Участие в ППЧ помогает готовить страны-претенденты к членству в Североатлантическом союзе, но не дает гарантии будущего членства. Тем не менее, все семь стран, вступивших в НАТО 29 марта 2004 года, извлекли пользу из ППЧ, как и нынешние страны-претенденты -Албания, бывшая Югославская республика Македония и Хорватия.
В 1995 году Североатлантический союз провел исследование с целью изучения преимуществ и путей будущего вступления в НАТО новых членов. В Исследовании о расширении НАТО делается вывод, что с окончанием холодной войны и роспуском Варшавского договора появилась необходимость и, одновременно, исключительная возможность улучшить и упрочить безопасность во всем Евроатлантическом регионе без воссоздания "водоразделов".
В Исследовании делается и другой вывод - о том, что расширение должно способствовать укреплению стабильности и безопасности во всех странах Евроатлантического региона путем поощрения и поддержки демократических реформ, включая установление гражданского демократического контроля над вооруженными силами; формирование моделей и обычаев отношений между членами НАТО, основанных на укреплении сотрудничества, консультаций и консенсуса; и содействие добрососедским отношениям. Оно увеличит транспарентность в оборонном планировании и составлении военного бюджета, тем самым укрепляя доверие среди государств, и усилит общую тенденцию к более тесным интеграции и сотрудничеству в Европе. В Исследовании также делается вывод, что расширение укрепит способность Североатлантического союза вносить вклад в европейскую и международную безопасность и укрепит и расширит трансатлантическое партнерство.
Говоря о путях расширения, Исследование подтверждает, что, как и в прошлом, любой раунд расширения НАТО будет происходить путем присоединения новых государств-членов к Вашингтонскому договору в соответствии со Статьей 10. Вступив в организацию, новые члены будут пользоваться всеми правами и выполнять все обязанности членов. К моменту присоединения им необходимо будет принять и соблюдать принципы, направления политики и процедуры, уже утвержденные всеми членами Североатлантического договора.
Оговариваются и другие условия, включая необходимость урегулирования странами-кандидатами этнических споров или внешних территориальных споров мирными средствами до того, как они смогут стать членами НАТО. Способность заинтересованных государств участвовать с помощью военных сил и средств в коллективной обороне, миротворчестве и в выполнении других новых задач Северо-атлантического союза будет также являться фактором при принятии решения о том, чтобы предложить или не предложить им вступить в НАТО. В конечном итоге, заключает Исследование, союзники по НАТО будут на основе консенсуса принимать решение о предложении о вступлении для каждого нового члена, и такое решение будет основано на том, будет ли членство какой-либо отдельной страны способствовать безопасности и стабильности в Североатлантическом регионе.
С момента создания НАТО в 1949 году в Североатлантический союз было принято несколько новых государств в рамках пяти раундов - в 1952, 1955,1982, 1999 и 2004 годах. Таким образом, число членов организации от 12 государств-основателей -Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Соединенных Штатов и Франции -выросло до 26.
Первый раунд расширения прошел в 1952 году, и в результате в организацию вступили Греция и Турция, тем самым углубляя безопасность и стабильность в Юго-Восточной Европе. Три года спустя в 1955 году 15м по счету членом НАТО стала Федеративная республика Германия. А 16м членом Североатлантического союза в 1982 году стала Испания. После воссоединения Германии в 1990 году под защитным "зонтиком" НАТО оказалась вся Германия, включая территорию бывшей Германской демократической республики.
Произошедшие по окончании холодной войны падение Берлинской стены и роспуск Варшавского договора открыли возможность дальнейшего расширения НАТО. Новые демократии Центральной и Восточной Европы стремились вступить в Североатлантический союз для того, чтобы войти в состав евроатлантических институтов и укрепить свою свободу.
На Мадридской встрече в верхах в 1997 году Венгрии, Польше и Чешской республике было предложено начать переговоры о присоединении, а 12 марта 1999 года они стали первыми вступившими в НАТО бывшими членами Варшавского договора. Болгарии, Латвии, Литве, Румынии, Словакии и Эстонии, все из которых в прошлом были участниками Варшавского договора, и Словении было предложено начать переговоры о вступлении на Пражской встрече в верхах Североатлантического союза в 2002 г.
