Заключения Комиссии могут быть предусмотрены непосредственно процедурой принятия решений.
Рекомендации и мнения Комиссии носят обязательный характер в нескольких конкретных случаях. Комиссия должна давать Совету рекомендации по поводу переговоров с третьими странами относительно общего таможенного тарифа (п. 2 ст. 111 Договора о ЕЭС). Далее. Совет запрашивает мнение Комиссии по вопросу о вступлении в Сообщество нового государства-члена (ст. 237 того же Договора). В подавляющем большинстве случаев Комиссия исходит из общих положений. За Советом остается право принимать решения, но на практике он, как правило, полагается на позицию, занимаемую Комиссией.[48]
Именно Комиссия наделена правом законодательной инициативы. По общему правилу все основные нормативно-правовые акты, принимаемые Советом или Советом совместно с Парламентом, рассматриваются на основе предложений, вносимых Комиссией.
Право законодательной инициативы Комиссии заметно ограничивается в том, что касается второй и третьей опор Союза. Применительно к этим сферам монополия Комиссии на осуществление права законодательной инициативы не только отсутствует, но это право переходит практически в руки государств-членов и Совета. В этой сфере основным правовым инструментом являются рекомендации со стороны Комиссии в значительно большей мере, нежели осуществление формального права внесения предложений по принятию решений.[49]
Комиссия располагает собственной распорядительной властью, она может издавать регламенты и директивы, связанные с осуществлением общих политик, регулирующие деятельность структурных фондов, осуществление права конкуренции и ряд других.
Исполнение решений, принимаемых Советом, возлагается, как правило, на Комиссию посредством делегирования соответствующих полномочий. Это означает, что Комиссия наделяется правом издавать необходимые юридические предписания в целях исполнения решений, принимаемых Советом. Эти акты применения также могут облекаться в форму регламентов и директив.
Комиссия обладает весьма существенными полномочиями в бюджетной сфере. Практически именно в рамках Комиссии разрабатывается проект бюджета, выносимый затем на рассмотрение Совета и Парламента. Практически все обсуждение проекта бюджета идет на основе документа, вносимого Комиссией, а поправки и изменения, которые могут предлагаться парламентариями или Советом, рассматриваются с участием Комиссии.[50]
Не менее важным является и то обстоятельство, что именно Комиссия является распорядителем кредитов по бюджету. Комиссия исполняет бюджет под свою собственную ответственность и в пределах выделенных ассигнований в соответствии с принципом добропорядочного управления финансами.[51]
Весьма значительными полномочиями обладает Комиссия в сфере внешних сношений. Комиссия представляет Сообщества в их отношениях с третьими государствами и с международными организациями. Во всех государствах, с которыми Сообщества поддерживают дипломатические отношения, аккредитуется постоянное представительство, статус которого аналогичен статусу национальных посольств. Иностранные дипломатические представители практически аккредитуются при Европейской Комиссии.[52]
Комиссия в соответствии с процедурой, предусмотренное ст. 300, направляет рекомендации Совету по вопросам открытия переговоров и по общему правилу выступает в качестве института, уполномоченного на проведение этих переговоров.[53]
Делегация Комиссии проводит переговоры в рампах директивных указаний Совета и при условии проведение консультаций, которые предусмотрены этим решением. Подписанный Комиссией договор вступает в силу поего одобрении Советом. В случае необходимости Комиссия может запросить Суд ЕС о соответствии намеченного к подписанию договора с третьими государствами или международными организациями положениям учредительных договоров. Значительно меньшим объемом полномочий обладает Комиссия в рамках проведения общей внешней политики и политики безопасности. Комиссия привлекается Советом к выработке последней и ее осуществлению.[54]
Заключение
Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд.
Комиссия в западной литературе и средствах массовой информации традиционно характеризуется в качестве главного исполнительного органа Союза.
С этой характеристикой в целом можно согласиться, но с несколькими оговорками:
· во-первых, Комиссия обладает таким качеством в рамках Европейских сообществ, прежде всего ЕС - т.е. первой опоры Союза (в этом отчасти причина сохранения старого названия - Комиссия Европейских сообществ).
· во-вторых, исполнительно-распорядительными полномочиями в Союзе обладают также Совет и Европейский центральный банк, влияние которых не следует недооценивать, особенно в сфере второй и третьей опор и кредитно-денежного регулирования;
· в-третьих, Комиссия наделяется достаточно широкими полномочиями в сфере законодательной власти, в которых выражается система сдержек и противовесов на уровне надгосударственных институтов Союза.
Список использованной литературы
1. Договор о европейском союзе от 7 февраля 1992г. (с изменениями, внесенными Амстердамским договором от 2 октября 1997г. и Ниццким договором от 26 февраля 2001г.)//КонсультантПлюс, по состоянию на октябрь 2007г.
2. Ниццкий договор, изменяющий договор о Европейском Союзе, договоры об учреждении Европейских Сообществ и другие основополагающие акты от 26.02.2001г.// base.consultant.ru
3. Договор, учреждающий европейское сообщество (консолидированный текст с учётом Ниццских изменений)// КонсультантПлюс, по состоянию на октябрь 2007г.
