В основе успеха лежит конкурентоспособность продукции, которая формируется за счет высокого качества, новейшей технологии, кадровой политики и авторитета фирмы. В 80-е годы для предотвращения экономического спада Япония начала активно увеличивать экспорт. Доля экспорта в ВНП достигла 15%, хотя до этого составляла 10-12%. Япония начала пользоваться огромным товарным профицитом. Однако в 90-е годы в связи с нависшим кризисом в стране, сократился экспорт, особенно транспортного оборудования.
Основная доля импорта в период 1980-2006 гг. принадлежит минеральному топливу и сырью. Это связано с недостаточным запасом внутренних ресурсов страны. Все больше Япония переключается на импорт продукции менее капиталоемких отраслей. Япония увеличила импорт продовольствия (уровень самообеспеченности страны продовольствием сейчас составляет менее 50%), а также готовых изделий, конкурирующих с ее собственной продукцией. Но масштабы конкурирующего импорта еще небольшие. Так, по данным межотраслевого баланса, импорт обеспечивает около 6% потребности страны в продукции машиностроения. Несмотря на то, что некоторые сегменты японского рынка (в особенности рынки товаров с высокой долей добавленной стоимости) остаются относительно закрытыми для импорта, тем не менее, существенно выросла доля готовых изделий в японском импорте. В 2003 г. Она составила 62,4% общей стоимости импорта по сравнению с 31% в 1985 г. Внешнеторговый баланс страны в середине 1960-х годов сводился с отрицательным сальдо, но в последующие годы он имел в целом положительное сальдо.
Начиная с 1981 г. Ежегодное превышение экспорта над импортом последовательно составляло больше 10 млрд. долл., а в 1986 г. Оно достигло беспрецедентной суммы в 82,7 млрд. долл. Затем положительное сальдо сокращалось до 1990 г., но в 1994 г. Вновь взлетело на рекордную высоту в 120,9 млрд. долл. Однако резкие колебания сальдо на этом не прекратились. 1996 г. уменьшил цифру положительного сальдо вдвое — до 61,7 млрд. долл. Это стало результатом падения объема японского экспорта, вызванного экономической депрессией в стране. Затем положение стало выправляться, и превышение экспорта над импортом увеличилось до 82,2 млрд. долл. в 1997 г. и 107,5 млрд. в 1998 г.
Основные внешнеторговые партнеры – США, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Западной Европы. В результате особых отношений, которые сложились во время американской оккупации, США стали главным торговым партнером Японии (примерно 30 % экспорта и 1/4 импорта). Теперь, когда США стараются сократить ввоз японских товаров и изменить торговый баланс в свою пользу, Япония пытается перестроить направления внешней торговли. В частности, большой интерес она проявляет к российскому рынку. В прошлом крупными партнерами по импорту были нефтедобывающие страны Персидского залива, но их доля в импорте упала с 19,6 % в 1980 г. До 6,4 % в 1996 г. Специфическая черта японской экономической политики в отношении развивающихся стран – предварительное изучение особенностей их внутреннего рынка, чтобы затем предложить государствам такие товары, услуги, технологии и кредиты, которые были бы в максимальной степени эффективны и полезны для партнера. За счет расширения экспорта товаров и услуг, а также через распространение технологий влияние японских корпораций в мировой экономике значительно возрастает. Вывод японских производственных мощностей за рубеж начался еще в 1970-е годы, и в 2003 г. Около 40 % японского импорта приходилось на долю продукции японских предприятий, действующих за рубежом. Глобализация предпринимательской деятельности японских корпораций включает не только расширение вывода производственных мощностей за рубеж, но и стандартизацию продукции, и координацию экологической политики.
Высокая конкурентоспособность экономики Японии обеспечивается всем набором ее факторов, включающих условия промышленного производства, внутренний спрос, местное соперничество японских компаний, наличие вспомогательных и поддерживающих отраслей, уникальную способность японской промышленности через внутреннюю диверсификацию внедряться в родственные отрасли, что и открывает в целом блестящие перспективы для создания конкурентных преимуществ. Примечательно, что сам по себе рост благосостояния Японии подстегивает развитие экономики, вызывая необходимость создания и расширения спроса на новые товары и услуги.
2.2 Место страны в международном разделении труда в целом
Япония сильно зависит от международной торговли, активно участвуя при этом в международном разделении труда. Страна вынуждена импортировать 100% необходимого ей хлопка, шерсти, бокситов, 99,9% медной руды, 99,8% нефти, 99,7% железной руды, 81,8% каменного угля. Япония все дальше уходит от участия в международном разделении труда «по вертикали» к обмену готовыми промышленными изделиями. Основными поставщиками продовольственных товаров в Японию являются США, Австралия и Канада. Япония занимает первое место в мире по объёму добычи морепродуктов (около 12 млн. т.). Основной характеристикой международной специализации японской промышленности является последовательное усиление ее экспортного потенциала на рынках машиностроительной продукции. Сильна Япония в развитии и производстве высокотехнологичных товаров. Именно эта страна первая приходит в голову при упоминании слова «технология». Как правило, именно из Японии приходят все последние технические и электронные новинки. 90 % мировой продукции интегральных схем высокой мощности выпускается в Японии, она же господствует в отраслях биотехнологии, химии, высокочистой керамики.
Япония умело использует процесс глобализации. С 1985 года из-за роста иены Япония начала переводить свои производства за границы страны, в основном в азиатские страны. Оказывая помощь в развитии экономики стран Юго-Восточной Азии, Япония смогла повысить эффективность своей внутренней экономики.
