На третьем этапе политики реформ правительство КНР заявило о форсировании экономики, ускорении прогресса рыночных отношений и темпов роста. На этот же этап пришелся пик иностранного инвестирования предприятий, как частного толка, так и государственного, плюс ко всему инвестирование было сосредоточено в промышленном и добывающем секторах.[48]
Еще в 1992 году, когда Дэн Сяопин объявил о планах очередной пятилетки, он призвал ускорить реформы и поддержать темпы роста экономики на уровне 10% и выше, китайская печать, ученые и даже руководители страны неустанно разъясняли, что объективная ситуация и происходящие изменения в мире бросают вызов Китаю. Поэтому, по их словам, было необходимо, как никогда ранее убедительно продемонстрировать всему миру и собственным гражданам свою способность быстро наращивать совокупную мощь государства и улучшать жизнь народа.[49]
В 1993 году прирост ВВП стал не 10%, а целых 13%, что в последствие очень обеспокоило правительство КНР[50]. Экспертами по проблемам экономического развития Китая высказано мнение, что тот самый " призыв к ускорению развития и реформы могут привести к неблагоприятным явлениям в экономике Китая. Хотя желание ускорить процесс развития страны вполне понятно".[51]
И в ходе очередного этапа реформирования нефтегазового сектора в Китайской национальной нефтегазовой корпорации КННК и Китайской нефтехимической корпорации СИНОПЕК провели обмен перерабатывающими и добывающими активами. Они превратились в вертикально интегрированные корпорации, имеющие в своем распоряжении добывающие, перерабатывающие, распределительные и сбытовые мощности. При этом функциональное разделение сфер деятельности было заменено географическим: КННК сконцентрировала свою работу в северном и западном районах страны, а СИНОПЕК - в восточном и южном. Тем не менее, наследие старой системы пока сохраняется - КННК принадлежат доминирующие позиции в области добычи, СИНОПЕК - в области переработки энергоносителей.[52]
Также появился еще один большой и сложный вопрос в экономике, он касался китайской энергетики – это разрозненность и запутанность системы управления. До 1980-х годов Китай располагал иерархически жестко выстроенной централизованной административной системой, представленной тремя отраслевыми министерствами, подчинявшимися Госсовету Китая, - нефтяной, угольной и химической промышленности. Затем, после достаточно длительного периода разделения и укрупнения административного аппарата, контроль над энергетикой сосредоточился в руках сначала Госплана, а еще позже ситуация вообще ушла из-под контроля.[53] О дальнейших последствиях мы осветим чуть позже.
Таким образом, первые сложности с так называемым «перегревом экономики», по словам российских и зарубежных исследователей, начинаются на третьем этапе (1992-1997 гг.) экономических реформ Китая. В дополнение ко всему доктор экономических наук Л.Гирич в своей работе «Китай: темпы рост и «перегрев экономики»» выделяет несколько структурных диспропорций хозяйства страны. Первой диспропорцией он считает отставание сельского хозяйства от развития промышленности и народного хозяйства. Вторым фактором Л.Гирич рассматривает отставание транспортной сферы экономики и системы связи от развития промышленности и сельского хозяйства[54]. И самой важной информацией для нашей работы являются сведения о том, что одной из диспропорций стало появление относительно большого по сравнению с обрабатывающими отраслями природоэксплуатирующего сектора. Под этим сектором подразумевается сельское хозяйство и, конечно, добывающая промышленность, включая сектор первичной переработки сырья и производства материалов [55]. Это является диспропорцией, потому что в стране перманентно возникает дефицит продуктов питания, одежды, энергетических ресурсов, сырья и материалов. Основываясь на этих данных, мы уже сейчас можем сделать небольшой вывод о грядущей проблеме энергетической безопасности Китая. Так и есть, в 1993 году Китай становится импортером нефти. В 1996 году правительство КНР приняло план по наращиванию объемов производства и добычи нефти, которое предусматривало к 2010 году достигнуть уровня добычи в 300 млн. т в год.[56] Проблемным добычу топлива делало сложное геологическое строение территории и необходимость крупных вложений в эту сферу.
