Рефераты. Финансово-экономическая деятельность исламских банков

Совместное предпринимательство по типу мушарака предусматривает создание совместного предприятия на базе принципа участия в прибылях для осуществления конкретной операции. Совместное предприятие создается на ограниченный период времени. Банк и клиент банка, являясь участниками контракта, наряду с капиталом вкладывают технические и управленческие навыки в определенной пропорции и согласно данной пропорции получают свои доли прибыли. В этом случае финансирования исламские принципы применены в чистом виде. Доли участия сторон не всегда постоянны. Остаток реально полученной прибыли будет распределен пропорционально вложенному капиталу. На случай потерь Шариатом предусматривается распределение убытков также пропорционально вложенному капиталу.

Одним из главных преимуществ финансирования по принципу мушарака считается то, что банк ведет себя соответственно его статусу участника проекта. Ввиду этого, в случае, если время окупаемости проекта возрастает, исламский банк, в отличие от неисламских, функционирующих с использованием ссудного процента, не будет требовать от управляющей стороны (клиента) немедленного возврата долга. В качестве партнера банк будет продолжать оказывать содействие клиенту, предоставляя информацию о состоянии рынке и оказывая другие услуги.

Мушарака охватывает все типы краткосрочного финансирования, но также может применяться при финансировании средне- и долгосрочных проектов, связанных с машинами, оборудованием, производственными мощностями.

В исламской банковской практике финансирование мудараба определяется как контракт между двумя сторонами, в котором Модареб-банк выплачивает предпринимателю-клиенту банка определенную сумму денег на проведение конкретной коммерческой операции, осуществление проекта, а полученную прибыль впоследствии распределяют в оговоренной пропорции. В отличие от финансирования мушарака, где потери, возможные в ходе предпринимательской деятельности, распределяются между мударибом- банком и другой стороной контракта, при мудараба все потери относятся на счет банка. Предприниматель-клиент обязан вернуть банку первоначально вложенную сумму только в том случае, если он проявил небрежность, повлекшую убытки.

В исламском банковском деле принцип мудараба считается эффективным методом трансформации сбережений в реальные факторы производства. Считается, что мудараба позволяет, не противореча исламу, соединить интересы владельца капитала и предпринимателя. Данный вид финансирования будет иметь успех лишь в том случае, если банк заключит контракт с достаточно надежным клиентом. В то же время с помощью мудараба можно осуществить прибыльное инвестирование мелких сбережений.

 Следующим видом исламской банковской деятельности является финансирование торговли мурабаха (продажа в кредит). Приданном методе финансирования клиент обращается к банку с просьбой приобрести для него определенные товары или имущество, а сам обязуется, в свою очередь, купить их у банка за большую сумму. Из этого образуется прибыль банка. Финансирование мурабаха по своей схеме напоминает операцию по документарному аккредитиву. Однако в соответствии с исламскими принципами при контракте типа мурабаха клиент юридически не обязан покупать товар у банка, в связи с чем банк берет на себя риск, покрываемый в случае покупки клиентом у банка данного товара или имущества.

Описанная выше техники похожа на ссуду с фиксированной ставкой процента, поскольку здесь деньги, уплаченные банком поставщику товара, в конечном счете обмениваются на большую сумму денег при продаже товара клиенту. Однако налицо принципиальное отличие метода мурабаха, которое заключается в том, что клиент не обязан юридически осуществлять покупку товара у банка. Банк при необходимости может реализовать товар на рынке. Поскольку товар отгружается на имя клиента, клиент в этой ситуации должен подтвердить передачу товара в полное распоряжение банка.

При финансировании мурабаха клиент может вносить платеж по частям. Банк может потребовать обеспечение какой-либо гарантии, однако ни при каких обстоятельствах банк не может завысить оговоренную с клиентом цену товара, а при отсрочке платежа клиент не штрафуется.

