Рефераты. ЕС и Исламская республика Иран в международных отношениях

Другие европейские государства не захотели остаться в стороне от процесса нормализации отношений с Ираном. В марте 2000 г. с официальным визитом в Лондон был приглашен министр иностранных дел ИРИ К. Харрази. В ходе его встреч с премьер-министром Т. Блэром и министром иностранных дел Р. Куком были обсуждены вопросы нормализации отношений двух стран, выявлены общие проблемы, при решении которых обе стороны могли бы активно сотрудничать: трафик наркотиков, борьба с терроризмом, помощь иракским беженцам, ограничение оружия массового поражения. Было подчеркнуто, что хотя Иран и Великобритания имеют различный подход к урегулированию на Ближнем Востоке, обе стороны могут вести диалог для нормализации политического и экономического положения этого региона. Была отмечена роль ИРИ как председателя Организации Исламской конференции в начавшемся диалоге с Евросоюзом.

Развитие контактов ответственных лиц ИРИ с представителями европейских стран ширилось. В июне К. Харрази находился с визитом в Швейцарии. Обе стороны выразили надежду на успешное развитие в будущем политических и экономических связей, отметили необходимость взаимных контактов для урегулирования ситуации в Центральной Азии, на Ближнем Востоке, по борьбе с распространением наркотиков. В ходе этого визита, как и во время встреч представителей ИРИ с политическими деятелями Запада, постоянно поднимался вопрос о борьбе с терроризмом и причастности Ирана к совершению ряда террористических актов в прошлом. Правительство Швейцарии потребовало проведения расследования внутри Ирана по делу об убийстве К. Раджави. В ответ Тегеран предложил заключить совместное соглашение о взаимном сотрудничестве по судебно-правовым вопросам.

Новые горизонты открылись и в отношениях между Тегераном и Берлином. Германия потенциально могла стать основным торговым партнером Ирана. Однако нормализации отношений двух стран препятствовали как сильное давление США и Израиля, с одной стороны, так и противодействие иранской эмиграции, с другой. Тем не менее, в июле 2000 г. состоялся официальный визит М. Хатами в Берлин, продемонстрировавший приоритет экономических интересов в отношениях двух стран.

Продолжали развиваться отношения ИРИ и с государствами Западной Европы, с которыми ранее не возникало серьезных конфликтных ситуаций: с Голландией, Бельгией, Испанией, Австрией и другими странами.

В ходе визитов иранских делегаций в Италию, Францию, Германию особое внимание уделялось обсуждению экономических вопросов. За период 1993–1997 гг. значительно снизился товарооборот между ИРИ и странами ЕС. Так, экспорт из Германии – основного поставщика на иранский рынок – сократился с 4 млрд. долларов в 1993 г. до 1,8 млрд. в 1997. Совокупный импорт ИРИ в страны Евросоюза в 1993 г. составлял 9,6 млрд. долларов или 46,3% общего импорта страны, а в 1997 г. – 6,1 млрд. долларов или 43,6% 8. Помимо чисто политических причин, на снижении товарооборота отразились и другие факторы. Иран был включен в список рисков, т.е. тех стран, которые не могут гарантировать безопасность капиталовложений. В связи с этим были установлены дискриминационные пошлины на ввозимые товары. Иран также попал в число государств, в которые запрещен экспорт товаров двойного назначения. Представители ИРИ требовали снять ограничения на развитие торгово-экономических связей. В частности, в ходе визита К. Харрази в Швейцарию было заключено соглашение о взаимных гарантиях инвестиций и предотвращении двойного налогообложения. Страны ЕЭС по просьбе иранской стороны согласились пересмотреть сроки погашения краткосрочных займов, в результате чего банки Италии, Германии и Франции открыли для экспорта в Иран кредитные линии. Были установлены контакты представителей деловых кругов и заключены новые экономические соглашения.

Из наиболее крупных можно назвать контракт с итальянскими фирмами на строительство 30 газовых турбин мощностью 4700 мегаватт электроэнергии, соглашение с немецкой Lurgi Firm о строительстве крупнейшего в Иране завода по производству метанола, закупке 100 локомотивов во Франции, строительстве железных дорог, госпиталей, водоочистительных станций с австрийскими фирмами, завода по производству товаров бытовой химии с испанской компанией и другие. Для иностранных инвесторов Иран привлекателен своей дешевой, но достаточно квалифицированной рабочей силой, дешевизной электроэнергии, достаточно развитой системой коммуникаций, наличием богатых природных ресурсов, емким внутренним потребительским рынком и доступом на рынки соседних среднеазиатских государств.

За прошедший год значительно увеличился торговый обмен ИРИ со странами Западной Европы. За 9 месяцев 2000 г. (январь-сентябрь) по сравнению с соответствующим периодом 1999 г. экспорт Ирана в страны Евросоюза удвоился, импорт возрос на 29%. Отметим, что основной прирост экспорта в денежном исчислении произошел за счет роста цен на нефть, однако и объем нефтяного экспорта ИРИ возрос на 28%. Самым крупным экспортером в Иран остается Германия. За указанный период ее экспорт в Иран увеличился на 32%. Основным импортером продолжает оставаться Италия. Объем иранского импорта в эту страну в те же сроки возрос на 81% 9. Возобновилась деятельность Британо-иранской торговой палаты.