2.4 Четвертый этап реформ (1998-2002)
На четвертом этапе реформирования акцент делался на дальнейшее развитие пищевой промышленности, телекоммуникаций, информационной техники и технологии, диверсификации потребления в деревни.
Уделялось особое внимание развитию автомобильной промышленности, провозглашенной в то время одной из опорных отраслей. Также было осуществлено жилищное реформирование, которое предусматривало полное прекращение практики бесплатного распределения жилья и поощряло активное использование ипотечного кредитования при покупке жилья по рыночным ценам [57]. Основным курсом реформирования государственной промышленности стала «система современных предприятий», в которой главное внимание уделено крупным заводам и фабрикам, поставляющим основную массу продукции.
Что касается промышленности, то рост этой отрасли вместе со строительной сферой превышал 20%, это означало превышение планового показателя в 4 раза.[58] Такое явления происходило из-за создания в городе и деревне промышленных предприятий коллективной, индивидуальной и смешанной форм собственности. Также расширялся фронт нового капитального строительства.
Все более ускоряющаяся экономическая активность вызвала повышенный спрос на сырье, материалы, электроэнергию, топливо, продукты питания. И уже в 1999 году удовлетворить свои потребности в энергоресурсах Китай не мог.[59]
Таким образом, Китай столкнулся с действительно сложной проблемой энергетической безопасности, нехватка ресурсов заставляет его менять не только внутренний политический курс, но и внешнюю стратегию.
Правительство страны неоднократно разрабатывало энергетические стратегии, благодаря которым развитие экономики Китая, хоть и зависит частично от внешнего мира, и в то же время, извлекает из этого выгоду.
КНР грамотно пользуется своим авторитетом крупного экспортера товаров легкой промышленности на мировой арене и успешно заключает соглашения со странами, имеющими возможность с вопросом о ресурсах.
Заключение
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что действительно важной составляющей любой развивающейся экономики, является ее энергетическая безопасность. Для Китая как экономического «гиганта» на мировой арене необходимость в безопасности также чрезвычайно актуальна.
В нашей работе мы достаточно подробно рассмотрели энергетическую базу КНР, охарактеризовали уровень развития его топливно-энергетической базы, нефте- и газодобывающей промышленности, а также успехи в атомной отрасли.
Также мы изучили этапы экономических реформ КНР, их положительные и отрицательные последствия касательно сферы энергетики. Постарались выявить внутренние проблемы энергетической безопасности Китая.
Мы видим, что развитие экономики сопряжено с различными издержками, препятствиями и в то же время успехами и достижениями.
Для поддержания должного уровня развития, Китаю необходимо предпринимать меры, изыскивать новые стратегически подходы к проблеме энергетической безопасности, чем он достаточно успешно занимается. Правительство КНР достаточно быстро перешло от пассивной линии поведения во внешней политике к активной и трансформировалось в крупного участника событий мирового масштаба.
В целях обеспечения себя необходимыми энергоносителями Китай выходит на внешние рынки стран Латинской Америки, Африки, Средней Азии и России. Он также переходит от политики двухсторонних отношений к политике многостороннего сотрудничества, другими словами, диверсифицирует импорт энергетических ресурсов.
Одновременно с положительными тенденциями, возникают и проблемы, как внутренние, так и внешние. Вопросы с организацией властных структур и упорядочения энергетической параллели власти, вопросы устаревания обрабатывающего оборудования, требующего модернизации.
Вопросы геополитического характера на право добычи энергоносителей на той или иной территории, при наличии других государств, нуждающихся в ресурсах.
Правительство абсолютно адекватно дает себе отчет в наличии вышеперечисленных моментов, и предпринимает достаточно большие усилия для регулирования проблемных ситуаций.
Список литературы
1. Б.Г.Гуревич «Актуальные проблемы Центральной Азии и Китая: история и современность»
2. Г.И. Чуфрин Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности.
3. Справочник Китайская народная республика. - М.:Политиздат, 1989
4. А.С.Селищев.,Н.А.Селищев. Китайская экономика в XXI веке.- М. – 2004 год.