Метод мурабаха нашел широкое применение в торговле между исламскими странами, он используется при регулировании торговых балансов. Так, базирующийся в Саудовской Аравии ИДБ широко использует метод мурабаха в торговле между странами - его учредителями, особенно в сфере торговли продукцией нефтехимии. При этом ИДБ способствует быстрому получению платежа страной-экспортером, оплачивая продукцию из средств банка. Страна-импортер, в свою очередь, получает товар в кредит, осуществляя платеж по прошествии определенного времени. На кредиты мурабаха разной степени срочности приходится около 2/3 от общего объема операций ИДБ, 1/3 объема активных операций КФХ.

Иджара (сдача в аренду) представляет собой разновидность лизинговой операции. Шариат адаптировал метод лизинговой операции в форме прямого финансирования аренды или финансирования покупки по лизингу. При прямом финансировании аренды банк покупает основные фонды и сдает их в аренду бенефициару(лицензиату) за согласованную ежегодную или ежемесячную арендную плату. Соглашение о покупке по лизингу базируется на распределении прибылей. Получаемая банком по лизингу основная сумма платежа, а также прибыль от операции обычно реинвестируются и доход вновь направляется на оплату закупок оборудования.

Ислам не запрещает движение капитала через выдачу ссуд, так как не осуждается получение прибыли посредством инвестирования капитала. Поэтому, исламские банки практикуют и обычные виды ссуд. Например, ИДБ предоставляет ссуды частному сектору на финансирование производственных проектов, предпринимательства, ссуды на осуществление различных программ развития стран - членов банка. КФХ осуществляет краткосрочное финансирование с помощью оборотных кредитно-денежных документов (векселей и т.п.) и получает определенный коммерческий доход, "исключающий ростовщичество", как отмечается в уставе банка.

 Первоначально основной целью исламских банков провозглашалось содействие социальному прогрессу в исламском мире. Поэтому на исламские кредитные институты было возложено выполнение целого ряда социальных функций. Сюда относятся сбор закята и пожертвований, ведение фондов социального назначения, предоставление благотворительных ссуд Хард Аль-Хасан и других социальных услуг.

Финансирование социальных мероприятий осуществляется исламскими банками за счет их прибыли, отчислений клиентов, а также со специальных счетов, на которых аккумулируются средства, поступающие от компаний и частных лиц по религиозному налогу закят (2,5% от чистой прибыли, либо стоимости имущества и добровольному взносу садакат. Ведение и распределение средств данных счетов в аравийских странах возлагаются на исламские банки. Фонды социального назначения ведутся обособленно от остальных операций банка в соответствии с положениями шариата. Так, ИДБ помимо фондов закята и садаката имеет крупный спецфонд на счете для социальных мероприятий - 144,9 млн. исламских динаров (155,5 млн. долл.). Половина этих средств переводится на отдельные счета специального назначения по социальным мероприятиям: поддержка Исламского центра обучения и исследований, ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф и т.п., Кувейтский КФХ имеет счет для ассигнований Кувейтскому институту научного прогресса (5% чистой прибыли после отчисления вкладчикам, акционерам и в резервы).

Среди других социальных мероприятий, осуществляемых исламскими банками, - сотрудничество с региональными и международными организациями развития, кооперация с религиозными, культурными и научными организациями мусульманских стран.

Таким образом, исламские банки применяют находящиеся в соответствии с Шариатом методы Финансирования в кредитных операциях разных видов и разной степени срочности. В то же время, как уже отмечалось, прослеживается достаточно выраженная специализация исламских финансовых институтов. Так, ИДБ в основном занимается Финансированием крупномасштабных проектов в области экономического развития, международной торговли, сводя к минимуму другие операции. КФХ наибольшее внимание уделяет прямым инвестициям и инвестициям через систему участий. В то же время деятельность исламских банков отличается широкой универсализацией и практически ни один из них не игнорирует выполнение других функций (помимо основных). Приоритетными сферами финансирования, осуществляемого ИДБ, являются внешняя торговля, промышленность и добыча сырья, транспорт и связь, сельское хозяйство, социальные услуги, коммунальное хозяйство; КФХ - недвижимость, торговля, коммерция, инвестиции, в т. ч. в акции исламских банков; Дубай Исламик Бэнк - недвижимость, рыболовство, исламское страхование и потребительская кооперация; Бахрейн Исламик Бэнк - торговля, недвижимость, акции исламских банков и инвестиционных компаний.

