Рефераты. Европейский валютный союз

Несмотря на то, что необратимая фиксация курсов валют по отношению друг к другу была произведена в мае 1998 г., паритеты между ними были установлены только 31 декабря 1998 г., поскольку необходимо было обеспечить совпадение между первой котировкой курса евро и последним курсом экю на финансовых рынках по завершении года. До этого момента три валюты, остававшиеся вне зоны евро, но входившие в корзину экю (английский фунт стерлингов, датская крона и греческая драхма), могли оказывать влияние на курс экю. После расчета по специальной формуле был установлен курс национальных денежных единиц к евро, который с этого моменту превратился в самостоятельную валюту, Европейский экономический и валютный союз стал свершившимся фактом.

План введения евро, отвечающий требованиям реализма, выполнимости, гибкости для бизнеса и населения в целом, включает три последовательных этапа:

- первый этап (1 января 1999 г. - не позднее 1января 2002 г.): переход к евро банковского и финансового секторов, выпуск новых государственных займов в евро, начало производства банкнот евро;

- второй этап (не позднее 1 января 2002 г. - не позднее 1 июля 2002 г.): окончательный переход к евро в системе государственного управления, ввод в обращение банкнот и монет евро, причем в течение первых 6 месяцев в качестве валюты, равноправной с национальной;

- третий этап (не позднее 1 июля 2002 г.): евро становится единственным законным средством расчетов на всей территории стран-членов ЭВС.

Продолжительность переходного периода в три года обусловлена необходимостью подготовить общественность, банковские системы и технические средства, предприятия розничной торговли и государственного сектора. При этом предполагалось, что при досрочном завершении подготовительных мер на начальных этапах и накоплении критической массы новой валюты последующие этапы могут быть сокращены. Например, период параллельного обращения наличного евро с национальными валютами ЭВС оказалось возможным сократить с шести до двух месяцев.

С 1 января 1999 г. евро вошел в практику безналичных банковских расчетов. В соответствии с межправительственными соглашениями стран ЕС в отношении использования евро в период между 1999 и 2002 годами не существовало терминов «принуждение» или «запрещение», поскольку национальные валюты стали взаимозаменяемыми, фактически, замещая евро, любой банковский вклад в национальной деноминации имел соответствующие суммы в евро.

Некоторые европейские транснациональные корпорации, например «Сименс» и «Филипс», уже начали вести бухгалтерский учет в евро с 1999 г. Любое движение в этом направлении крупных компаний могло вынудить более мелкие предприятия последовать их примеру и даже, если предприятия не будут использовать евро для ведения внутреннего бухгалтерского учета, могла возникнуть тенденция котировки цен в евро для осуществления торговли с 1999 г. Для крупных компаний, которые всегда работали с несколькими валютами, переходный период не создал особых проблем с параллельным учетом, для малого и среднего бизнеса, привыкшего работать с одной валютой, это окажется труднее. Однако в переходный период ни одна компания не могла полностью перейти на евро, поскольку государственный сектор и потребители еще будут пользоваться национальной валютой [10. с. 32].

В момент перехода на евро, в странах Евросоюза существовало три альтернативы для осуществления международных платежей:

- платежная система Европейской системы Центральных банков TARGET;

- система клиринговых расчетов в евро Банковской ассоциации ECU, в настоящее время носящей название Евробанковской ассоциации (ЕВА);

- национальные клиринговые системы, которые выполняют функции приведения в соответствие времени рабочих часов в стране и времени отсечения межгосударственных платежей, приведения в соответствие форматов и отчетности, обеспечивают возможность отдаленного доступа к локальным платежным системам и банкам на территории ЭВС.

TARGET. Система была поставлена на испытание в июне 1997 г. и завершена в июне 1998 г. Система TARGET (трансъевропейская автоматизированная экспресс-система брутто-расчетов в режиме реального времени – Trans-European Automated Real-Time Gross Settlements Express Transfer - TARGET), через которую проходит около 25% всех трансграничных платежей в ЕС, напрямую связана с национальными клиринговыми системами RTGS (Real-Time Gross Settlements) и позволяет выполнять платежи в режиме реального времени при наличии достаточного покрытия на счете банка-плательщика. Главная задача системы TARGET – сократить время прохождения платежей между финансовыми институтами зоны евро и максимально гарантировать их безопасность.