1949 Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенные Штаты и Франция.
1952 Присоединение Греции и Турции
1955 Присоединение Федеративной республики Германии
1982 Присоединение Испании
1990 В результате воссоединения Германии территория бывшей Германской демократической республики становится частью Североатлантического союза.
1999 Присоединение Венгрии, Польши и Чешской республики
2004 Присоединение Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии
Организация НАТО создана, чтобы защищать маленькие страны, которые пользуются в Альянсе теми же правами, что и большие. К примеру, Исландия - маленькая страна, у которой даже нет своей армии, но которая, будучи членом НАТО, обладает таким же правом вето, как и любая другая. Политическое руководство НАТО на уровне генерального секретаря обеспечивается, как правило, европейцами, в то время как оперативное военное управление делегируется американцам, финансовый и материальный вклад которых в НАТО наиболее внушителен. "Чем больше вклад, тем виднее место", - не скрывают в НАТО. Опять же, страны, которые выходят с теми или иными инициативами, их же и оплачивают.[3]
Остальные страны-члены обязаны тратить около 3% своих ВВП на военные расходы, согласованные в рамках НАТО. Чтобы избежать дублирования, для каждой страны определяется свой "нишевый потенциал" - область, в которой, по мнению экспертов НАТО, страна обладает заметными сравнительными преимуществами. К примеру, Румыния развивает горную вертолетную службу, Чехия - средства защиты от биологического оружия, Литва - выращивает собак и обучает их и т.д. Так, к примеру, если бы Молдова решила стать членом НАТО, не исключено, она смогла бы найти использовать свой "нишевый потенциал" в производстве специальных продуктов питания для летчиков и подводников, как это было во времена Советского Союза. Как отмечают сотрудники НАТО, бюджет самой организации достаточно скромен и последние десятилетия не меняется, несмотря на расширяющиеся обязанности. На военные операции средства стран-участниц привлекаются дополнительно. Также у НАТО есть возможность привлекать средства международных финансовых организаций в случае необходимости. Примером тому может служить натовский фонд Trust Fund, выполняющий экологические функции по уничтожению залежей ненужных вооружений и химических веществ в странах-членах и странах-партнерах, число которых достигает 20.
Динамика военных расходов стран-членов НАТО представлена в табл.
Страны-члены НАТО: доля военных расходов в ВВП (1983-2033)
Страна
1983
1986
1989
1992
2003
Северная Америка
Канада
2,1
2,0
1,9
США
0,4
6,6
5,8
5,1
4,8
Европа
Бельгия
3,2
3,0
2,5
1,8
Дания
Франция
4,1
3,9
3,6
3,4
ФРГ
3,1
2,8
2,7
2,6
Греция
6,3
6,1
5,7
5,5
5,4
Италия
2,3
Люксембург
1,2
1,1
Голландия
2,9
Норвегия
3,3
Португалия
Испания
2,4
2,2
1,6
1,5
Турция
4,3
4,7
Великобритания
4,0
3,8
Стратегической концепции Североатлантического союза, планы НАТО и параметры активности ее вооруженных сил претерпели существенные изменения. В период с 1990 по 1996 гг. расходы стран НАТО сократились на 22 %, а средняя доля расходов на оборону в ВВП снизилась с 4,1 до 2,8 %.
Урезание бюджетных ассигнований привело к сокращению численности войск, приданных НАТО. На 35 % были сокращены основные боевые части и подразделения сухопутных сил (с 354 в 1990 г. до 231 бригадных эквивалентов сегодня), на 32 % - основные, приданные НАТО, военно-морские силы (с 500 основных боевых единиц ВМС до 350), на 41 % - боевые эскадрильи ВВС НАТО (с 240 эскадрилий до 160).
Кроме того, существенно снижена готовность сил к немедленному реагированию в случае кризиса или войны. НАТО сокращает не только войска - почти на 30 %, но и органы боевого управления - число штабов альянса сокращается с 65 до 20, при этом не планируется создавать штабы НАТО на территориях новых членов блока.
1 www.nato.int/issues/enlargement/index.htm.
2 #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] www.nato.int/issues/enlargement/index.htm.
[2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] http://commi.narod.ru/txt/1995/0402.htm
Страницы: 1, 2