Рефераты. Финансовая политика Новой Зеландии

Последовательная финансовая политика позволила обуздать инфляцию. Среднегодовые темпы роста цен – дефлятор по ВВП – снизился с 0,8% в 1980–1990 гг. до 1,6 в 1990–1998 гг. Дефлятор ВВП характеризует общую экономическую ситуацию в стране, тогда как для населения более существенней снижение темпов роста цен на потребительские товары и услуги, составляющие соответственно 11 и 2% (в том числе на продукты питания соответственно 9,9 и 1,1%).

Жёсткая монитористская политика правительства не только в ограничении темпов роста денежной массы, сокращение расходов государственного сектора, но и в ставке процентов по банковским кредитам. Вообще-то кредит в Новой Зеландии дорог, ссудный процент достигал в 1998 г. 9,8%. Тем не меньше общая сумма кредитов, предоставляемых банками, возросла с 80% ВВП в 1990 г. до 112,5% ВВП в 1997 г. Кредиты, предоставленные частному сектору, возросли соответственно с 21,5 до 112,5% ВВП, что отражает расширение сферы действия рыночных механизмов.

Спрэд – разница в процентных пунктах между ставкой процента по банковским кредитам и процентной ставкой, выплачиваемой банками по депозитам, – составил в 1998 г., как и в 1990 г. – 2,4 процентного пункта. Отметим, что в тех странах, где экономическое положение устойчиво и прогнозы на будущее благоприятны, спрэд обычно не велик. Так, например, в Норвегии он составлял 0,7 п.п., в Японии и Испании – 2,1, в Англии – 2,7. Наоборот, там, где экономическое положение меньше устойчиво и прогнозы экономической конъюнктуры не очень благоприятны, размеры спрэда выше: в Бельгии, например, – 4,2, Италии – 4,7, в Германии – 6,1, а врос сии – даже 24,7 п.п. В сущности это отражает уровень доверия банка к своим должника к их возможности вовремя и полностью вернуть кредиты с установленными процентами.

Что же касается доверия потенциальных инвесторов в Новой Зеландии, то оно достаточно высоко. Сводный индекс рисков здесь – на март 2000 г. он составлял 80,3 – примерно такой же, как в других европейских странах: Франции – 80,3, Германии – 83,3, Англии – 85,3. Однако по показателям кредитного рейтинга среди институциональных инвесторов Новой Зеландии уступает названным странам: 75,5 против соответственно 91,7 до 92,2; 91,9. Составляемый компонент «Стандарт энд Пурс» рейтинг доверия к облигациям внешнего долга также сравнительно высок, выше, скажем, чем у Италии, а к обязательствам внутреннего долга обозначается кодом ААА – знаком самого высокого доверия.

Хороший климат для иностранного капитала обусловил резкий рост доли прямых инвестиций из-за рубежа в общем объёме внутренних инвестиций в экономику страны – с 3,9% в 1980 г. до 19,7% в 1998 г., безусловно, свидетельствует о доверии к новозеландской финансовой политике со стороны иностранных кредиторов. Удельный вес инвестиций в ВВП в указанный период возрос с 0,8 до 4,1%, и поскольку это происходило в период значительного повышения темпов роста ВВП, можно продолжить, эффективность инвестиций, особенно иностранных, существенно возросла.

Последовательно жесткая финансовая политика правительства дала определённые позитивные результаты. Обычно ограничение денежной массы в обращении приводит к замедлению деловой активности. Новой Зеландии удалось пройти между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, подавить инфляцию, с другой – обеспечить приемлемый рост ВВП: в 1980–1990 гг. он составлял в среднем 1,7%, в 1990–1998 гг. – 2,9% (в 2000 г. – 4,6%),

