Рефераты. Эмиграция трудовых ресурсов из стран Юго-Восточной Европы

К вполне поддающимся анализу экономическим причинам прибавим еще и политические неурядицы, связанные с распадом Югославии, которые вылились в широкомасштабную войну в Хорватии и БиГ, потеря СССР (да и в целом утрата существовавших в социалистический период торгово-экономических связей между соцстранами) как источника постоянной экономической помощи в виде дешевых кредитов и энергоносителей, а также как рынка сбыта продукции, что также привело к снижению уровня жизни населения ввиду увеличения безработицы (во многом именно потерей традиционных связей с СССР и другими странами Восточной Европы и не только в рамках СЭВ объясняется снижение занятости в промышленном секторе, что уже отмечалось выше), нехватку рабочих рук в соседних странах ЕС ввиду старения населения - и вот мы получили основные причины современной трудовой миграции из стран ЮВЕ.


4. Миграция трудовых ресурсов из стран ЮВЕ на современном этапе. Влияние расширения ЕС-2004 и 2007


Следует отметить, что на протяжении всех 20 лет после распада социалистической системы опять-таки именно Германия остается главной страной миграции для стран ЮВЕ в целом по абсолютным показателям, на нее сегодня приходится 64,4% от всех эмигрантов из стран ЮВЕ, несмотря даже на то, что, начиная с конца 1980-х, страна ужесточает свое миграционное законодательство. В первую тройку стран наряду с Германией входят Швейцария и Австрия (попеременно делят второе место), эти три страны принимают 76,9% всех мигрантов ЮВЕ, затем идут Италия (сюда в основном едут трудовые мигранты из Румынии и Албании) и Франция.

В ходе беспрецедентное расширение Европейского Союза: на 10 стран ( EU 10) — в мае 2004 г. , и еще на 2 страны (EU 2) — в январе 2007 г., (т.н. "балканское расширение", когда в ЕС вступили Болгария и Румыния) —не только значительно увеличилась численность жителей единого европейского пространства, но и значительно упростилась процедура въезда в страны "Старой Европы", ввиду чего старые страны-члены опасались значительных пертурбаций на рынке труда, появились страхи перед т.н. "польским сантехником Николаем" и "словенской сиделкой Теей". Усугублялись эти страхи и тем, что новые страны еще проходили (да и сейчас проходят) период социально-экономической трансформации, то есть масштабы безработицы в этих странах были, по европейским меркам, велики,

Для ряда стран первой волны расширения ЕС, в первую очередь нас интересует Словения как единственная представительница региона ЮВЕ в рамках расширения-2004, был установлен переходный период продолжительностью в семь лет. Тогда, в 2004 г. свои рынки труда полностью открыли только Ирландия, Швеция и Великобритания. Австрия и Германия же, напротив, упростив процедуры, приняли решение сохранить меры адаптационного периода для "новичков" вплоть до 2011 г. с возможностью последующего продолжения "карантина". В 2007-м г свои рынки для рабочих из Болгарии и Румынии открыли только Чехия, Польша, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Кипр (в общем, недавно вступившие – в ходе расширения – 2004 – в ЕС страны) + Финляндия и Швеция. Другие страны, хотя и намерены открыть свои рынки труда, сделают это намного позже, что свидетельствует о сохранении ряда сложностей для трудовых мигрантов из ЮВЕ в ЕС. Интересно, что и после 2004 г., и после 2007 г. наблюдалось увеличение миграционных потоков — из недавно присоединившихся стран на Запад. Доля работников из Словении, равно как и из стран EU 10 в целом заметно возросла в Ирландии, Великобритании и Люксембурге — из-за политики свободного перемещения рабочей силы. В свою очередь же мигранты из EU 2 – из Румынии и Болгарии, большей частью перемещаются в Италию и Испанию, прежде всего, ввиду довольно облегченного режима въезда, чего не скажешь о возможности их въезда в Германию и Австрию, которые хотя и географически ближе им, но пока не намерены полностью открыть для трудовых мигрантов из этих стран свои рынки труда, несмотря, кстати, и на проблему старения населения, с которой эти страны тоже столкнулись.


Заключение


Последствия миграции трудовых ресурсов из ЮВЕ в ЕС для самих стран региона и для стран-реципиентов.

На основании вышеизложенного материала можно утверждать, что основой для миграционного оттока из региона ЮВЕ являются "получающие страны старого ядра" (Франция, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия и Скандинавские страны) или "локомотивы ЕС". Они начали формирование экономического и политического единого пространств со свободным передвижением, рынком труда и гражданством Евросоюза особенно после Маастрихтского договора.

Зона "периферии стран старого ядра" (юг Западной Европы — страны средиземноморского побережья) присоединилась к ЕС позже и длительное время сами были источником гастарбайтеров для стран "ядра" - Италия, Испания, Португалия. Эта традиция сохраняется в целом до сих пор, хотя и в меньшей степени, поскольку с выравниванием экономического развития стран ЕС "периферийная зона" в настоящее время переживает иммиграционный бум. В последние три года в них наблюдается наибольший миграционный прирост (до полумиллиона человек в год). Данные страны являются также транзитными странами для мигрантов, желающих попасть в страны "старого ядра ЕС".

