Рефераты. Энергоресурсы стран Африки в контексте запросов Украины

Вообще "китайское присутствие" в Африке с каждым годом увеличивается: Китай заключил договора об инвестиционной поддержке с 34 африканскими странами, разместив на континенте около 15 млрд. дол. своих инвестиций; Пекином были подписаны также 245 соглашений с государствами Африки по экономическому сотрудничеству. По состоянию на 2005 г., на континенте активно развернули свою деятельность (от горнодобывающей и коммуникационной до деревообрабатывающей и рыболовецкой отраслей) 674 крупных китайских производственных объединения. В соответствии с достигнутыми договоренностями, в настоящее время на континенте реализуются тысячи китайских проектов, среди которых - запуск первого нигерийского спутника, нефтеразведка и добыча нефти в Анголе, Габоне и Судане, возобновление эксплуатации медных шахт в Зимбабве, широкий спектр работ в конголезской горнодобывающей промышленности, лидерство на эфиопском рынке телекоммуникаций, сооружение железных дорог и автотрасс в Эфиопии, Кении, Руанде и Судане, строительство в ряде стран больниц, мостов, нефтепроводов и нефтеперегонных заводов, расширение туристической инфраструктуры в 8 государствах субконтинента, сотрудничество в сфере сельского хозяйства.

Китай выделяет Африке 44% своей внешней помощи, а в 2000 г. аннулировал 10 млрд. дол. долгов африканских стран. Он привлек к обучению в китайских учебных заведениях 10 тыс. африканских граждан, создал Фонд развития гуманитарных ресурсов Африки, в 2004 г. направил на миротворческие операции в Либерию и Демократическую Республику Конго свыше 1500 военнослужащих, поддержал африканскую инициативу по вводу в состав Совета Безопасности ООН представителя африканского государства как постоянного члена.

О возрастающем потенциале китайско-африканского экономического сотрудничества свидетельствуют и три китайско-африканских форума (2000, 2003, 2006 гг.), на которых был разработан план сотрудничества между Китаем и Африкой, и предусмотрена перспектива расширения взаимодействия в соответствии с подписанным в апреле 2005 г. в Бандуге документом о Новом стратегическом партнерстве Азия - Африка, и целый ряд совместных политических и экономических интересов на международной арене.

Глобальное соревнование за контроль над африканскими энергоресурсами становится настолько острым, что США даже вынашивают проекты дополнения экономических связей со странами Субсахарской Африки усилением военного присутствия в регионе. Так, под видом гарантирования безопасности перевозок нефти Вашингтон, например, договорился о строительстве базы ВМС и военного порта для патрулирования Гвинейского залива с небольшим архипелагом Сан-Томе и Принсипи, который, к тому же, оказался владельцем крупных нефтяных месторождений.

В настоящее время Соединенные Штаты делают особый акцент на укреплении своих позиций на севере и западе Африки, прежде всего, в связи с тем, что это, как отмечалось, один из крупнейших нефтедобывающих регионов в мире. Здесь планируется разворачивание сети из двадцати американских военных оперативных баз в Сенегале, Мали, Мавритании, Нигерии, Чаде, Гане, Марокко, Тунисе и Алжире, то есть вдоль всего пространства, которое сегодня удовлетворяет 17% американских потребностей в импорте нефти и доля которого должна возрасти в ближайшее время до 25%. Общая же численность американских военнослужащих в Африке, по данным американских СМИ, должна составлять 6,5 тыс. чел. Кроме того, было объявлено о создании до конца 2008 финансового года американского военного командования в Африке (АФРИКОМ). В его приоритетные задачи будет входить обеспечение организации первых шести военных пунктов для дальнейшего разворачивания там американских частей. США объясняют необходимость основания АФРИКОМ задачами борьбы с терроризмом, хотя вполне очевидно, что его главная цель - военный контроль над регионом размещения стран - поставщиков нефти в США.

Борьба крупнейших потребителей углеводородов вокруг африканских энергорынков существенно обострилась в последние годы в связи со значительным усилением газовой составляющей этих рынков. Африка владеет 7,8% мировых запасов природного газа (36% его планетарных резервов приходится на страны СНГ, 36% - на государства Ближнего Востока, 9% - на американские государства, 8% - на страны Азиатско-Тихоокеанского региона и 3% - на страны Западной Европы), при этом четверть африканских запасов сосредоточена в государствах зоны Гвинейского залива.

