.

После периода 1999-2001 гг., когда после августовского финансового кризиса 1998 г. произошло четырехкратное падение курса рубля к доллару, появились экономические основания и надежды существенного роста импортозамещения на внутреннем рынке, в последние годы импорт вновь растет очень динамично, а самое главное - в своей динамике его рост оказывается выше, чем рост ВВП России.

На низком уровне по настоящее время остается роль России в международной торговле услугами (несмотря на рост российского экспорта в ее отдельных секторах). В 2008 г. Россия переместилась с 25-го на 22-е место среди ведущих стран-экспортеров коммерческих услуг, увеличив свою долю с 1,2% до 1,3%. Развитие современных высокотехнологичных услуг и их экспорт продолжают оставаться одними из наиболее слабых мест российской экономики. Мировой финансово-экономический кризис обостряет имеющиеся здесь проблемы.

В стране слабо развита система защиты информации и прав интеллектуальной собственности, в результате чего продолжается процесс «откачки» российских научных разработок, которые не оформляются соответствующим образом и оказываются юридически не защищенными. При этом нередки факты оформления на них патентов за рубежом, когда отечественные научные разработки становятся объектами иностранной интеллектуальной собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.