Рефераты. Экономика Японии: проблемы и перспективы развития в мировом хозяйстве

Пищевая промышленность – Современная пищевая промышленность Японии имеет некоторые особенности. Во-первых, японцы потребляют ряд специфических видов пищи. Поэтому производство подобной пищи почти невозможно заменить импортом. Во-вторых, пищевая индустрия Японии сегодня производит продукты высшей степени готовности. Имеется масса блюд готовых к немедленному употреблению. В-третьих, в целях охраны здоровья при промышленном приготовлении пищевых продуктов применяют заменители соли, сахара, жиров и т.д., поскольку в Японии популярны малокалорийные продукты. Объем производства пищевых продуктов в Японии имеет относительно устойчивый характер, поскольку они в основном предназначены для внутреннего потребления и мало и дут на экспорт. Это связано, прежде всего, со специфическими свойствами многих видов пищевых продуктов, которые привлекают только любителей и не пользуются массовым спросом. К тому же цена на них играет не последнюю роль.

Химическая промышленность. В связи с тем, что в этой стране почти нет природных сырьевых ресурсов, она вынуждена развивать эту наукоемкую отрасль. Например, нефтехимическая промышленность на основе переработки нефти и природного газа производит синтетическую резину и пластик (она дает более 50% всей продукции химической промышленности Японии). [1, 84] Неплохи показатели у Японии в производстве серной кислоты, являющейся важнейшим компонентом для производства удобрений. Серная кислота широко применяется также в производстве лекарств.

Бумажная промышленность для Японии является традиционной отраслью. По этому показателю она уступает лишь США. Несмотря на некоторые успехи в развитии японской бумажной промышленности, отрасль все же переживает определенные трудности. Дело в том, что традиционно бумагу изготовляли из древесины. Однако этот способ стал неразумным: во-первых, с точки зрения рационального использования природных ресурсов; во-вторых, в связи с проблемой экологии; в-третьих, из-за изменяющейся возможности вырубки дешевой древесины. В этих условиях в Японии в производстве бумаги стало активно использоваться вторичное сырье (макулатура).

Строительство – В настоящее время в Японии немало проблем в строительной отрасли. Во-первых, существует тенденция снижения уровня рентабельности. Появилось немало фирм-банкротов. Во-вторых, наблюдается снижение жилищного строительства. В-третьих, происходит сокращение частных инвестиций в жилищное строительство. В этих условиях японцы ищут новые направления в строительном бизнесе. Одним из них является строительство домов по типу «barrier free», т.е. в строительстве таких домов, в которых были бы широкие и просторные комнаты с минимальным количеством перегородок, чтобы старикам и инвалидам было удобно передвигаться. Это направление в Японии является актуальным в связи с тем, что японские квартиры сравнительно небольшие, а в обществе растет доля пожилых людей.

Отрасли третьего сектора экономики

В третьем секторе занято более 60% всех работающих в национальной экономике Японии, и он дает 60% национального дохода. В этих отраслях действуют многочисленные фирмы, компании, магазины, рестораны, гостиницы.

Торговля. В Японии система торговли имеет довольно сложное строение, и не всегда можно четко логически классифицировать её структуру. Это связано со следующими причинами: во-первых, люди могут заниматься не только оптовой торговлей, но одновременно и розничной торговлей; во-вторых, немало людей, занятых торговлей, для которых продажа товаров не является их основным занятием; в-третьих, нет четкой специализации торговой деятельности; в-четвертых, в этой сфере действуют различные посредники. В Японии применяют разнообразные виды торговли с целью увеличения товарооборота и более полного удовлетворения спроса потребителей [1, 120]:

Оптовые фирмы - покупка товаров оптом у производителей или посредников и перепродажа розничной торговле.

Рынки – продажа оптовикам, посредникам, нередко непосредственно розничной торговле свежих овощей, рыбы, мяса оптом. Также осуществляется продажа населению.

Магазины - продажа товаров, купленных у оптовиков или посредников, непосредственно потребителям.

Специализированные магазины – торговля такими однородными видами товаров, как одежда, обувь, книги, автомобили и др., требующими специальных консультаций для полного удовлетворения индивидуальной потребности потребителя.

Универмаги – крупные магазины с широким ассортиментом товаров, где предоставляются различные дополнительные виды услуг.

Супермаркеты (су-па) – крупные продовольственные магазины на самообслуживании, где цены относительно доступны.

Прочие – продажа товаров по сети Интернет, почте; круглосуточные магазины и т.д.

Банки, страховые и инвестиционные компании. В Японии функционируют следующие виды финансово-кредитных учреждений [1,132]:

Банк Японии ЦБ Японии. Выполняет эмиссионную функцию, кредитует коммерческие банки и хранит их временно свободные деньги.

Коммерческие банки – эти банки обслуживают как фирмы, так и население, принимая их вклады и выдавая кредиты.

Доверенные банки – один из видов коммерческих банков. По поручению клиентов осуществляют управление их капиталом и недвижимостью и создают доходы.

Долгосрочные инвестиционные банки – Осуществляют кредитование долгосрочных проектов.