Особый интерес западных инвесторов был проявлен к нефтегазовому сектору. Еще в 1995 г. французская нефтяная компания Тотал заключила с Иранской национальной нефтяной компанией (ИННК) контракт на сумму 600 млн. долларов на разработку нефтяных полей Сири в Персидском заливе. Работы продолжались даже в период действия американских санкций на сотрудничество с Ираном. С конца 1998 г. на этом месторождении началась добыча нефти. В 1997 г. та же Тотал в консорциуме с малазийской компанией Петронас и российским Газпромом заключила договор на разработку газа области Южный Парс на сумму более 2 млрд. долларов. В 1999 г. в ходе визита президента Ирана в Италию был подписан контракт на разработку нефтяного месторождения Доруд с компаниями Эни (Италия) и Элф (Франция). Международные нефтяные компании после 20-летнего перерыва поспешили вернуться в Иран. Причем европейские фирмы в отсутствие своих американских конкурентов стремятся заполнить все ниши. Не пожелала отстать от своих традиционных партнеров английская Шелл. Она выразила желание участвовать в расширении старых нефтепромыслов: Ахваза, Бангестана и Агаджари. Шелл совместно с компанией Ласмо заключила контракт на проведение разведочно-буровых работ в иранской части Каспийского моря. В сентябре 2000 г. был заключен контракт с Бритиш Газ Груп на производство и экспорт сжиженного газа на сумму 1 млрд. долларов. Необходимо отметить, что все контракты заключаются ИННК по формуле «buy-back», т.е. иностранные компании выступают подрядчиками, так как, согласно Конституции ИРИ, это единственная форма, позволяющая привлекать иностранные инвестиции.

В Иране уделяют большое внимание развитию сотрудничества в сфере среднего и мелкого бизнеса.

Правительство Ирана стремится создать более привлекательные условия для работы иностранных компаний в стране. Либерализируется банковское законодательство, активно развиваются свободные экономические зоны, проводятся международные тендеры. Так, в конце 2000 г. был организован Международный конгресс по иностранным инвестициям, в ходе которого объявлен тендер на 1250 проектов, среди которых – скоростные дороги, железнодорожные участки, мосты, тоннели, торговые центры, отели и пр. Однако серьезное сопротивление привлечению иностранных фирм в экономику страны оказывают консервативные элементы, сохраняющие свои позиции в органах власти ИРИ. Большие надежды возлагались на выборы нового состава меджлиса, прошедшие в феврале 2000 г. Хотя победу на выборах одержали сторонники реформ, до сих пор им не удалось провести кардинальные законопроекты в социальной или экономической областях. Единственным достижением нового меджлиса можно назвать единогласно одобренный в первом чтении в августе 2000 г. законопроект о снятии юридических препятствий для иностранных инвестиций.

Правительство ИРИ намерено следовать выработанной им линии по активному привлечению западноевропейских фирм для экономического развития страны. Причем перед Министерством иностранных дел страны поставлена задача: сохраняя во внешней политике принцип последовательности, уважение к ценностям исламской революции, сделать ее более экономически ориентированной и адаптированной к новой политической ситуации.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что развитие отношений со странами Западной Европы стало приоритетным направлением внешнеполитической деятельности правительства Ирана. За период 1998–2000 гг. ИРИ удалось нормализовать отношения со всеми европейскими государствами. Начавшаяся разрядка напряженности в двусторонних отношениях во многом связана с имиджем президента ИРИ М. Хатами – либерала и демократа, который противостоит консервативному духовенству. В ходе его переговоров с европейскими лидерами были сглажены отдельные острые моменты, препятствующие развитию всесторонних связей. Стороны проявили заинтересованность во взаимном сотрудничестве по вопросам ближневосточного урегулирования, нормализации ситуации в Афганистане и вокруг Ирака, борьбы с контрабандой наркотиков и др. Хотя темы нарушения прав человека, свободы прессы, активного развития атомных технологий, роста военной мощи ИРИ являются предметом постоянного беспокойства международной общественности, экономические приоритеты берут верх. Западная Европа стремится к развитию экономических контактов с Ираном. Наиболее активно идет сотрудничество в нефтяной и газовой отраслях. Деловые круги стран Западной Европы выражают готовность вложить свои инвестиции в инфраструктуру, промышленность, туристический бизнес в Иране. Они ждут от иранского правительства обеспечения правовых гарантий для иностранных инвесторов. Дальнейшее развитие как политических, так и экономических отношений ИРИ со странами Западной Европы зависит от того, удастся ли новому президенту страны, выборы которого назначены на июнь 2001 г., сломить сопротивление консервативных сил и претворить в жизнь планы либерализации законодательства как в экономической, так и в социальной сферах. Несомненно, что развитие отношений ИРИ с европейскими государствами будет способствовать постепенной нормализации и ее отношений и с США.




Список и литературы


1 Органы правосудия ФРГ, расследовавшие убийство иранцев в Берлине в 1992 г., вынесли вердикт о причастности к этому преступлению высоких должностных лиц ИРИ.

2 См. об этом подробнее М. Mozaffari. Revolutionary, Thermidorian and Enigmatice Foreign Policy: President Khatami and the «Fear of the Wave» // International Relations. – August 1999. Vol. XIV. – №5. – С. 17.

3 См. Асгар Джафари Валдани. Иран ва Орупа: аз гофтогуйе энтегади та мошаракате эгтесади. – Маджалейе сийасате хареджи, паиз 1378. – С. 237.

4 Там же, с. 239.

5 Посол Великобритании покинул Тегеран в 1989 г. после вынесения смертного приговора С. Рушди.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.