Рефераты. Эволюция стратегической доктрины НАТО

Отношение к ОБСЕ со стороны НАТО оказалось ещё более бескомпромиссным. Посредством натовской концепции ОБСЕ была фактически отстранена от решения вопросов безопасности в Европе. НАТО проигнорировала созданные ранее в рамках ОБСЕ специальные механизмы, целью которых стояло урегулирование международных споров и конфликтов. Из этого следует, что НАТО самолично присвоила себе роль блюстителя порядка на европейском континенте, презрев существовавшие до этого правила и порядок, показав ранее главенствующим организациям их место в новом мироустройстве.

Разумеется, подобное поведение НАТО не могло не вызвать беспокойства как у стран, противостоящих блоку, так и у европейских стран-членов Организации. Как уже упоминалось выше, не все европейские государства безоговорочно принимали новую политику НАТО, навязанную США. Ещё при обсуждении проекта новой концепции Франция и Германия выразили сомнения как по поводу ведения военных операций за пределами национальных границ, так и по поводу их проведения без санкции Совета Безопасности ООН. Они настаивали на том, "чтобы во всех случаях, кроме самообороны, НАТО при проведении военных операций за пределами своей территории предварительно заручалась согласием Совета Безопасности ООН"[10].

Сомнения по поводу правильности натовского курса резко усилились в связи с конфликтом в Югославии. Дерзкое поведение США, сфабрикованные ими же сведение против югославской армии, их самоличное проведение международной политики, осуществление расправы и наказания по собственному усмотрению - всё это вызвало резкую реакцию со стороны других государств, в частности России, Китая, Индии, а также ряда некоторых западных стран. Косовский конфликт стал точкой отсчёта для европейских государств, которые в полной мере осознали, что их власть в европейском регионе сошла на нет. Осознание этого положило начало противостоянию Соединённым Штатам и стремлению увеличить свою роль в обеспечении безопасности региона.


2. Реакция на угрозу супертерроризма


2.1 Ужесточение политики НАТО


Трагедия 11 сентября 2001 года перевернула существовавшие представления о безопасности на евроатлантическом пространстве и была воспринята многими как некая новая точка отсчёта в международных отношениях после окончания холодной войны. Это событие показало, что ни одно государство, каким бы сильным оно не было, не способно в одиночку противостоять такому явлению как угроза супертерроризма. В этой ситуации НАТО продемонстрировала свою несостоятельность. Было очевидно, что в борьбе за укрепление своей роли в международных отношениях и международной политике, НАТО совершенно упустила из виду тот факт, что ещё существуют силы, способные нанести неожиданный удар, который самоуверенные США просто не смогут должным образом отразить. И дело здесь не в том, что у НАТО отсутствовали необходимые силы или степень подготовки была недостаточно высока. Скорее американцы были настолько убеждены в своей неуязвимости, что просто не могли допустить мысли о существовании сколь бы то ни было опасной для них угрозы. В ходе сентябрьских событий НАТО показала, что она неспособна в должной степени отвечать "на новые вызовы безопасности, что в корне отличается от декларируемых ею новых политических функций"[11]. Таким образом, события 11 сентября 2001 года послужили катализатором усиления европейской интеграции в сфере безопасности и обороны, что происходило совместно с сокращением обязательств США в Европе.

Однако и здесь не всё так просто. Первоначально возникшие надежды на то, что Америка откажется от односторонних действий в международной политике, в очередной раз не оправдались. Свидетельство тому - военные действия в Афганистане. Сначала США призывали к сотрудничеству другие страны: они обратились в Совет Безопасности ООН и создали коалицию из 69 государств для проведения антитеррористической операции в Афганистане. Однако после неожиданно быстрого разгрома талибского оплота террористов "Аль-Каиды" политика США определённо ужесточилась, что не могло оставаться незамеченным мировым сообществом. В ходе этой политики выяснилось, что даже сами американские союзники не имеют представления об истинных целях военной операции США в Афганистане. И уже после окончания афганской операции Америка, самооценка которой изрядно повысилась, а уровень высокомерия поднялся до критической точки, провозгласила курс на "закрепление абсолютного американского военного превосходства и на осуществление при необходимости в одностороннем порядке превентивных военных операций"[12].

И здесь сразу же напрашиваются следующие вопросы: по каким критериям Америка будет определять степень опасности, и какие государственные институты будут за всё это отвечать? Мишенью для проведения своего превентивного удара США называют террористические группировки, представляющие собой угрозу, которую "нельзя остановить путём сдерживания, так как цели подобных организаций туманны, а терять им нечего"[13]. Однако же, мировое сообщество опасается, и небезосновательно, что политика США к супертерроризму вполне может вылиться в нечто совершенно иное и привести к абсолютно непредсказуемому результату. В частности на эту мысль наводят заявления Джорджа Буша о том, что превентивные военные операции не исключают использования ядерного оружия, а право на проведение этих операций теперь уже не нуждается не только в санкциях Совета Безопасности Организации Объединённых Наций, но и одобрения других стран-членов НАТО.

И теперь мировое сообщество пытается предугадать, как дальше поведёт себя Америка, как ее интересы будут соотноситься с интересами союзников, и какие новые сюрпризы готовит бесспорный мировой лидер на международно-политической арене, выражая свои притязания на мировое господство через НАТО. Курс администрации Буша определён чётко и ясно. США заявили о своей готовности действовать быстро и эффективно и, если это потребуется, то даже в одиночку. Впрочем, США не отказываются от сотрудничества с мировым сообществом, однако следует понимать, что это сотрудничество будет осуществляться только по тем направлениям, которые Вашингтон находит для себя важными, и только тогда, когда ему это будет действительно необходимо.