Намерения на сокращение государственных расходов, социальные расходы оставались стабильными, а их доля в общих бюджетных расходах даже увеличилась с 69% в 1990 г. до 71% в 1998 г. В частности, удельный вес расходов на образование в ВВП вырос с 5,8% в 1980 г. до 7,3% в1997 г. Расходы в расчёте на одного ученика начальной школы увеличились с 15 до 18% среднедушевого ВВП; средней школы – с 14 до 24%; высшей снизились с 60 до 46%. Доступность высшего образования возросла более чем вдвое. В 1990 г. в высших учебных заведениях занимались 27%, а в 1997 г. – 63% лиц соответствующей возрастной группы. Не удивительно, что процент людей с высшим образование в Новой Зеландии один из наиболее высоких среди стран ОЭСР. Доля лиц трудоспособного возраста, получивших университетское образование, увеличилась в период между переписями населения 1991 и 1996 гг. с 6,5 до 8,5%.

Как уже отмечалось, нынешнее лейбристское правительство Новой Зеландии уделяет большое внимание проблемам социальной сферы. Оно отменило прежнее непопулярное (только 30% школ приняли его) положение, когда денежные фонды распределялись между школами с тем, чтобы они самостоятельно использовали их, по-своему решению, в частности, о размерах заработной платы педагогов и вернулось к прежней централизованной системе содержания учебных заведений.

В бюджете на 2000–2001 г. предусматривается 7%-ный рост расходов на образование, включая домашнее обучение при невозможности посещать школу. Правительство оказывает прямую помощь учащимся из малообеспеченных семей. Чтобы расширить доступ к высшему образованию выходцам из беднейших слоёв, планируется увеличить ассигнования всем высшим учебным заведениям с тем, чтобы они не повышали плату за обучение в 2000–2000 г. В 1990 г. была принята программа предоставления студентам ссуд на учёбу. В 1999 году было подсчитанною, что в целом студенческий долг вырос до 1,6 млрд. ам. Долл. Дабы облегчить его бремя, нынешнее правительство решило в 2000 г. уменьшить процентную ставку по ссуде для лиц, проходящих обучение.

Что касается здравоохранения, то расходы на него находятся примерно на том же уровне, что и расходы на образование: в 1990–1998 гг. в среднем 7,6% ВВП. Три четверти всех затрат на медицинское обслуживание населения берёт на себя государство. Это одна из главных статей бюджета, в 2000/01 г. на неё отводится 19% всех государственных расходов.

В сущности, правительство ограждает сферы образования и здравоохранения от негативных последствий проводимого им общего курса на снижение государственных расходов. Даже в области пенсионного обеспечения оно не было столь беспощадным, как, к примеру, в России. Повысив пенсионный возрази с 60 до 65 лет, и заставив пенсионеров, получающих высокий доход, платить налоги. Правительство направило освобождающиеся средства на нужды малоимущих семей и лиц со средним достатком. Ожидая, например, в связи с введением налога на добавленную стоимость повышения цен на 5%, оно объявило об увеличении социальных выплат на те же 5%. Подняв государственную ренту на жильё до уровня частной и отказавшись от её субсидирования, правительство ввело для низкооплачиваемых систем ваучеров, которые можно использовать как в государственном, так и частном секторе. Социальная поддержка стала более адресной. Напротив, лица, получающие более высокие доходы, должны больше платить за образование и медицинскую помощь – не только по налоговым каналам, но и прямо.

Самым пагубным последствием реформ в Новой Зеландии стал невиданный раннее рост безработица, но и она обнаруживает тенденцию к сокращению. Если в 1998 г. безработные составляли 7,5% всей рабочей силы, то в 1999 г. – 6,8%.


3. Экономические реформы Новой Зеландии


Реформы в Новой Зеландии – один из наиболее ярких примеров преобразование финансовой политики за последнее десятилетие. Достигнутые этой страной результаты позволяют утверждать, что низкая инфляция и жёсткая бюджетно-финансовая политика сдерживают экономический рост и подтверждают вывод о том, что малые страны могут существенным образом влиять на собственное экономическое развитие и не испытывать доминирующего влияния ведущих промышленно развитых государств.

