Рефераты. Экономические и политические санкции в отношении "Саддамовского Ирака" после Кувейтского кризиса

Американский фактор красной нитью проходит через весь иракскокувейтский конфликт. Поэтому не будет преувеличением утверждать, что «Буря в пустыне» изначально была американской войной против иракских посягательств на кувейтскую нефть. Выступая в этой войне от имени международного сообщества и направив в Залив полумиллионную армию, США преследовали прежде всего собственные геополитические и стратегические интересы. Они не могли допустить, чтобы радикальный Багдад с его антиамериканской и антиизраильской политикой занял доминирующее положение в этом регионе – главном нефтяном резервуаре планеты, на который Вашингтон всегда имел свои расчеты, связанные, в том числе, и с Ираком, занимающим второе после Саудовской Аравии место в мире по разведанным запасам нефти.

После завершения «Бури в пустыне» события, казалось бы, должны были идти в русле разрядки и поэтапной нормализации обстановки вокруг Ирака, который, хоть и через военное поражение, но все же признал и исправил свои ошибки.

Однако ситуация пошла в ином направлении. Возобладал комплекс «победителя не судят», желание больнее наказать и унизить побежденного, надолго сковать его инициативу и возможность нормально развиваться. Уместно вспомнить, что именно после победы в этой войне администрация США, успешно апробировав себя в роли единоличного лидера, впервые официально заявила о наступлении «нового мирового порядка» (версии «однополярного мира» конца 90х годов).

В качестве условия прекращения войны против Ирака Совет Безопасности 3 апреля 1991 г. утвердил самую длинную в истории ООН резолюцию № 687, состоящую из нескольких разделов и в общей сложности 34 пунктов. Этот документ не только не предусматривал какихлибо отступлений в режиме торговоэкономических санкций в отношении побежденного Ирака, но подтверждал уже действующие запреты и еще больше ужесточал их, выдвигал в отношении отмены санкций иные критерии, нежели те, которые были установлены упоминавшейся резолюцией № 661. К Ираку выдвигался целый ряд новых требований. Они касались возвращения пленных и пропавших без вести подданных Кувейта и граждан третьих стран, а также архивов, военного имущества и другой собственности эмирата, вывезенных оттуда в период оккупации. Ставилась задача возмещения Ираком причиненного ущерба гражданам и организациям Кувейта и третьих стран, для чего создавались Компенсационная Комиссия и Фонд ООН. От Багдада требовалось признание результатов новой демаркации иракокувейтской границы, осуществление которой возлагалось на соответствующую структуру ООН.

Особо следует сказать о разделе «С» данной резолюции. В нем была поставлена задача ликвидации иракского оружия массового уничтожения (ОМУ) – ядерного, химического, биологического и ракетного, включая ликвидацию всей материальнотехнической и научной базы по разработке и созданию ОМУ. Выполнение этой задачи возлагалось на МАГАТЭ и Спецкомиссию ООН по разоружению Ирака, которая формировалась в соответствии с п. 9 резолюции № 687.

В п. 22 этой же резолюции установлен, казалось бы, несложный порядок отмены нефтяного эмбарго, которого все эти годы добивается Ирак: руководители МАГАТЭ и Спецкомиссии должны представить Совету Безопасности доклады о полном выполнении поставленных перед ними задач в области разоружения. На основе этих докладов СБ ООН принимает соответствующее решение об отмене ограничений, введенных в отношении Ирака резолюцией № 661. Вслед за этим экспорт иракской нефти возобновляется.

Однако на протяжении восьми лет Спецкомиссия ООН, скомпонованная в основном из американских военных и сотрудников спецслужб, делала все возможное, чтобы такой доклад не был представлен Совету. Напротив, эта комиссия, ее руководители и инспекторы неоднократно вызывали искусственные провокации и коллизии с иракскими властями, представляли Совету Безопасности искаженную информацию, что становилось причиной для нареканий со стороны СБ в адрес Ирака, использовалось Соединенными Штатами для резкого обострения ситуации вокруг этой страны, вплоть до ее бомбардировок и бесконечного затягивания экономической блокады, продолжающейся и поныне.

Сомнительная деятельность теперь уже упраздненной Спецкомиссии, превратившейся в инструмент антииракской политики США и филиал американских спецслужб, особенно в период председательствованияР.Батлера, привела эту структуру к полной самодискредитации, а затем и самоликвидации после того, как с «подачи» названного Р.Батлера в декабре 1998 г. США, в обход СБ ООН, в течение пяти ночей наносили ракетнобомбовые удары по Ираку.

Ирак, несомненно, несет свою долю ответственности за то, что его многолетнее взаимодействие с этой Комиссией не было доведено до логического завершения и не принесло результатов в плане отмены санкций. Но это вовсе не снимает вины с бывших руководителей Спецкомиссии как вспомогательного органа СБ ООН за срыв, в конечном итоге, выполнения возложенного на нее мандата и развал уникального разоруженческого механизма, действовавшего в Ираке до декабря 1998 г.

Десять лет Ирак выживает в условиях международных торговоэкономических санкций, воздушной и морской блокады, введенных в порядке наказания правительства этой страны за оккупацию Кувейта.