Структура TARGET представляла собой децентрализованную платежную систему, при этом в ведении ЕЦБ оставались только наиболее общие функции. Единая система строилась из сети телекоммуникаций, связанной в конкретной стране ЕС с национальной системой, и через нее национальные кредитные учреждения получали доступ к системе TARGET для осуществления расчетов евро в режиме реального времени. Режим реального времени поддерживался всеми странами-членами ЭВС и гарантировал возможность моментальных расчетов в любой стране зоны евро.

Национальные системы RTGS (ELS/Eil-ZV в Германии, TBF во Франции, BL-REL в Италии, TOP в Нидерландах и др.) имели структурные отличия. Например, немецкая электронная система ELS/Eil-ZV управлялась центральным банком федеральной земли и осуществляла крупные платежи в евро и немецких марках. Французская система TBF являлась централизованной системой, управляемой из Банка Франции и включающей межбанковские платежи, расчеты по операциям центрального банка, местную систему нетто-расчетов, систему брутто-платежей, платежи по ценным бумагам. Великобритания создала собственную систему CHAPS, которая проводила расчеты в евро в пределах страны и создавала условия для движения капиталов по всей территории ЕС в режиме реального времени, работая параллельно с системой RTGS в фунтах стерлингах.

EBA. Второй важнейшей системой явилась Банковская ассоциация евро (Euro Banking Association - EBA), представляющая собой евро-клиринговую систему нетто-расчетов, по которой обмен информацией происходил в течение дня, а окончательный расчет – в конце расчетного дня. Основанная в 1985 г. в Париже для содействия коммерческому использованию экю, она объединила 56 клиринговых банков из 16 стран. Это весьма эффективная и рентабельная система, отвечающая всем требованиям двустороннего и многостороннего зачета (неттинга). Через нее проходило около трети всех трансграничных платежей в ЕС.

В зависимости от видов финансовых операций замена национальных валют ЭВС евро в течение переходного периода 1999-2001 гг. являлась либо жестко привязанной ко времени, либо отдавалась на усмотрение самих предприятий. С 1 января 1999 г. на евро были переведены:

а) бюджет ЕС и вся система бухгалтерского учета европейских институтов;

б) облигационные займы ЕС, ЕЦБ, Европейского инвестиционного банка со сроком погашения после 1 января 1999 г., ранее номинированные в экю и в валютах, заменяемых евро, и платежи по ним;

в) новые облигационные и иные займы стран-членов зоны евро.

Основные принципы, связанные с переходом к единой валюте состояли в следующем:

- замещение национальных валют по фиксированным курсам начиналось с 1 января 1999 года;

- с 1 января 1999 года все ссылки в юридических документах на ЭКЮ заменялись ссылками на евро по курсу 1:1;

- все ссылки в юридических документах на национальные денежные единицы остались действительными точно так же, как если бы они относились к евро;

- был реализован принцип непрерывности контрактов, который заключался в том, что: 1) введение евро не вело к изменению каких-либо условий, зафиксированных в юридических документах, и не могло служить предлогом для одностороннего изменения или отмены этих документов; 2) любые платежные обязательства, выраженные в евро или в национальных денежных единицах данной страны-участницы, могли погашаться должником в этой стране либо в евро, либо в национальной валюте;

- с 1 января 1999 гола по 31 декабря 2001 года реализовывался принцип свободы выбора для участников сделок (национальная валюта или евро). При этом по отношению к участникам было недопустимо принуждение или запрещение со стороны государств-членов новой валютной системы. Это означало, что в новых контрактах и во всех связанных с ними документах может использоваться (по договоренности сторон) любая деноминация.