Поскольку современные исламские кредитные институты пока что прошли небольшой интервал времени в своей эволюции, не накоплен достаточный материал для вынесения однозначных суждений о результатах их деятельности. Можно, однако, привести целый ряд доводов в пользу эффективности данных институтов.

Главными факторами, обеспечивающими конкурентоспособность исламских банков при проведении пассивных операций, особенно в мусульманских странах, являются: Во-первых, приоритетный доступ к мобилизации сбережений населения и предпринимателей с мусульманским вероисповеданием в виду того, что гарантируется их использование в соответствии с положениями шариата.

Во-вторых, отсутствие ограничений минимальных размеров вкладов и бесплатное предоставление услуг (в т. ч. и по инвестиционным счетам, как правило), что также повышает конкурентоспособность пассивных операций исламских банков. В этой связи исламские банки успешно выполняют роль учреждений кредитной кооперации.

Главным преимуществом исламской банковской системы в отношении как пассивных операций, так и в целом всей совокупности операций исламских банков, является возможность автоматически абсорбировать диспропорции, ведущие к кризису платежеспособности. У исламского кредитного института любое ухудшение структуры активов сразу же отражается на величине пассивов, т.е. на номинальной стоимости депозитов клиентов, которые своими депозитами участвуют в совместном предпринимательстве вместе с банком и несут риск потерь. Поэтому реальная стоимость пассивов и активов будет равной на любой момент времени. Иначе говоря, принятие всеми участниками финансовой операции на себя соответствующей доли предпринимательского риска в каждый конкретный момент времени предотвращает накопление риска ухудшения ликвидности. Положительная оценка данного механизма имеется также в отечественной литературе.

 В обычном банке баланс не регулируется подобным образом и хотя банк проводит тщательную экспертизу платежеспособности заемщика, в конечном счете ничто не может послужить полной гарантией того, что клиент внезапно окажется неспособным выплатить долг и банку останется только обращаться в суд.

Анализ отдачи активов исламских в сравнении с обычными банками в ряде мусульманских стран показывает, что хотя исламские кредитные институты в целом демонстрируют высокие показатели рентабельности, в арабских странах нередки случаи, когда отдача активов исламских банков была ниже среднего уровня по стране. Например, отдача активов исламских кредитных институтов в сравнении со средним уровнем по стране составила соответственно (в процентах): 1.04 и 2.20, 1.32 и2.63, 1.23 и 2.59 в Саудовской Аравии (1980, 1981 и 1982гг.); 0.21 и 0.29, 0.32 и 0.44, 0.48 и 0.49 в Кувейте(1985-1987 гг.); 0,41 и 1.56, 0.47 и 1.23, 0.52 и 0.54 в Египте (1985-1987гг.) 511 0. Для сравнения отметим, что в условиях достаточно развитой экономики Турции отдача активов исламских банков оказалась вообще уникально высокой даже для среднемировых уровней - от 4.85 до 9.50 в течение второй половины 1980-х годов.

В заключение следует сказать, что в условиях развивающейся экономики исламские кредитные институты благодаря принципам их работы (даже если не принимать во внимание религиозный фактор) обладают способностью мобилизации сбережений довольно широких социальных слоев. В то же время операции исламских кредитных институтов больше, чем у коммерческих банков привязаны к движению реальных товарно-материальных ценностей, и указанные институты в условиях развивающегося хозяйства более эффективно способствуют соединению кредитных ресурсов с реальными факторами производства. Очевидно, однако, что в настоящее время исламские кредитные институты не могут полностью заменить коммерческие банки и прочие банки, действующие не на исламских принципах. В связи с этим довольно остро встает вопрос о совершенствовании форм и методов финансирования, осуществляемого исламскими кредитными институтами, нахождении ими новых, более гибких форм и методов деятельности, согласующихся с принципами ислама, с одной стороны, но соответствующих в большей степени современным требованиям, с другой.