Санкции деформировали, исказили страну и общество. Их кумулятивный эффект на протяжении 90х годов оказался настолько разрушительным в экономическом и, особенно, социальном отношениях, что спецучреждения ООН в своих отчетах и докладах буквально забили тревогу, предупреждая о наступлении гуманитарной катастрофы в Ираке.

Безадресность и бессрочность антииракских санкций, их непродуманный и разрушительный характер подвергаются острой критике со стороны реально мыслящих политиков и государств, гуманитарных и правозащитных организаций. Для многих очевидно, что объектом и жертвами наказания стали миллионы рядовых иракцев, не совершавших никакого преступления ни в отношении Устава ООН, ни с точки зрения национального законодательства. Согласно докладу Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), именно молодое поколение, особенно дети до 5 лет, оказались наиболее беззащитными и уязвимыми перед лицом серьезных лишений. Изза отсутствия медикаментов, вакцин и питания, отмечается в докладе, в 1999 г. детей этого возраста умерло в стране втрое больше, чем в 1989 г.

По данным иракского Минздрава, за десять лет действия санкций погибло более 1,5 млн. человек. И это происходит в стране, имевшей один из самых высоких в регионе жизненных стандартов в 70х и 80х годах. Даже после четырех лет осуществления гуманитарной программы ООН «нефть в обмен на продовольствие и медикаменты» эта тревожная статистика остается стабильной.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за годы санкций система здравоохранения Ирака была отброшена на десятки лет, и ее восстановление потребует масштабных инвестиций. Количество иракцев, страдающих от хронического недоедания, возросло в 2000 г. до 15% (9% – в 1996 г.), причем из них – более 2 млн. детей. Как видно из приведенных данных, гуманитарная программа ООН обеспечивает, и то с большими перебоями, поступление лишь незначительной части остро необходимых лекарств, продовольствия и оборудования.

Даже Генеральный секретарь ООН, под контролем которого находится выполнение этой программы, не скрывает своей озабоченности по поводу практики ее реализации. Так, в докладе о выполнении 7й фазы гуманитарной программы (8/2000/520), представленном Совету Безопасности 1 июня 2000 г., К.Аннан отмечал, что в период с четвертой по седьмую фазы (т.е. за два года) в Ирак поступило запчастей для нефтяной промышленности всего на сумму 227,5 млн. долл. при том, что на эти цели было выделено 1,8 млрд. долл. США. Предельно осторожный в своих оценках и формулировках генсек предпочел не заострять внимания на вопросе о том, почему при наличии таких огромных средств в блокадную страну не поступают в необходимых объемах запчасти для нефтегазовых объектов и оборудование, от наличия которых зависит обеспечение экспорта нефти и, соответственно, поступление потребительских товаров и медикаментов для миллионов нуждающихся иракцев.

Дело же в том, что главенствующие в Комитете ООН по санкциям представители США делают все, чтобы тормозить или блокировать утверждение контрактов на запчасти, особенно когда речь идет о российских поставках. По указанию из Вашингтона они поступают точно так же в отношении многих других контрактов, в частности, касающихся энергетики, здравоохранения и т.п.

В упомянутом докладе К.Аннан указывает на рост числа «подвешенных» аналогичным образом медицинских контрактов. Так, по состояниюна 30 апреля 2000 г. было остановлено утверждение 109 контрактов на сумму 168,6 млн. долл. И это делается в отношении страны, где изза дефицита лекарств и вакцин каждый месяц умирает более 6 тыс. детей.

Генсекретарь констатирует, что поставленная гуманитарной программой ООН цель – довести энергетическую ценность продовольственной корзины иракского гражданина хотя бы до нижней планки среднего показателя ВОЗ в 2330 калорий и 63,3 г протеина на человека в день – так и осталась невыполненной. Реально удалось обеспечить рацион питания лишь в размере 1991 калории и всего 43 Г протеина на одного человека в день.

Отмечая, что производство электроэнергии в Ираке составляет всего 50% от потребностей, а в 14 провинциях электричество ежедневно отключается на 12 часов в день, К. Аннан называет и причину такого положения: десятки контрактов на восстановление энергосистемы страны на общую сумму 494,7 млн. долл. находятся в неопределенном состоянии в Комитете по санкциям ООН. Эта ситуация – прямой результат обструкции со стороны Вашингтона, представители которого в указанном Комитете изобретают всевозможные предлоги с целью затруднить прохождение энергетических контрактов, особенно учитывая то обстоятельство, что их значительную часть правительство Ирака заключило с российскими компаниями, поскольку большинство энергообъектов в этой стране было построено при советском техническом содействии.

Целенаправленное выхолащивание гуманитарной программы ООН вызывает законное возмущение со стороны Ирака. Так, в письме, адресованном на имя К.Аннана в начале ноября 2000 г., вицепремьер Т.Азиз указывает на неприемлемость сложившейся ситуации, когда на иракском спецсчете под контролем ООН аккумулировано 11,372 млрд. долл., а Комитет по санкциям под разными надуманными предлогами тормозит утверждение 1328 контрактов стоимостью 2,28 млрд. долл. Багдад справедливо выражает свое негодование по поводу того, что гуманитарная программа оказалась в антигуманных руках, манипулирующих ею в политических целях.