4. Единый Европейский Акт от 28.02.1986г.// КонсультантПлюс, по состоянию на октябрь 2007г.
5. Бирюков М.М. Конституция для Европы и реформирование на ее основе Европейской комиссии и судебной системы Европейского союза//Журнал российского права. – 2005. - №8. - С. 128-143
6. Европейский Союз. Путеводитель/Под ред. Ю.А. Борко и О.В Буториной. М.: Интердиалект+,1998
7. Европейское право/ Отв. ред. Л.М.Энтин, М.: Норма. – 2000 – 699с.
8. Зайцев А.Ю. Европейская комиссия: порядок формирования и полномочия. Автореф. 2003// www.lawlibrary.ru
9. Капустин А.Я. Европейский Союз: политика и право. М., РУДН, 2000
10. Лагунова А.А. Взаимодействие Совета Европейского Союза, Европейского парламента и Европейской Комиссии – «институциональный треугольник»//Сборник аспирантских научных работ юридического факультета КГУ. Вып. 6. Казань. Изд-во Казан. ун-та. 2005г. 237-239
11. Лобанов К.Н. Договор о Европейском Союзе: правовой анализ новейших тенденций в развитии западноевропейской интеграции. Учебное пособие. Белгород, 1996//www.eulaw.edu.ru.
12. Основы права Европейского Союза: Учебное пособие / Под ред С.Ю. Кашкина. М., Белые альвы. – 1997. - С.104 - 158.
13. Право Европейского Союза: Документы и комментарии/под ред. С.Ю.Кашкина. - М.: ТЕРРА. – 2002. – 528с.
14. Право Европейского Союза: правовое регулирование торгового оборота/ под ред. В.В.Безбаха, А.Я.Капустина, В.К.Пучинского. - М., М., Зерцало, 2001
15. Сиджански Д. Федералистское будущее Европы. От Европейского сообщества до Европейского Союза. М., 1998//www.eulaw.edu.ru.
16. Топорнин Б.Н. Европейское право. М., Юристъ, 1998
[1] Бирюков М.М. Конституция для Европы и реформирование на ее основе Европейской комиссии и судебной системы Европейского союза// Журнал российского права, 2005г., №8, С. 128
[2] Там же
[3] Европейское право/ Отв. ред. Л.М.Энтин, М.: Норма. – 2000 –с.251
[4] Единый Европейский Акт от 28.02.1986г.// КонсультантПлюс, по состоянию на октябрь 2007г.
[5] Бирюков М.М. Конституция для Европы и реформирование на ее основе Европейской комиссии и судебной системы Европейского союза//Журнал российского права. – 2005. - №8. - С. 136
[6] Договор о европейском союзе от 7 февраля 1992г. (с изменениями, внесенными Амстердамским договором от 2 октября 1997г. и Ниццким договором от 26 февраля 2001г.) Ст. 157, 158// КонсультантПлюс, по состоянию на октябрь 2007г.
[7] Европейское право/ Руководитель авторского коллектива и отв. ред. Л.М.Энтин, М.: Норма, 2000
[8] Ниццкий договор, изменяющий договор о Европейском Союзе, договоры об учреждении Европейских Сообществ и другие основополагающие акты от 26.02.2001г.// base.consultant.ru
[9] Бирюков М.М. «Конституция для Европы и реформирование на ее основе Европейской комиссии и судебной системы Европейского союза// Журнал российского права, 2005г., №8
[10] Толстопятеко Г.П. Европейское право. М, Юрист, 2002
[11] Ниццкий договор, изменяющий договор о Европейском Союзе, договоры об учреждении Европейских Сообществ и другие основополагающие акты от 26.02.2001г.// base.consultant.ru
[12] Европейский Союз. Путеводитель/Под ред. Ю.А. Борко и О.В Буториной. М., Интердиалект+,1998
[13] Лобанов К.Н. Договор о Европейском Союзе: правовой анализ новейших тенденций в развитии западноевропейской интеграции. Учебное пособие. Белгород, 1996//www.eulaw.edu.ru.
[14] Договор о европейском союзе от 7 февраля 1992г. (с изменениями, внесенными Амстердамским договором от 2 октября 1997г. и Ниццким договором от 26 февраля 2001г.) Ст. 158// КонсультантПлюс, по состоянию на октябрь 2007г.
[15] Основы права Европейского Союза: Учебное пособие / Под ред С.Ю. Кашкина. М., Белые альвы, 1997
[16] Сиджански Д. Федералистское будущее Европы. От Европейского сообщества до Европейского Союза. М., 1998//www.eulaw.edu.ru.