5. З. Муромцева «Реформа в промышленности КНР: трудный путь»//Обозреватель. – 1996.-№8.-с.11
6. Л.Гирич Китай: темпы рост и перегрев экономики// Обозреватель. – 1993. – №4. – с.7
7. В.И.Анненков.,Н.М.Лахтовский. «Энергетическая безопасность в условиях глобализации»// Обозреватель. - 2010 год.- №1.-с.37
8. С.Ю.Голубчиков Перспективы поставок российских энергоносителей в Китай // Энергия: экономика, техника, экология– 2004. - №9.- С.36-39
9. В.Г. Гельбрас. Цена экономических успехов Китая//Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – №9. – с.26.
Интернет источники
1. Аналитический портал #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] См. В.И.Анненков., Н.М.Лахтовский. Энергетическая безопасность в условиях глобализации// Обозреватель. - 2010 год.- №1.-с.37
[2] См. там же., с.38
[3] С.Г.Лцзянин «Актуальные проблемы Центральной Азии и Китая: история и современность».- М. - стр.359
[4] См. Справочник Китайская народная республика. - М.:Политиздат, 1989 год. – 118с
[5] См. Г.И. Чуфрин Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. – М.: . – 97с.
[6] См. Нефтегазовый комплекс Китая// Kazenergy. -2007. - №4 #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] См. Справочник Китайская народная республика. - М.:Политиздат, 1989 год. – 118с
[8] См. С.Ю.Голубчиков Перспективы поставок российских энергоносителей в Китай // Энергия: экономика, техника, экология. – 2004. - №9.- С.36-39.
[9] См. А.С.Селищев.,Н.А.Селищев. Китайская экономика в XXI веке.- М. – 2004 год.
[10] Л.Гирич Китай: темпы рост и перегрев экономики// Обозреватель. – 1993. – №4. – с.6
[11] См. З.Муромцева Реформа в промышленности КНР: трудный путь//Обозреватель. – 1996.-№8.-с.11
[12] См. В.Г. Гельбрас. Цена экономических успехов Китая//Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – №9. – с.26
[13] См. Справочник Китайская народная республика. - М.:Политиздат, 1989 год. – 118с.
[14] См. Г.И. Чуфрин Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. – М.: . – 97с.
[15] См. С.Ю.Голубчиков Перспективы поставок российских энергоносителей в Китай // Энергия: экономика, техника, экология. – 2004. - №9.- С.36-39.
[16] См. Г.И. Чуфрин Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. – М.: . – 97с.
[17] См. там же
[18] См. там же
[19] #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] См. Справочник Китайская народная республика. - М.:Политиздат, 1989 год. – 119с
[21] См. там же. – С.119
[22] См. там же. – С.119.
[23] См. Г.И. Чуфрин Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. – М.: . – С.109.
[24] Дацин располагается в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунхуацзян и Ояохэ. Месторождение, открытое в 1959 году, включает нефтяные поля Дацин, Дацин-Е, Шэнпин, Сунпантун, Чанво, Чанцунлинь, Синьчэкоу, Гаоси, Путаохуа-Абобаота. Запасы нефти в Дацине оценивались в 800-1000 млн. т, но извлекаемые запасы ежегодно сокращаются. Падание добычи составляет в среднем 12% в год, если в начале 1980-х гг. добыча составляла 55-56 млн т в год, то в середине – уже 50 млн т в год. Из Дацина проложен экспортный нефтепровод в порты Далянь и Циндао, а также в Пекин, Аньшань и к месторождению Даган - крупнейшему в Северном Китае, которое в конце 1980-х-начале 1990-х гг. давало 3-3,5 млн т нефти в год.
[25] Месторождение, примыкающее к Дацину.
[26] Группа месторождений под общим названием Шэнли: Цзинцю, Ихэчжуан, Чэндун, Янсаньму, Хэкоу Гудао, Гудун, Юнаньдунсинь, Чунь Хаочжэнь, Шэнто, Хацзя, Шаньдянь. От месторождения проложены нефтепроводы в Сиань и Чжэнчжоу.