2.2 Реакция в Европе на изменения политики США


Террористические акты "Аль-Каиды" вызвали в Европе волну сочувствия и симпатии к США. Европейские страны поддержали действия Вашингтона и приняли участие в военной операции в Афганистане. Сочувственные взгляды обратились в сторону США. Пользуясь этим, Соединённые Штаты добились успеха на конференции министров в Брюсселе 18 декабря 2001, получив решение Комитета планирования обороны и Группы ядерного планирования о создании войсковых подразделений с целью предотвращения угрозы распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. В тот же день Совет НАТО одобрил решение о выработке военной концепции для отражения угрозы терроризма, в котором опять ничего не говорилось о разрешении на это Совета Безопасности Организации Объединённых Наций. США уверенно продолжали свою независимую политику.

Ужесточение американской политики, пересмотр ядерной и стратегической доктрин США вызвали некоторое беспокойство в Европе. Хотя не совсем понятно, чего ещё Европа могла ожидать от США, когда она сама дала им возможность действовать неограниченно. Соединённые Штаты получили свободу действий ещё в 1999 году, нарушив Устав ООН и не понеся за это никаких наказаний. Теперь же США невозможно было остановить ни посредством ООН, ни даже посредством НАТО. Международное право фактически перестало существовать для могущественных США. Ведущие политические деятели Европы явно не разделяли позицию Соединённых Штатов, о чём не замедлили заявить. Осуждая склонность США к военным силам, они замечали, что стремление Америки действовать в одностороннем порядке, "не консультируясь с союзниками, и обращаться с ними как с "сателлитами" (Й. Фишер) и "подпевалами" (К. Паттен)"[14] - бесперспективно.

Крупные концептуальные расхождения между США и европейскими державами возникли ещё тогда, когда встал вопрос об Афганистане. Франция, Германия и Великобритания негативно отнеслись к стремлению США "расширить мандат силы в этой стране"[15]. Европейцам не понравилась эта идея, и они заявили, что цели США и НАТО не всегда совпадают, и при этом желания Америки не должны выдаваться за желания альянса.

Впрочем, все эти робкие высказывания не слишком беспокоили Соединённые Штаты. Они уверенно продолжали свой курс. Опубликованная 20 сентября 2002 "Стратегия национальной безопасности США" была тому подтверждением. В ней постоянной политикой США провозглашалась война с терроризмом по всему миру. И здесь же подчёркивалась ещё одна немаловажная для США цель - не позволить так называемым государствам-изгоям получить ядерное оружие. Принципы стратегической доктрины США были так размыты, что могли трактоваться чуть ли не как борьба против любого государства, владеющего ядерным оружием. США лицемерно заявляли о том, что предпосылки, на которых базируется стратегическая доктрина, обусловлены изменением миропорядка, и Европе не зачем беспокоиться, потому как силы США будут направлены исключительно против нарушителей этого порядка и ничего более. А, кроме того, как заявляет Генри Киссинджер, "сверхдержавам сегодня нечего делить между собой"[16]. И на сегодняшний день США готовы взять на себя ответственность за соблюдение мира и спокойствия.

Однако верить словам американцев, наблюдая за их действиями, достаточно трудно. Европу уже в некоторой степени раздражает "бронебойная политика США"[17], и по этой причине европейские страны стремятся к большей самостоятельности. Впрочем, мы и не можем отрицать, что в настоящее время происходит усиление интеграционных процессов в Европе и расширение Евросоюза.

И всё же, анализируя события, происходящие в Европе в течение последних нескольких лет, приходится признать, что кардинального сдвига в каком бы то конкретном направлении не произошло.

2.3 Разногласия в ходе антитеррористических операций


То, что сложилось в ходе военной операции США и их союзников в Афганистане, вряд ли можно с полным основанием назвать антитеррористической коалицией, которая предполагает выработку общего определения терроризма и общих правовых подходов к решению этой проблемы. Во-первых, цели союзников изначально расходились, что выявилось после заявления США о "расширении операционной зоны подразделений НАТО в восточные области Афганистана"[18]. Во-вторых, сохраняющаяся тенденция США к односторонней политике не может не отражаться (и, разумеется, не самым благоприятным образом) на развитии сотрудничества между странами.

Порой действия Вашингтона поражают своей непоследовательностью и цинизмом. Избирательное сотрудничество - так можно определить суть американской политики. И здесь примечателен пример с Ираном. Ещё во время антиталибской операции США, не задумываясь, принимали помощь Ирана. По окончании же операции США сразу выделили "ось зла"[19], в которую вошли Иран, Ирак и другие неугодные Америке государства. Впрочем, режимы в этих странах никогда не были дружественными США, однако же, это не должно означать, что Америка имеет право вести борьбу с этими режимами, используя военную силу. Под давлением со стороны России и европейских государств США были вынуждены согласиться на новую резолюцию Совета Безопасности ООН по Ираку, исключающую автоматическое применение силы в случае, если Ирак нарушит свои обязательства. Однако все прекрасно понимали, что США ни перед чем не остановятся и при желании найдут способ для развязывания войны, сумев обойти резолюцию ООН. Собственно, так оно и вышло.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.