Программа реформ в Новой Зеландии осуществлялась как во время нахождения власти Национальной партии, так и при лейбористах. Основные преобразования при лейбористском правительстве свелись к следующим:

-                      осуществлена постепенная отмена контроля над импортом;

-                      проведено одностороннее снижение таможенных пошлин, частично в соответствии с соглашением о развитии экономических связей с Австралией;

-                      прекращено государственное субсидирование сельского хозяйства и других отраслей;

-                      свергнут контроль над заработной платой и ценами;

-                      государство отказалось от вмешательства в процесс заключения отношений между работодателями и наёмной рабочей силой;

-                      в правительственных структурах проведено разграничение торговых и политических функций, первые частично переданы в негосударственный сектор;

-                      реформирована система налогообложения;

-                      осуществлён переход к плавающему курсу национальной валюты;

-                      отмены ограничений на операции с иностранной валютой;

-                      проведение либерализации финансовых рынков.

Правительство сформированное Национальной партией. Провело следующие реформы:

-                      осуществлена почти полная либерализация рынка рабочей силы;

-                      существенно ограничены льготы по системе социального вспомоществления;

-                      обеспечен открытый характер о государственных финансах.

В результате преобразований существенно укрепился положительный имидж страны в мировых финансово-политических кругах. В докладе о глобальной конкурентоспособности, представленном на всемирном экономическом форуме в Давосе, Новая Зеландия названа в тройке ведущих по конкурентоспособности государств, уступив только Сингапуру и Гонконгу. В рейтинге международного института развития управления в Лазании рассматриваемая страна по данному критерию заняла 11-е место.

Экономические показатели по Новой Зеландии демонстрируют положительные итоги её хозяйственного развития: прирост ВВП в 1992–1995 гг. составил 3,7% в год, безработица сократилась с 11,9% в 1992 г. до 6,1: Высоким остаётся доход в расчёте на душу населения, хотя уровень заработной платы увеличивается медленно, что, впрочем, способствует сдерживанию среднегодовой инфляции. В последние три года бюджетные доходы превышают расходы.

Положение во внешней торговли Новой Зеландии. Высокий курс новозеландского доллара по отношению к ведущим валютам отрицательно сказывается на деятельности экспортеров. В этих условия дальнейшее сокращение положительного сальдо внешнеторгового баланса, приведёт, как ожидается, приведёт к сокращению дефицита платёжного баланса по текущим операциям, что, однако не вызовет серьёзных трудностей в национальной экономики, поскольку нетто-задолженность Новой Зеландии перед иностранными кредиторами полностью погашена.

Проблема для внешней торговли страны остаётся ориентация на ограниченный круг стран импортёров и доминирование в экспорте изделий низкой степени переработки. Правда, в 90-е годы наблюдается диверсификация географической структуры экспорта: доля Азии возраста до 24%, однако участие трёх ведущих импортёров (Австралия, Япония и США) остаётся высоким – 47%.



Заключение


Медленный или даже отрицательный экономический рост во время реформ, затем медленное восстановление, а далее – более быстрый рост – типичная, как считают многие экономисты, картина для большинства стран. Период реформ не может быть безболезненным для широких слоёв населения. Как правило, после финансового кризиса общество своим протестным голословием приводит к власти соперничающую партию. Так, на смену национальной партии в 1984 г. пришли лейбористы, в 1990 г. их сменили «националисты», в 1999 г. снова победили лейбористы. Опыт острых финансовых шоков в дальнейшем облегчал правительству проведение непопулярных, но необходимых реформ. Возможно, ещё рано подводить окончательные итоги. Тем не имение, как показывает практика Новой Зеландии, разумная, последовательная политика смягчает негативные последствия переломные моменты в экономическом и политическом развитии страны.

В целом большинство экономистов оценивают перспективы новозеландской экономики как исключительно благоприятные.



Литература


1.     «Азия и Африка» – 1994 №1 стр. 36 – 39

2.     «Бики» 1996 – 12 ноября стр. 05

3.     «Комерсант Власти» приложение – 2000 28 марта стр. 56 – 62

4.     «Мировая Экономика и международные отношения» 2002 г. №4 стр. 87 – 90


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.