[27] См. Нефтегазовый комплекс Китая// Kazenergy. -2007. - №4 #"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">[28] См. Г.И. Чуфрин Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. – М.: . – С.109
[29] Таримский бассейн является крупнейшим малоисследованным нефтяным месторождением в мире площадью 560 тыс. км2. За восемь лет его освоения было обнаружено 27 крупных нефтеносных пластов, открыто 10 нефтегазовых полей мощностью 600 млн. т, на пяти из которых уже ведется промышленная добыча сырья. По некоторым оценкам, потенциальные запасы нефти в Таримском бассейне достигают 20 млрд. т и 9,8 трлн. м3 натурального газа, что превышает совокупные уже разведанные запасы Китая более чем в шесть раз. Разработка в Таримском бассейне обещает быть наиболее масштабной и капиталоемкой в истории развития нефтяной отрасли Китая. Потребности в капиталовложениях для данного месторождения оцениваются в несколько миллиардов долларов. Другая проблема состоит в том, что у Китая в настоящее время отсутствуют технические возможности для проведения разведки и разработки столь сложного бассейна. Скважины здесь - самые глубокие в мире (5000 м и более). Геологические образования также отличаются высокой сложностью (имеются многочисленные разрывы), что существенно усложняет поиски залежей нефти. Эти факторы делают бурение в Таримском бассейне очень дорогостоящим.
[30] На территории Джунгарского бассейна, расположенного на севере Синьцзяна, находится одно из крупнейших китайских месторождений Карамай, разведанного еще 1987 году. Запасы месторождения оцениваются в 1,5 млрд т. Имеются трубопроводы Карамай - Урумчи и Карамай - Шаншань. В 2004 г. объем добычи на этом месторождении составил более 11 млн. в год. Кроме того, придается важное значение месторождениям Кайман и Шиси.
[31] По данным Министерства нефтяной промышленности КНР, за 2006 год китайские геологи обнаружили 72 новых нефтеносных пласта на севере Цайдамского бассейна.
[32] См. Г.И. Чуфрин Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. – М.: . – С.109
[33] Компания Optim Consult// #"#_ftnref34" name="_ftn34" title="">[34] См. Г.И. Чуфрин Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. – М.: . – С.111
[35] См. www.neftevedomosti.ru
[36] См. Г.И. Чуфрин Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. – М.: . – С.109
[37] См. там же
[38] См. #"#_ftnref39" name="_ftn39" title="">[39] См. #"#_ftnref40" name="_ftn40" title="">[40] См. А.С.Селищев.,Н.А.Селищев. Китайская экономика в XXI веке.- М. – 2004 год. – с.108
[41] См. там же, – с.109
[42] См. З.Муромцева Реформа в промышленности КНР: трудный путь//Обозреватель. – 1996.-№8.-с.11
[43] См. там же.
[44] См. В.Г. Гельбрас. Цена экономических успехов Китая//Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – №9. – с.26.
[45] См. Г.И. Чуфрин Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. – М.: . – С.114
[46] См. З.Муромцева Реформа в промышленности КНР: трудный путь//Обозреватель. – 1996.-№8.-с.13
[47] См. А.С.Селищев.,Н.А.Селищев. Китайская экономика в XXI веке.- М. – 2004 год. – с.110.
[48] См. С.Ю.Голубчиков Перспективы поставок российских энергоносителей в Китай // Энергия: экономика, техника, экология. – 2004. - №9.- с.38.
[49] Л.Гирич Китай: темпы рост и перегрев экономики// Обозреватель. – 1993. – №4. – с.6
[50] См. там же
[51] См. там же. – с.8
[52] См. там же.
[53] См. Г.И. Чуфрин Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. – М.: . – С.11
[54] См. там же.-с.120
[55] См. Л.Гирич Китай: темпы рост и перегрев экономики// Обозреватель. – 1993. – №4. – с.7
[56] См. С.Ю.Голубчиков Перспективы поставок российских энергоносителей в Китай // Энергия: экономика, техника, экология. – 2004. - №9.- С.37
[57] А.С.Селищев.,Н.А.Селищев. Китайская экономика в XXI веке.- М. – 2004 год. – с.117
[58] См. З.Муромцева Реформа в промышленности КНР: трудный путь//Обозреватель. – 1996.-№8.-с.11
[59] См. С.Ю.Голубчиков Перспективы поставок российских энергоносителей в Китай // Энергия: экономика, техника, экология. – 2004. - №9.- С.36
Страницы: 1, 2, 3, 4