Крупнейшие газовые залежи в регионе имеет Нигерия. Она производит этого энергоносителя больше всех стран континента и уступает в экспорте сжиженного газа лишь Алжиру. Значительными газовыми резервами владеют также Камерун, Республика Конго, Ангола и Экваториальная Гвинея. Причем африканские запасы не ограничиваются попутным газом - на континенте обнаружены огромные резервы этого энергоносителя, не связанные с нефтью. Прежде всего речь идет о шельфе Мозамбика и Танзании, где газ уже найден и в скором времени начнется его разработка. Активная разведка ведется на шельфе Намибии, геологические исследования планируются в Сенегале и Гане. В Ливии и Алжире реконструированы заводы по производству сжиженного газа, что позволяет транспортировать его по трубопроводам в Европу. Завод для производства сжиженного газа построен также в нигерийском городе Бонне. В других странах первоочередное внимание уделяется внутреннему рынку. В Египте достаточное количество месторождений газа позволило перевести ТЭС с мазута на это дешевое и экологически чистое топливо. В Тунисе рассматривается вопрос об обеспечении потребностей в электроэнергии путем использования газа. Такая же система уже действует в Кот-д'Ивуаре.

Увеличение объемов глобального потребления энергоносителей сопровождается быстрым повышением мирового спроса на газ. США, например, заинтересованы в африканском газе потому, что в последнее время их собственное газовое производство сокращается, а внутренний спрос возрастает, особенно в условиях зимнего похолодания, в результате чего цены на природный газ в этой стране возросли в течение лишь 2000-2003 гг. на 700%, вынудив нефтехимические и стальные компании обратиться к правительству за помощью в преодолении "еще одного энергетического кризиса". Следовательно, американские компании сами выступили за расширение импорта газа, отметив, что собственная добыча его не развивается из-за недостаточных инвестиций и неразвитости инфраструктуры.

Таким образом, США стимулировали заинтересованность в росте добычи природного газа в африканских странах, обеспечив, в частности, Гану и Нигерию технической помощью в разработке национального законодательства по регулированию газодобычи. Американский экспортно-импортный банк также предоставил кредит в 500 млн. дол. для строительства морского и сухопутного западноафриканского газопровода протяженностью 1000 км для транспортировки газа из Нигерии в Бенин, Того и Гану. Американская нефтегазовая компания "Маратон" в партнерстве с правительством Экваториальной Гвинеи приступила к строительству предприятия для производства сжиженного газа стоимостью 1,4 млрд. дол. Ангольская нефтегазовая компания разработала совместно с американской "Шеврон-Тексако" проект производства на экспорт сжиженного газа из морских месторождений. Теперь 48% попутного газа, добытого в странах зоны Гвинейского залива, сжигается. Если же снизить это количество хотя бы до 20%, построив предприятия для производства сжиженного газа, это может давать указанным государствам 2,2 млрд. дол. дополнительных прибылей в год, что равно 1,6% их совокупного ВВП.

Уже в настоящее время готовятся к реализации проекты в газовой сфере, которые, по прогнозам, будут иметь большое экономическое значение. Скажем, строительство Западноафриканского газопровода будет активизировать, как ожидается, рост нигерийской цементной, сталеварной и алюминиевой промышленности, а также производство удобрений. Использование дополнительных объемов природного газа позволит Нигерии решить проблему хронического дефицита электроэнергии, создать 20 тыс. новых рабочих мест в газовой промышленности и еще 60 тыс. в сферах, потребляющих газ, получать в госбюджет дополнительно 540 млн. дол. в год. Что касается других стран субрегиона, то, по подсчетам Всемирного банка, Бенин, Гана и Того, используя газопровод, смогут экономить на закупках дорогой нефти до 500 млн. дол. Гана имеет намерение в течение 20 лет заменить газом поставки 20 тыс. баррелей нефти в сутки для своих электростанций.

Другой масштабный проект рассчитан на дальнейшую перспективу. Это - строительство газопровода из Нигерии в Алжир, по которому нигерийский газ будет поступать дальше, в Европу.

