Рефераты. Экономические последствия использования тарифных методов регулирования международной торговли

Экономические последствия использования тарифных методов регулирования международной торговли

Введение


Таможенные тарифы и пошлины, действующие в их рамках, являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применение которого признается международными нормами.

Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а так же комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.

Благодаря деятельности международных организаций и объединений (СТС, Европейской экономической комиссии, - ГАТТ/ВТО, Конференции ООН по торговле и развитию), а также на основе многосторонних международных соглашений, национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли. Для реализации указанных выше направлений большинство государств в качестве основной законодательной базы имеет законы о таможенных тарифах, а также таможенные кодексы.

В современных условиях национальная экономика становится всё более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Государство не может достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости или стабильности цен), не используя мер внешнеэкономического и, в частности внешнеторгового регулирования. Поэтому внешнеторговая политика остаётся одним из самых основных направлений государственного регулирования экономики.

Виды внешнеторговой политики


В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли - политика минимального вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Идея свободной торговли исходит из необходимости ликвидации различных таможенных и тарифных барьеров на пути движения товаров между странами. Аргументы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, показывающем выгоды от либерализации торговли как для отдельных стран, так и для всего мирового хозяйства. Благодаря политике свободной торговли стимулируется конкуренция, в свою очередь, возросшая конкуренция заставляет производителя переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками, повышать качество продукции, используя новые методы производства, и таким образом содействовать экономическому росту.

Таким образом, благодаря политике, направленной на либерализацию торговли, мировое хозяйство может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.

Однако государства, несмотря на то, что за последние годы в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и недавно созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) была проделана большая работа по либерализации международной торговли, всё же придерживаются политики протекционизма.

Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путём использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Споры относительно того, что лучше - протекционизм, который защищает внутренний рынок и даёт развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию, предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. Так, в 50-60-е годы для мировой экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли, тогда как с начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали отгораживаться друг от друга всё более изощрёнными тарифными и особенно нетарифными барьерами.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

§     селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или группы товаров;

§     отраслевой протекционизм - защищает определённые отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

§     коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

§     скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии демпинг и т.д.).

Данный параграф посвящён рассмотрению экономических последствий использования тарифных методов регулирования международной торговли.

Итак, наиболее распространёнными средствами регулирования внешней торговли служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей.


Таможенный тариф


Таможенный тариф в узком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Однако понятие таможенного тарифа в широком может быть определено, как инструмент внешнеторговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком, и как конкретная ставка таможенной пошлины.


Таможенная пошлина: функции и классификация


Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1.                фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

2.                защитную, относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

3.                балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенные пошлины принято классифицировать по следующим признакам:

По способу взимания - специфические и адвалорные.

Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.). Внутренняя цена импортного товара (Pd) после обложения специфическим тарифом будет равна:


Pd =Pim + Ts,


где: Рim - цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара); Ts - ставка специфического тарифа.


Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары.

Адвалорные пошлины применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Адвалорная пошлина устанавливается в виде процента от таможенной стоимости товара. При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара составит:


Pd = Pim (1 + Tqv),


где: Tqv - ставка адвалорного тарифа.


Адвалорные пошлины поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета, однако адвалорные пошлины предусматривают необходимость таможенной оценки товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

По объекту обложения - импортные, экспортные, транзитные.

Импортные пошлины накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.

Экспортные пошлины накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

Транзитные пошлины накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

По характеру - сезонные, антидемпинговые и компенсационные.

Сезонные пошлины предназначены для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается.

Антидемпинговые пошлины, применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров, либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

Компенсационные пошлины, накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

По происхождению - автономные, конвенционные, преференциальные.

Автономные пошлины вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики).

Конвенционные пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе.

Преференциальные пошлины имеют более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран, чтобы поддержать экономическое развитие этих стран за счёт расширения их экспорта.

По типам ставок - постоянные, переменные.

Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних субсидий). Такие тарифы используются в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.