Рефераты. Европейская валютная система

·                     введение для осуществления режима валютных курсов совместного плавания валют в форме "европейской валютной змеи" в установленных пределах (2,25% от центрального курса, с августа 1993 г. – 15%);

·                     осуществление межгосударственного регионального валютного регулирования путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютными интервенциями.

Европейская валютная система рассматривалась как прелюдия к валютному объединению. Ее тактическая цель – установление более высокого уровня валютной стабильности в сообществе. В стратегическом плане намечались достижение длительного и стабильного роста, возврат на новой основе к полной занятости, гармонизация жизненного уровня и смягчение региональных различий в рамках ЕЭС.

Валютная система должна была способствовать конвергенции экономического развития и дать новый импульс европейскому объединению. Европейские страны проявили достаточное упорство в реализации идеи объединения Европы, несмотря на большое число неудачных реализаций отдельных пунктов намеченных программ. В июне 1988 г. было принято решение о полной либерализации рынков капитала стран-участниц, а 27 февраля 1992 г. представители 12 европейский стран подписали Маастрихтский договор о Европейском валютном и экономическом союзе. В договоре содержалась программа дальнейших действий, имевшая три основные цели:

·                     переход от единого рынка к экономическому и валютному союзу;

·                     придание экономической интеграции социальных изменений на базе общей социальной политики;

·                     дополнение наднационального интеграционного строительства в рамках институтов сообщества постоянным межгосударственным сотрудничеством в области внешней политики, политики безопасности, а также в области юстиции и внутренних дел в рамках Европейского Союза.

Экономическое сотрудничество европейских стран привело к эпохальному событию – введению единой валюты ЕВРО (EURO). По критериям присоединения к новой валюте 2 мая 1998 года для участия в "зоне евро" Советом ЕС были допущены Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция. Две страны – Великобритания и Швеция – также укладывались в большинство указанных критериев, но отказались войти в "зону евро" в качестве первых ее участников. У Дании возникли конституционные проблемы, а у Греции финансовые показатели не соответствуют необходимым требованиям.

Критерии присоединения были довольно жесткими:

·                     бюджетный дефицит – не более 3% ВВП (при нарушении этого норматива к государствам-нарушителям применяются санкции);

·                     размер государственного долга – не более 60% ВВП;

·                     долгосрочные процентные ставки по кредитам не должны превышать двух процентных пунктов над средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами;

·                     инфляция не – более чем на 1,5 процентного пункта выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами;

·                     участие в европейской валютной системе без выхода курсов национальной валюты за рамки разрешаемых ей курсовых колебаний в течение последних двух лет.

С 1 января 1999 г., на основании Маастрихтского соглашения все подписавшие его страны объединились в новое финансовое сообщество – Европейский Валютный Союз, а с 1 июля 2002 г. евро полностью и окончательно заменил национальные валюты стран-участниц.

Экономический и валютный союз 11 западноевропейских государств и его единая валюта имеют под собой солидный фундамент:

·                     на долю стран – участниц ЕВС, где живет 5% населения Земли, приходится 15% мирового валового внутреннего продукта (США – 20,2%, Япония – 7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США – 14,8%, Япония – 9,7%);

·                     внутри Европейского Союза достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Уже более 30 лет существует таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕС составляет около 60 % общего внешнеторгового оборота входящих в него стран. Национальные валюты государств – членов ЕС по сравнению с валютами многих стран мира были относительно сильны и стабильны. Сложившаяся система права и институтов ЕС обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами;

·                     в последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран – участниц ЕВС, достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют;

·                     евро опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, которая полностью передана в ведение наднационального Европейского центрального банка и Совета ЕС, а также на высоко интегрированные денежные и кредитные рынки, масштабы, глубина и ликвидность которых резко возрастают благодаря созданию ЕВС;

·                     высшим приоритетом политики ЭВС объявлена борьба с инфляцией, что составляет важнейшее условие стабильности единой валюты.

Впервые в истории важная группа независимых стран добровольно согласилась отказаться от национальных валют, объединить свои валютные суверенитеты и создать супервалюту континентального размера. Евро создает альтернативу доллару в его ролях расчетной единицы, резервной валюты и валюты, используемой для поддержания курса. Переход к новому устройству требует решительного пересмотра валютных преференций в мировом банковском деле, в международных резервах и на рынках капитала с постоянным эффектом для системы текущих счетов и торговых балансов.

На долю США и ЕС вместе приходится от 50 до 60% мирового производства; а с учетом Японии эти три региона составляют почти 70% мирового ВВП. Вполне возможно, что создание валютного союза в Европе подтолкнет к возникновению азиатского валютного блока во главе с Японией, Китаем или членами АСЕАН (Ассоциация государств юго-восточной Азии).