На проходившей в 1985г. в Лондоне Конференции по исламскому банковскому делу руководители исламских банков говорили о трудностях, вызванных ограниченным набором финансовых инструментов для мобилизации ресурсов и краткосрочного размещения фондов, на отсутствие у них кредитора последней инстанции (каким для обычных банков является центральный банк, учитывающий у них векселя). Предлагалось в связи с этим ограничить финансирование мурабаха определенной процентной величиной от активов с тем, чтобы направить ресурсы в более рискованную, но вместе с тем и более прибыльную деятельность. На другой Конференции по исламскому банковскому делу, проходившей в Вашингтоне в сентябре 1986г., выступавшие отмечали отсутствие механизма защиты депозитов, что, по их мнению, является негативной стороной операций исламских кредитных институтов.

В то же время в качестве положительного фактора на этой конференции было отмечено, что исламские принципы финансирования в США успешно сочетаются с механизмом функционирования рынка ссудных капиталов. Здесь зарегистрированы и успешно функционируют исламские инвестиционные компании на основе взаимных фондов. Не менее успешной сферой деятельности исламских институтов являются ипотечные компании, которые используют лизинговые соглашения для финансирования производства товаров длительного пользования, вместо использования для этого процентных депозитов.

Подытоживая вышеизложенное, следует сказать, что операциям исламских банков соответствует определенная часть рынка ссудных капиталов. В аравийских странах она связана с наиболее регулируемыми государством сферами национального хозяйства, которые представляют собой смешанный сектор экономики, где действуют, в частности, исламские принципы справедливого перераспределения материальных благ между всеми членами общества. В чисто рыночных областях хозяйства область операций исламских кредитных институтов пока является более ограниченной.

Проблема адаптации исламского кредитного механизма к условиям современного рыночного хозяйства включает вопрос о допустимом уровне платы за кредит, которая на разных этапах развития, по-видимому, могла бы корректироваться с учетом вклада исламских кредитных институтов в развитие общего экономического потенциала общества, экономической ситуации ит.д. Представляется, что доля прибыли от участия исламского банка в кредитуемой операции может повышаться, поскольку это все равно не есть получение фиксированного процента, а по сути представляет собой прибыль от совместного предпринимательства.

Поскольку маловероятно, чтобы в исламских странах произошло полное копирование западных моделей развития, очевидно, что исламские кредитные институты будут функционировать и в дальнейшем. Вполне возможно, что их сфера деятельности даже расширится благодаря совершенствованию механизма операций, учету требований современности. Однако представляется маловероятным, чтобы исламские банки полностью заменили собой обычные, например, коммерческие банки.

ислам кредитный банк


Список литературы


1. Theoretical Studies in Islamic Banking and Finance. Ed. by Khan M.S., Mirakher A., Houston (tex), 1987, pp. IX-XII.

2. "The Middle East Journal". Spring 1990. V. 44, N 2, p. 236.

3. Arab Banking and Finance. "Euromoney", May 1987, pp. 126-154.

4. См. The Economic System of Islam.L., 1970.

5. Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. М. 1990, сс. 52-54.

6. Wohlers-Scharf T., Arab and Islamic Banks: New Business Partners for Developing Countries. Paris. OECD, 1983, p. 84.

7. "The Middle East Journal". Wash., v. 44, N 2, 1989, p. 238; Arab Banking. Top 100."The Banker". L., Dec. 1987, pp. 75-77.

8. Moore C.H. Islamic Banks and Competitive Politics in the Arab World and Turkey. "The Middle East Journal". Wash. v. 44, N 2, Spring 1990, 232-240.

9. "The Middle East". L., N 134, 1985, pp. 22-23.

10. Islamic Banking - a US View. MEED, v. 30, N 40, Oct. 1986, p. 4.

Размещено на


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.