Активно сотрудничает с Африкой в секторе энергоресурсов также Россия, которая не только представлена в нем своими ведущими компаниями, но и осуществляет последовательную государственную стратегию закрепления на энергорынках континента. Наглядным доказательством этого стало создание Совета по международному сотрудничеству в области геологии и ресурсопользования, в который благодаря его продуктивным усилиям только за последние годы поступило около 20 заявок от ведущих российских фирм на поиск информации о новых проектах в области разведки и добычи полезных ископаемых, в частности, в странах Африки. Среди них фирма "ЛУКОЙЛ Оверсиз", которая вместе с "Зарубежнефтью" интересовалась разведкой нефтяных месторождений в Анголе и Намибии, "Татнефть", которая хочет принимать участие в проектах по инвентаризации минерально-сырьевой базы на юге Африки, а также "Газпром", претендующий на выполнение работ на участке шельфа Намибии вблизи городка Куду, где, по предварительным оценкам, залежи газа составляют 3 млрд. м3. Силами смешанной индустриальной группы российско-африканского предпринимательства "Синтезнефтегаз-Намибия" производится активная разведка нефти на двух перспективных шельфовых участках этой южноафриканской страны. Уже в нынешнем году здесь начнется бурение первых поисковых скважин. Капиталовложения российской стороны в этот проект превышают 80 млн. дол. Созданию устойчивой репутации России способствует и работа компании по подготовке кадров местных специалистов в области нефтедобычи и геологоразведки, а также ее долгосрочные планы деятельности в этой стране, связанные с подъемом намибийского хозяйственного потенциала.

Приведенные примеры являются показательными иллюстрациями привлекательности африканского энергорынка как возможного дополнительного источника энергоносителей для Украины и одновременно быстрого сокращения благоприятных перспектив выхода на этот рынок в связи со стремительно возрастающим спросом на энергоносители. Единичные факты "украинского присутствия", к примеру, договоренность между "Укрнефтью" и правительством Нигерии о добыче нефти на ее территории с дальнейшей возможностью выкупа украинской стороной 150 тыс. т этого сырья ежемесячно по льготным ценам или перспективные выходы НАК "Нефтегаз Украины" на месторождения Ливии и Алжира, не исчерпывают всей полноты проблем.

Известно, конечно, обоснование в 1995 г. выдающимися западными экономистами Дж. Саксом и Д. Уорнером отрицательной связи между богатыми ресурсами (особенно нефтяными) и экономическим ростом, поскольку эта связь осуществляется через относительные цены (порождая "голландскую болезнь"), их изменчивость, статусную ренту и искажение институтов. Но и обратная ситуация - драма индустриально развитой страны, оставшейся почти без энергоносителей да еще и в условиях всплеска суперспроса на углеводороды с соответствующим бешеным ростом цен -даже не нуждается в комментариях. Всестороннее укрепление сотрудничества Украины в области добычи энергоносителей с Россией и республиками Центральной Азии на фоне широкомасштабного использования любых возможностей для продвижения на мировые энергорынки, в том числе африканские, - веление времени.

ВЫВОДЫ


В указанном контексте, по нашему мнению, целесообразно:

- использование опыта России по созданию и деятельности Совета по международному сотрудничеству в области геологии и ресурсопользования;

- инициирование обсуждения украинской и российской сторонами проекта создания энергетической транснациональной корпорации, которая будет вести бизнес на Африканском континенте;

- изучение возможности предоставления широкого спектра предложений по проведению украинскими предприятиями геологоразведочных, добывающих и других субподрядных работ по адресу заангажированных в сфере разработки африканских энергоносителей иностранных фирм;

- анализ возможностей привлечения украинских организаций к проектам фронтального исследования минерально-сырьевой базы африканских стран, осуществляемым как их национальными правительствами, так и международными финансовыми учреждениями;

- согласование с Департаментом геологии и использования недр Украины вопроса о скоординированном с МИД выходе на переговорный уровень с заинтересованными африканскими государствами с целью выяснения возможностей участия украинских организаций в геологоразведочных и геологоразрабатывающих работах в Африке;

- изучение возможностей возобновления широкого комплекса сотрудничества с африканскими странами в военной сфере (прежде всего в поставках вооружения) как дополнительного фактора для продвижения украинского присутствия на африканских энергорынках, с учетом того, что до сих пор на континенте превалируют образцы вооружения советского производства;

- наконец, на наш взгляд, оправданным будет использование возможности целевой апелляции к власти африканских стран относительно ремонта, реконструкции и модернизации хозяйственных объектов, построенных в свое время с помощью СССР, в качестве сопровождающего компенсаторного фактора украинского продвижения в сферу энергоресурсов Африканского континента.

ИСПОЛЬЗОВАН ИСТОЧНИК


1.                «Africa's Oil Dreams. Time», June 11, 2007, p. 25.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.