Члены ЕВС получили не просто валюту одного уровня с долларом и право разделить международный авторитет, но и большее влияние в управлении международной валютной системой.

Остальной мир получил наряду с долларом альтернативный актив для пользования международными резервами и новую стабильную валюту, которую можно использовать как стержень для стабильных обменных ставок и валютного обращения.


Глава 2. Современное состояние европейской валютной системы. Перспективы развития европейской валютной системы


Современный этап развития Европейской валютной системы связан с развитием Евросоюза "вглубь" и "вширь".

Как отмечается в докладе МВФ "World Economic Outiook", страны Европы, сильнее других регионов пострадавшие от мирового экономического кризиса, сравнительно медленно преодолевают рецессию. Темпы экономического оживления как в промышленно развитых государствах, так и в странах с формирующимися рынками заметно отличаются. Действенные макроэкономические стимулы поддерживают процесс оживления деловой активности в так называемых стержневых европейских странах, в то время как внутренний спрос пока не играет заметной роли.

Что касается некоторых более мелких стран региона, то возобновлению роста их экономики мешают крупные фискальные дисбалансы и дефициты платежных балансов по текущим операциям. Такое положение, по мнению аналитиков, является угрозой для региона в целом, тем более, что указанные дисбалансы в начале кризиса отмечались и в промышленно развитых странах Европы. С серьезными проблемами столкнулись многие страны Европы с формирующимися рынками, "особенно те, которые имели значительные дефициты платежных балансов по текущим операциям и сильно зависели от иностранных инвестиций. В частности, это относится к государствам Балтии, Болгарии и Румынии.

Прекращение бума в строительстве и кредитовании, сопровождавшееся проблемами в банковском секторе, как отмечается, спровоцировало производственный коллапс в некоторых странах Еврозоны. Существенное сокращение производства, затратные мероприятия по преодолению кризиса и еще ряд одномоментных факторов, указывают эксперты фонда, привели к образованию крупных фискальных дефицитов в таких странах зоны евро, как Греция, Ирландия, Литва, Португалия, Испания, а также в Великобритании.

Несмотря на меры по корректировке платежных балансов по текущим операциям, принятые во многих странах Европы с формирующимися рынками, эти показатели в ряде случаев остались на достаточно высоком уровне во многих странах Еврозоны, которые не имели возможности прибегнуть к девальвации национальных валют для решения данной проблемы. Резкое падение инвестиций (почти на 11%) в 15 странах Евросоюза аналитики считают важной причиной рецессии, а их возобновление станет основой стабильного экономического оживления. Инвестиции в машины и оборудование пострадали от комбинации падающего внешнего спроса и рекордного снижения уровня загрузки производственных мощностей на фоне негативного влияния мирового финансового кризиса, который усложнил условия внешнего финансирования. Уровень загрузки производственных мощностей, как предполагается, должен начать увеличиваться, но сдвиг в инвестициях не ожидается до второй половины 2010 г. Инвестиции в жилищное строительство пострадали из-за проблем на ипотечном рынке, и для их восстановления, как полагают аналитики, потребуется некоторое время.

Среди других важных факторов, приведших к рецессии, авторы доклада называют падение экспорта, вызванное значительным снижением мирового спроса. Некоторых стран это коснулось особенно ощутимо в силу ориентации на производство товаров на экспорт. В частности, Германия, ведущий экспортер машин и оборудования, пострадала из-за чрезмерного падения промышленного производства в странах Азии, а также снижения импортного спроса со стороны стран – экспортеров нефти. Сокращение немецкого экспорта сказалось на всей Европе. С возобновлением мировой торговли иностранные заказы начали расти, что поддерживает оживление промышленного производства. Однако завышенные курсы многих региональных валют препятствуют расширению экспорта. Объемы импорта, значительно сократившиеся в разгар кризиса, как ожидается, в 2010 г. вновь начнут увеличиваться. Средний уровень безработицы в странах Еврозоны увеличился с 7,2% в марте 2008 г. до 9,7%в сентябре 2009 г. Однако условия занятости очень различаются по странам. Например, в Испании уровень безработицы к сентябрю прошлого года вырос на 9% по сравнению с мартом 2008 г. и достиг 19,5% экономически активного населения. В то же время в Германии данный показатель в указанный период увеличился с 7,2 до 7,6%. Эти различия, в частности, связаны с тем, что в экономике Испании большую роль сыграл коллапс рынка жилья. Меры по регулированию рынка занятости, принимаемые отдельными странами, часто связаны со снижением производительности труда и продолжительности рабочей недели. Поскольку уровень деловой активности в 2010 г., как ожидается, будет, не слишком высоким, не исключается дальнейший рост безработицы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.