Финансовые учреждения для малого и среднего бизнеса – Фонд доверия, Центральный фонд торгово-промышленного объединения, и др. финансовые учреждения призванные оказывать содействие малому и среднему бизнесу.

Страхование, ценные бумаги – компании по страхованию жизни, компании имущественного страхования, компании по операциям с ценными бумагами. Они функционируют за счет взносов, акций и других ценных бумаг клиентов, используя эффективно свободные средства, создают прибыль.

Государственные финансовые учреждения – Японский банк развития, Японский внешнеторговый банк, Фонд жилья и др. Они действуют в той сфере, где частному капиталу получить прибыль трудно.

Банк каждого вида выполняет отдельную функцию. Но в целом назначение банка в любой стране – аккумулирование временно свободных денежных средств населения и предприятий и кредитование клиентов. Одним из основных видов деятельности банков является работа со сбережениями населения и предприятий. В Японии сбережения подразделяются на депозиты (еокин) и вклады (чекин). Устойчивый рост вкладов населения объяснялся следующими причинами: относительно высокая степень доверия банковской системе со стороны вкладчиков; наличие закона о государственной гарантии надежности вкладов населения; необходимость создания гарантированных материальных условий в будущем.

 Сфера услуг - «индустрия сервиса» является одной из крупнейших отраслей Японии. Интенсивное развитие произошло после того, как Япония создала эффективную модель национальной экономики, способной обеспечить высокий уровень производительности труда и в центре внимания социальной политики проблема свободного времени.

Чтобы реально увеличить свободное время для отдыха, прежде всего, необходимо облегчить домашний труд. Поэтому в японской семье высока обеспеченность техникой (около 100%). Более этого в Японии создана огромная индустриальная сеть различных видов сервиса и развлечений.

Транспорт и связь. Несмотря на то, что Япония по площади является небольшой страной, по объему грузооборота она занимает одно из ведущих мест и почти не уступает России.

В сфере грузоперевозок более интенсивно развивался автомобильный транспорт. При перевозке пассажиров более высокими темпами развивался воздушный транспорт. Однако и здесь велика популярность автомобильного транспорта. Это обусловлено следующими причинами: в Японии прекрасные современные дороги, связывающие все населенные пункты страны; она имеет развитую автомобильную промышленность и достаточное количество всех видов машин; автомобильный транспорт является наиболее удобным видом перевозки не только людей, но и грузов. Он может организовать доставку «от двери до двери».

В условия Японии – страны, окруженной морями, морской транспорт играет большую роль. Он относится к наиболее дешевым средствам перевозки. Особенно эффективно его использование при перевозке грузов крупными контейнеровозами. Однако при всех благоприятных условиях, тормозом для развития морского транспорта в современной Японии является стоимость перевозки (из-за сильного повышения заработной платы морякам произошло резкое удорожание себестоимости перевозок).

Чтобы снизить стоимость перевозок, Япония стала арендовать суда у стран с более низкими налоговыми ставками и разрешили нанимать иностранных моряков которым можно было платить низкую заработную плату. Несмотря на это морской транспорт стал терять свои позиции.

В Японии хорошо развита почтовая служба и сеть телефонно-телеграфных связей. С 1995 наблюдается снижение использования обычных телефонов. Стал развиваться сервис мобильной связи: телефоны, пейджеры, факсы.


II Анализ динамики экономики Японии


Табл 1. Динамика макроэкономических показателей характеризующих экономику Японии (% к предыдущему году)


2006

2007

2008

2009

ВМП

5,0

5,2

3,2

-1,3

ВВП

2,4

2,1

-0,6

-6,2

Доля ВВП в ВМП

0,5

0.4

-0,2

4,8

Экспорт

10,0

9,5

2,5


Импорт

2,0

1,5

-1,0


Экспортная квота

4,2

4,5

-4,2


Импортная квота

0,8

0,7

1,7



Источник: [11; 14]

До 2007 года экономика Японии, по свидетельству аналитиков германской газеты “FAZ” переживала самый продолжительный подъем после окончания Второй мировой войны. До этого Япония преодолела многолетнюю инфляцию и тяжелый финансовый кризис. Начав глубокие структурные изменения правительство Дж. Коидзуми, пришедшее к власти в 2001, вернуло страну на путь устойчивого развития. Благодаря низким процентным ставкам и благоприятной мировой конъюнктуре, и, прежде всего высокому спросу на рынках КНР и США, японские концерны начали резко увеличивать капиталовложения и развернули экспансию на внешние рынки. В 2005 году ВВП страны реально увеличился на 2,6%. Прибыли японских компаний в 2005 достигли 300 млрд. евро. В 2006 его прирост был несколько меньшим – 2,4%. В 2007 году экономический рост замедлился, прежде всего, за счет динамики валовых накоплений. Прирост ВВП Японии составил 2,1%. Темпы роста внутреннего спроса в частном секторе снизились. Значительное сокращение инвестиций в строительство жилья сочетались с замедлением роста вложений в основной капитал производственной сферы и потребительских расходов. Существенно снизились темпы роста промышленности Японии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.