Рефераты. Факторинговые операции. Банк международных расчетов (БМР)

Факторинговые операции. Банк международных расчетов (БМР)

Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»


Факультет предпринимательства и финансов

Кафедра финансов и банковского дела




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине


«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ»

Факторинговые операции. Банк международных расчетов (БМР)


Введение

Слово «факторинг» произошло от английского «factor» - «комиссионер, агент, посредник» и означает в широком смысле комиссионно-посредническую деятельность.

В соответствии с Конвенцией ЮНИДРУА о международном факторинге «под «факторинговым контрактом» следует понимать контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым:

a)                 поставщик должен или может уступать финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли - продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования;

b)                финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:

- финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;

- ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;

- предъявление к оплате денежных требований;

- защита от неплатежеспособности должников;

c)                должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования.»[1]

Российская Федерация в данной Конвенции не участвует. Российское законодательство определяет факторинг следующим образом: «По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».[2] Т.о., объект факторинговой сделки – денежное требование клиента к третьему лицу, возникающее в результате коммерческого кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа.

Среди российских авторов существуют различные определения факторинга, причем зачастую они относят факторинг к комиссионно-посреднической деятельности банков или специализированных компаний и определяют его как кредитование поставщика под уступку дебиторской задолженности с одновременным ее инкассированием. Данное определение не охватывает весь спектр услуг, оказываемых факторинговыми компаниями, к тому же отнесение факторинга к комиссионно-посреднической деятельности не вполне правомерно, так как при комиссионно-посреднических операциях банк не отвлекает собственные или привлеченные средства, а при факторинге - привлекает.

Более правильным будет следующее определение факторинга: «Факторинг – комплекс финансовых услуг коммерческого банка или другой кредитной организации, включающий кредитование предприятия-поставщика под уступку права взыскания его дебиторской задолженности, а также оказание услуг, направленных на сокращение косвенных потерь, возникающих в результате коммерческого кредитования покупателей».[3]


1.                История развития факторинга


В современном виде факторинг возник в США в ХХ в. Его развитие было вызвано усилением инфляционных процессов и связанной с этим необходимостью ускорить реализацию продукции и перевод капитала из товарной формы в денежную. В 1963 г. в США правительственный орган по контролю за денежным обращением признал факторинг законным видом банковской деятельности. Первоначально у факторинговых компаний из-за банкротств их клиентов часто возникали убытки, поэтому со временем были разработаны технологии управления дебиторской задолженностью поставщиков.

До 1988 г. правовое регулирование факторинговых операций было различным в разных странах. В мае 1988 г. была принята Конвенция о международном факторинге, которая установила единые правовые нормы по данному вопросу. Конвенция разработала ряд унифицированных норм проведения факторинговых операций и урегулировала ряд вопросов, не затронутых национальными правовыми системами. В Конвенции определен факторинговый контракт, обозначены права и обязанности сторон, определен порядок присоединения государств к Конвенции, однако не рассмотрен закрытый факторинг (когда должник не уведомлен об ступке права требования) и некоторые другие вопросы.

С середины 1980-х гг. факторинговая индустрия динамично развивалась. За 20 лет количество факторинговых компаний выросло в 7 раз. Наибольший удельный вес в мировом обороте факторинга принадлежит европейским компаниям. Лидеры мирового рынка факторинга – Великобритания, Италия, Франция, Япония, Германия, США. Эти страны производят более 70% общемирового оборота факторинговых операций.

Процесс становления факторинга в России можно разбить на три этапа:

I. Этап внедрения факторинга на российский рынок (1988-1994 гг.)

В 1988 г. Промстройбанк г.Ленинграда стал предлагать факторинговые услуги. С 1989 г. факторинговые услуги стали предлагать и другие банки. В 1989 г. письмо Госбанка СССР № 252 «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги» позволило осуществлять следующие операции:

1)                заключение поставщиком договора о переуступке факторинговому отделу просроченной дебиторской задолженности,

2)                заключение факторинговым отделом договора с поставщиком и должником о гарантировании факторинговым отделом платежей поставщику и кредитовании плательщика,

3)                заключение договора с должником о его кредитовании.

Как видим, речь в любом случае идет о просроченной дебиторской задолженности, а не о передаче права требования в момент возникновения задолженности.

В 1990 г. Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности» включил факторинг в список банковских услуг.

II. Этап развития факторинга и приспособления к российским условиям (1994-1998 гг.)

Факторинговые отделы открыли многие банки. В 1994 г. Тверьуниверсалбанк был принят в международное факторинговое объединение. В 1996 г. правовые аспекты факторинга нашли отражение в Гражданском Кодексе РФ.

III. Послекризисный этап (1998-2000 гг.)

Факторинговую деятельность осуществлял только банк «Инвестиционно-банковская группа НИКойл».

IV. Этап формирования современного факторингового обслуживания (с 2000 г.)

Коммерческие банки начинают развивать факторинговое обслуживание, однако развитие факторинга сталкивается с проблемами на макро- и микроуровнях.

2.                Сущность факторинга. Цели и функции


Цели факторинга непосредственно связаны с проблемами, возникающими у поставщика при предоставлении покупателям отсрочки платежа. Предоставление коммерческого кредита приводит к отвлечению средств предприятия из хозяйственного оборота в дебиторскую задолженность, а обслуживание дебиторской задолженности связано с косвенными потерями:

Ø    денежные средства, возвращаемые должниками, подвержены инфляционному обесценению;

Ø    так как часть оборотных средств отвлечена в дебиторскую задолженность, предприятие нуждается в заемных средствах, которые, как все источники средств, имеют собственную цену;

Ø    чем дольше период погашения дебиторской задолженности, тем больше вероятность возникновения безнадежных долгов.

Минимизировать данные потери можно следующим образом:

Ø    контролировать динамику оборачиваемости дебиторской задолженности (ее ускорение является положительной тенденцией);

Ø    тщательно отбирать покупателей, которым предоставляется отсрочка платежа;

Ø    тщательно разрабатывать условия оплаты;

Ø    проводить индивидуальную работу с должниками.

Однако факторинг, обеспечивая ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности и снижение рисков поставщиков по поставкам с отсрочкой платежа, является более эффективным способом сокращения косвенных потерь от обслуживания дебиторской задолженности. Кроме того, факторинг не только сокращает потери поставщика от коммерческого кредитования клиентов, но и позволяет банку получать дополнительную прибыль за счет расширения спектра предлагаемых услуг.

Т.о., целью факторинга является улучшение финансового состояния как поставщика, у которого ускоряется оборачиваемость оборотных средств, так и банка, который с помощью факторинга универсализирует свою деятельность.

Факторинг выполняет следующие функции:

Ø    эмиссионная: восстанавливается объем оборотных средств поставщика, которые были отвлечены из оборота;

Ø    стимулирующая: ускоряется оборачиваемость дебиторской задолженности, и соответственно оборотных средств;

Ø    контрольная: так как банк может взять на себя управление дебиторской задолженностью поставщика, то взаимоотношения между поставщиком и его клиентами упорядочиваются.

Предмет

Предметом уступки по договору факторинга могут быть только требования о передаче денег в оплату поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Предметом уступки, под которую предоставляется финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование).[4] При уступке будущего денежного требования оно считается перешедшим к финансовому агенту после того, как возникло само право на получение с должника денежных средств, которые являются предметом уступки требования, предусмотренной договором. Если уступка денежного требования обусловлена определенным событием, она вступает в силу после наступления этого события.[5]

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.