Японские корпорацию прилагают все более активные усилия по получению доступа на важнейшие мировые фондовые рынки. Япония занимает 2-е место в мире по экспорту прямых капитальных вложений (15% от общемирового объема). Восемь японских компаний по объему заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов мира. Основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере, торговле и недвижимости. Основным рынком приложения капитала являются страны АТР, США и Западной Европы.
В настоящее время наблюдается большое количество транснациональных корпораций (ТНК). Многие из них могут считать своей родиной Японию. В основном ТНК представлены крупными японскими автомобильными компаниями, такими как Toyota Motor Corporation, Nissan Motor Corporation, Mitsubishi Group, и электрическими компаниями Hitachi Ltd., Sony Corporation, Toshiba Corporation. Корпорация Toyota Motor Corporation начинала свою деятельность с производства ткацких станков, с чем и связана эмблема, столь известная по всему миру. По итогам 2006 года, оборот корпорации составил 21,03 триллионов иен (179 миллиардов долларов). При этом чистая прибыль равна 11,7 миллиардов долларов. За 2006 год было продано 9,018 миллионов автомобилей Toyota. Число занятых сотрудников корпорации по всему миру составляет 286 тысяч человек, что на 7,3% больше, чем в 2005 году. Корпорация Sony Corporation занимается выпуском высокотехнологичной продукции. За 2007 год оборот корпорации составил 69,7 миллиардов долларов, а чистая прибыль – 1,06 миллиард долларов. В работе Sony Corporation задействовано 151,4 тысячи работников.
Япония активно участвует в международных экономических отношениях. Япония поддерживает хорошие экономические отношения США, что вполне очевидно. Ведь совместно эти страны производят 40% всего мирового ВВП. Также Япония налаживает отношения с Китаем. Ведь обе страны являются яркими представителями Восточной цивилизации. Китай сейчас переживает значительный подъем, в том числе и в экономической сфере. Одним из главных направлений внешней политики Японии является отношения с Республикой Корея. Страны находятся в непосредственной близости друг от друга, поэтому помимо экономических интересов, они разделяют интересы политики и безопасности.
В целом, в международном разделении труда Япония является одним из мировых финансовых центров, а также производителем продукции наукоемких отраслей промышленности - “ научно-производственнойной лабораторией “ мира. По прогнозам экономистов, в начале XXI века Япония обойдет США по степени вовлеченности в мировое хозяйство.
2.3 Место Японии в международном обмене технологиями
Начиная с 80-х годов Япония предпринимает усилия для расширения сотрудничества в области науки и техники. Научно-технические связи базируются на осуществлении международных исследовательских проектов. В 1986г. Япония выдвинула крупномасштабную программу под названием «Человеческие границы», которая сравнивается самими японцами с американской «СОИ» и европейской «Эврикой». Цель ее — поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от других стран Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидирующие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП, в частности механизма живых организмов. При этом исходят из того, что это направление станет ключевым в создании принципиально новых технологий, способных преодолеть трудно разрешимые в настоящее время проблемы (энергии, природных ресурсов и т.д.). Программа рассчитана на 20 лет, в течение которых предполагается израсходовать 6—7 млрд. долл., половину из них за счет Японии.
С 70-х годов начал усиливаться экспорт японской технологии. По стоимости ввозимых технологий Япония превосходит ведущие западноевропейские страны. При этом следует иметь в виду, что долги по технологиям во многом определяются наследием прежних периодов, когда страна полностью зависела от зарубежных технологий. В 1993г. Было достигнуто положительное сальдо (ввоз больше вывоза) по обмену технологии в целом.
Отношения с США в обмене технологией характеризуются сотрудничеством и конфликтами. Остается высокая зависимость Японии от импорта технологии из США (69% ее импорта). В начале 90-х годов соотношение между экспортом и импортом было примерно 2 : 1 в пользу США, но в области электроники оно составляет 5 : 1, в станкостроении — 7 : 1. В США активизируются усилия по защите американской технологии по мере обострения торгово-экономических отношений. Произошли существенные изменения в технологическом платежном балансе страны. С 70-х годов начал усиливаться экспорт японской технологии. Правда, место Японии в торговле технологией контрастировало резко с обменом товарной продукцией. До 1992 года платежи по технологии превышали экспорт. При этом объем японских поступлений (3-3,6 млрд. долл.) в 6-7 раз уступал американскому. По стоимости технологического импорта Япония превосходит ведущие западноевропейские страны. При этом следует иметь в виду, что общий дефицит технологического баланса во многом определялся наследием прежних периодов, когда страна полностью зависела от импорта технологии. Это связано с тем, что в сальдо технологического баланса включаются как поступления и платежи по вновь заключенным контрактам, так и выплаты роялти по старым контрактам, которые могут охватывать период до 10-15 лет. Баланс платежей, по вновь заключаемым контрактам начиная с 1972 году сводится с положительным сальдо. В 1993 году было достигнуто положительное сальдо по обмену технологии в целом.
Анализ информации о контрактах по экспорту и импорту технологий для 1568 японских компаний показывает превышение показателей экспорта технологий над импортом. При этом из 68.4% импортируемых для «электроника» технологий, в основном, из США и Канады (79,9%), а также из Европы (18,3%), практически все они представляют программно алгоритмическое обеспечение (software) компьютеров и информационно-телекоммуникационных систем. Таким образом, японские фирмы, экспортируя конкурентные микроэлектронные технологии для начинки компьютерных и телекоммуникационных систем (hardware) сегодня больше всего нуждаются в software.
Страницы: 1, 2, 3, 4