Третья зона — "присоединившиеся" к Евросоюзу в 2004 и 2007 годах страны (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта, Кипр, Румыния и Болгария). Сейчас они, равно как и пока недошедшие в ЕС оставшиеся страны ЮВЕ – Хорватия, Македония, Сербия, Черногория, БиГ, Албания в основном теряют свое население, как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока. По отношению к развитым экономикам Евросоюза "присоединившиеся" и пока еще "неприсоединившиеся" страны из региона ЮВЕ пока являются донорами рабочей силы, которая позволяет им поддерживать рост их экономик. Однако, по прогнозам ряда аналитиков поток рабочей силы из ЮВЕ в ближайшие несколько десятилетий иссякнет. Так, например, Клаус Циммерман, директор Института экономики труда (Бонн), в своем докладе для Европейской комиссии "2010 — Год демографического разворота на европейском рынке труда" отмечает, что по сравнению с 2002г, когда из региона ЮВЕ эмигрировало 145,2 тыс. человек: причем 65% – в Германию, а 12,1% – в Австрию, в 2010 г. эмиграционный поток снизится до 106,9 тыс., а к 2035 г. он будет составлять всего 2,4 тыс. человек. Причин тому две: повышение уровня жизни в этих странах (в странах ЮВЕ) и естественное сокращение населения ввиду увеличения и без того высокой доли пожилых.

Таким образом, очевидно, что страны ЮВЕ в итоге ожидает сокращение трудовой миграции. Однако на современном этапе эти страны терпят значительный урон от эмиграции трудовых ресурсов как в "живой силе" так и с точки зрения возможности в будущем создать собственную, конкурентоспособные и независимые от благотворительной помощи лидирующих стран ЕС экономики, которые бы по своему уровню не уступали развитым экономикам ЕС (в чем, памятуя о примере Испании, Италии и Португалии многие экономисты сомневаются). Уже сегодня наблюдаются признаки определенного структурного кризиса в Румынии, Болгарии, Хорватии и Сербии где "утечка мозгов" и отсутствие реальной помощи из Брюсселя привели к тому, что правительства этих стран не могут выработать четкой стратегии развития экономики в условиях кризиса. К тому же, в перспективе страны ЮВЕ через несколько десятилетий окажутся в ситуации, когда старение населения в этих странах примет угрожающие масштабы. В перспективе окажется, что страны ЮВЕ да и ЦВЕ в целом будут вынуждены конкурировать с ведущими экономиками ЕС и с Россией за трудовые ресурсы стран СНГ, в частности они будут заинтересованы в Украине, Молдове и Белоруссии, причем страны Закавказья тоже не исключаются. Прибавим к этому еще и миграционные потоки из Африки и Азии – только теперь это будет не наполовину европеизованный Алжир или Марокко, а Бенин, Чад, ЦАР. Страны ЮВЕ, которым не только не удалось за годы реформ создать эффективный производственный сектор, но которые умудрились растерять большую часть социалистического наследия, не смогут конкурировать с ведущими экономиками ЕС в притоке квалифицированной рабочей силы, а будут довольствоваться "остатками", что, безусловно, будет только консервировать экономическую отсталость региона. К тому же, перераспределение потоков трудовых ресурсов в Европе рискует подорвать и весьма существенный приток иностранной рабочей силы из Азии и Африки, что может в перспективе угрожать внутриполитической стабильности стран ЮВЕ, являющихся сравнительно небольшими как по размеру территории, так и по численности. Иными словами, проблема неподконтрольной исламизации, о которой много говорят в Париже и Лондоне может быть гораздо опаснее для малых стран ЮВЕ.


Приложение


Таблица 1. Численность населения европейских стран, млн. человек

Порядковый номер

Страна

Население в 2009 году

Страна

Население в 2050 году

1

Россия

141,8

Россия

116,9

2

Германия

82,0

Великобритания

76,9

3

Франция

62,6

Германия

71,4

4

Великобритания

61,8

Франция

70,0

5

Италия

60,3

Италия

61,7

6

Испания

46,9

Испания

43,9

7

Украина

46,0

Украина

35,3

8

Польша

38,1

Польша

31,8

9

Румыния

21,5

Румыния

18,1

10

Нидерланды

16,5

Нидерланды

17,3

Источник: 2009 World Population Data Sheet. Population Reference Bureau. Washington, DC. 19 p.


Таблица 2. Уровень постарения населения европейских стран (2009)*

Страна

Доля населения в возрасте 65 лет и старше, %

Страна

Доля населения в возрасте 65 лет и старше, %

Словакия

12

Великобритания

16

Белоруссия

14

Австрия

17

Польша

14

Дания

17

Россия

14

Эстония

17

Грузия

15

Финляндия

17

Чешская Республика

15

Франция

17

Нидерланды

15

Латвия

17

Румыния

15

Португалия

17

Венгрия

16

Швеция

18

Литва

16

Греция

19

Словения

16

Германия

20

Украина

16

Италия

20

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.