[17] Капустин А.Я. Европейский Союз: политика и право. М., РУДН, 2000
[18] Бирюков М.М. «Конституция для Европы и реформирование на ее основе Европейской комиссии и судебной системы Европейского союза// Журнал российского права, 2005г., №8
[19] Бирюков М.М. «Конституция для Европы и реформирование на ее основе Европейской комиссии и судебной системы Европейского союза// Журнал российского права, 2005г., №8
[20] Договор о европейском союзе от 7 февраля 1992г. (с изменениями, внесенными Амстердамским договором от 2 октября 1997г. и Ниццким договором от 26 февраля 2001г.)//КонсультантПлюс, по состоянию на октябрь 2007г.
[21] Европейское право/ Руководитель авторского коллектива и отв. ред. Л.М.Энтин, М.: Норма, 2000
[22] Ниццкий договор, изменяющий договор о Европейском Союзе, договоры об учреждении Европейских Сообществ и другие основополагающие акты от 26.02.2001г.// base.consultant.ru
[23] Договор, учреждающий европейское сообщество (консолидированный текст с учётом Ниццских изменений)// КонсультантПлюс, по состоянию на октябрь 2007г.
[24] Толстопятеко Г.П. Европейское право. М, Юрист, 2002
[25] Толстопятеко Г.П. Европейское право. М, Юрист, 2002
[26] Бирюков М.М. «Конституция для Европы и реформирование на ее основе Европейской комиссии и судебной системы Европейского союза// Журнал российского права, 2005г., №8
[27] Право Европейского Союза: Документы и комментарии/под ред. С.Ю.Кашкина. - М., ТЕРРА 2002
[28] Там же
[29] Право Европейского Союза: правовое регулирование торгового оборота/ под ред. В.В.Безбаха, А.Я.Капустина, В.К.Пучинского. - М., М., Зерцало, 2001
[30] Топорнин Б.Н. Европейское право. М., Юристъ, 1998
[31] Право Европейского Союза: Документы и комментарии/под ред. С.Ю.Кашкина. - М., ТЕРРА 2002
[32] Там же
[33] Европейское право/ Руководитель авторского коллектива и отв. ред. Л.М.Энтин, М.: Норма, 2000
[34] Договор о европейском союзе от 7 февраля 1992г. (с изменениями, внесенными Амстердамским договором от 2 октября 1997г. и Ниццким договором от 26 февраля 2001г.)//КонсультантПлюс, по состоянию на октябрь 2007г.
[35] Капустин А.Я. Европейский Союз: политика и право. М., РУДН, 2000
[36] Основы права Европейского Союза: Учебное пособие / Под ред С.Ю. Кашкина. М., Белые альвы, 1997
[37] Топорнин Б.Н. Европейское право. М., Юристъ, 1998
[38] Бирюков М.М. «Конституция для Европы и реформирование на ее основе Европейской комиссии и судебной системы Европейского союза// Журнал российского права, 2005г., №8
[39] Там же
[40] Капустин А.Я. Европейский Союз: политика и право. М., РУДН, 2000
[41] Договор, учреждающий европейское сообщество (консолидированный текст с учётом Ниццских изменений)// КонсультантПлюс, по состоянию на октябрь 2007г.
[42] Право Европейского Союза: Документы и комментарии/под ред. С.Ю.Кашкина. - М., ТЕРРА 2002
[43] Там же
[44] Бирюков М.М. «Конституция для Европы и реформирование на ее основе Европейской комиссии и судебной системы Европейского союза// Журнал российского права, 2005г., №8
[45] Договор, учреждающий европейское сообщество (консолидированный текст с учётом Ниццских изменений)// КонсультантПлюс, по состоянию на октябрь 2007г.
[46] Зайцев А.Ю. Европейская комиссия: порядок формирования и полномочия. Автореф. 2003// www.lawlibrary.ru
[47] Договор о европейском союзе от 7 февраля 1992г. (с изменениями, внесенными Амстердамским договором от 2 октября 1997г. и Ниццким договором от 26 февраля 2001г.) ст. 7//КонсультантПлюс, по состоянию на ноябрь 2007г.
[48] Зайцев А.Ю. Европейская комиссия: порядок формирования и полномочия. Автореф. 2003// www.lawlibrary.ru
[49] Европейское право/ Отв. ред. Л.М.Энтин, М.: Норма. – 2000 –с. 259
[50] Лагунова А.А. Взаимодействие Совета Европейского Союза, Европейского парламента и Европейской Комиссии – «институциональный треугольник»//Сборник аспирантских научных работ юридического факультета КГУ. Вып. 6. Казань. Изд-во Казан. ун-та. 2005г. 237
[51] Договор, учреждающий европейское сообщество (консолидированный текст с учётом Ниццских изменений) ст. 274//КонсультантПлюс, по состоянию на ноябрь 2007г.
[52] Топорнин Б.Н. Европейское право. М., Юристъ, 1998
[53] Договор, учреждающий европейское сообщество (консолидированный текст с учётом Ниццских изменений) ст. 274//КонсультантПлюс, по состоянию на ноябрь 2007г.
[54] Зайцев А.Ю. Европейская комиссия: порядок формирования и полномочия. Автореф. 2003// www.lawlibrary.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4