В течение переходного периода банкам было рекомендовано на добровольной основе освобождать от комиссионных пересчетов национальных валют ЭВС в евро и наоборот при исходящих платежах и при пересчете в евро остатков национальных валют на счетах в течение переходного периода, а также обмен национальных банкнот на евро для своих клиентов в начале 2002 г. в суммах, не превышающих их бытовые потребности. Размеры и допустимую частоту льготных обменов устанавливают сами банки, однако они обязаны заранее оповещать клиентов об избранной ими практике. Во всех случаях плата за проведение банковских операций в евро не должна отличаться от платы за такие же операции в прежних национальных валютах ЭВС.

Главные компоненты ЭВС – единая валюта, получившая наименование «евро», и единый Европейский центральный банк, которые неразрывно связаны друге другом. Подобно тому, как каждая национальная валюта всецело находится под юрисдикцией и контролем соответствующего государства в лице центрального банка, так единая, наднациональная валюта непременно требует наличия наднационального, международного органа, который осуществлял бы единую для всего региона денежно-кредитную политику.

Вторым, заключительным этапом третьей фазы перехода к валютному союзу ЕС стал полный переход на евро. После 31 декабря 2001 года все счета, которые до тех пор выражались в национальных валютах участвующих стран стали в обязательном порядке конвертироваться по официальным курсам в евро.

С 1 января 2002 года в течение срока, который каждая страна определила самостоятельно, в обращение были введены банкноты семи номиналов - 5, 10, 30, 50, 100, 200 и 500 евро, и монеты восьми номиналов - 1 и 2 евро, а также 1, 2, 5, 10, 20 и 50 евроцентов, замещающие прежние банкноты и монеты в национальных денежных единицах. В течение определенного срока старые национальные банкноты и монеты еще могли обращаться наравне с евро.

Таким образом, к 1 января 2003 года полный переход на евро во всех странах – участницах ЕВС был завершен. Отныне, евро стал единственным законным платежным средством в странах Еврозоны.

Новая валюта неожиданно быстро завоевала популярность и расположение европейцев. Руководство Европейского союза позитивно оценило этот процесс. Европейская валюта даже стала пользоваться популярностью в странах, не присоединившихся к Еврозоне.

Стоит также сказать, что с завершением перехода на единую европейскую валюту развитие и расширение как Европейского союза в целом, так и Европейского валютного союза не остановилось. Совсем недавно в Евросоюз были приняты 10 новых членов – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. План их принятия предусматривает переход некоторых из них на евро – не позднее 2010 года.

Мнение жителей новых членов ЕС также различны. К примеру, большинство жителей прибалтийских государств и правительства этих стран активно высказываются за переход на евро. Другие новые участники Евросоюза – более сдержаны и не видят себя участниками ЕВС раньше 2010 года.


3. Система институтов Европейского валютного союза


В Договоре о Европейском Союзе, дополненном актами вторичного права, были определены необходимые финансово-экономические критерии, соответствие которым объявлялось непременным условием членства в валютном союзе и институциональная структура ЭВС. Договором было предусмотрено создание Европейского валютного института (ЕВИ), статус которого был определен как учредительным договором, так и специальным протоколом, содержавшим устав ЕВИ. Европейский валютный институт, созданный в 1994 г., с одной стороны перенимал все основные функции ранее существовавших валютных органов, таких как Комитет, управляющих национальными центральными банками и Европейский фонд валютного сотрудничества, выполнявших в основном совещательные и контрольные функции. С другой стороны, ЕВИ должен был подготовить в материальном, организационном и правовом плане создание Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского центрального банка (ЕЦБ), коим он и должен был передать свои полномочия с наступлением третьей фазы. Одной из важнейших функций ЕВИ было наблюдение и контроль за деятельностью государств-членов, необходимой для подготовки к третьей фазе и участию в валютном союзе в соответствии с жесткими критериями, определенными в нормативно-правовых актах ЕС (к числу этих показателей относились, в частности, такие, как инфляция не свыше 1,5% в год, бюджетный дефицит не более 3% и государственный долг не свыше 60% от ВНП). По этим вопросам ЕВИ подготавливал ежегодные доклады, равно как вносил необходимые предложения и рекомендации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.