Но не только иракцы возмущены преднамеренным саботажем программы ООН. Российская сторона неоднократно выступала с соответствующими заявлениями, в том числе на весьма высоком уровне, требуя положить конец произволу и самоуправству отдельных представителей в указанном санкционном комитете.

Для полноты картины со сложившейся аномальной ситуацией с выполнением гуманитарной программы ООН для Ирака отметим, что в начале 2000 г. в знак протеста против изложенных обстоятельств подали в отставку координатор этой программы X. Фон Спонек и представитель Всемирной Продовольственной Программы в Багдаде Ю.Пургхард. Ранее, в 1998 г., изза тех же злоупотреблений в санкционном Комитете с выполнением иракской программы покинул свой пост предыдущий гуманитарный координатор Д.Холидей.

Тем не менее, вопреки протестам правительства Ирака и широких кругов международной общественности, ситуация с исполнением программы продолжает ухудшаться, а вместе с ней и жизнь миллионов иракцев. И вновь Генеральный секретарь ООН вынужден публично привлекать к этому обстоятельству внимание международного сообщества. Так, в своем промежуточном докладе (S/2001/186) о ходе выполнения 9й фазы гуманитарной программы, представленном Совету Безопасности ООН 8 марта 2001 г., К. Аннан вновь выражает озабоченность недопустимо большим количеством контрактов, ожидающих разрешения в Комитете по санкциям ООН. Согласно его данным, по состоянию на 28 февраля 2001 г. заблокированными в этом Комитете оказались 1662 контракта на общую сумму 3,333 млрд. долл. США, что составляет 17 % от их общего объема. С особой тревогой отмечает генсек тот факт, что в такой ситуации оказалось большое количество контрактов, актуальных для энергетики и других секторов жизнеобеспечения Ирака. Выразив сожаление в связи с тем, что указанный Комитет так и не принял необходимые процедуры и меры для ускоренного рассмотрения поступающих заявок, К.Аннан в упомянутом докладе призывал «соответствующие делегации пересмотреть критерии, на основании которых те или иные контракты ставятся ими на «лист ожидания»».

Контроль над нефтяными ресурсами Ирака – важная часть американской стратегии утверждения своего господства в регионе.

Успешная реализация этого глобального «проекта» объективно стимулируется различными факторами регионального уровня. Так, война между Ираком и Ираном, начавшаяся в сентябре 1980 г., «подарила» Америке золотой шанс для развертывания в Персидском заливе инфраструктуры Центрального командования Вооруженных Сил США (СЕНТКОМ): в водах залива появились американские авианосцы и крейсеры, а в ряде государств региона были созданы американские военные базы, призванные обеспечить безопасный и бесперебойный отток нефти на мировые рынки из этого района, охваченного восьмилетней войной.

Захват иракской армией Кувейта стал не только вопиющим нарушением норм международного права и принципов Устава ООН, но и дерзким выпадом против жизненных интересов самих США, причем не только в измерениях этого региона, но и в широком геостратегическом масштабе. В Вашингтоне поняли, что если позволить С.Хусейну ликвидировать государство Кувейт и тем самым существенно нарастить свой и без того внушительный нефтяной потенциал, то это может затормозить продвижение американских глобальных инициатив.

Вот почему президент Дж.Бушстарший отреагировал тогда на аннексию Кувейта как на вызов собственным интересам США, мобилизовал самый мощный после войны во Вьетнаме ударный кулак и дал сокрушительный отпор иракскому лидеру. Наряду с этим американская дипломатия, используя свое влияние в Совете Безопасности ООН, опутала Багдад сложной и запутанной сетью международных санкций и обязательств.

Приход к власти президента Дж.Бушамладшего предвещает мало надежд на перспективу справедливого политического урегулирования иракской проблемы на основе решений СБ ООН. Более того, санкционировав нанесение по пригородам Багдада 16 февраля 2001 г. серии ракетнобомбовых ударов, новый американский президент не оставил ни у кого сомнений в решимости США продолжить и победно завершить четвертьвековую битву за большую иракскую нефть без оглядки на ООН и мировое общественное мнение. Правда, при этом госсекретарь США К.Пауэлл объявил о намерении внести коррективы в режим антииракских санкций, сделать их, как он выразился, более «умными», смягчить их пагубное воздействие на население страны. Это можно рассматривать как признание того, что американцы начинают осознавать, что навязанные ими жесткие санкции, жертвами которых стали миллионы иракцев, были «неумными».

Сегодня конфликт между США и Ираком предстает как один из ярких примеров острого столкновения процесса глобализации с противостоящими ему всплесками регионального изоляционизма. И проблема Кувейта давно уже не имеет к этому противостоянию непосредственного отношения. Равно как надуманным выглядит требование допуска в Ирак инспекторов видоизмененной Спецкомиссии, называемой ныне ЮНМОВИК, в целях возобновления инспекций и мониторинга иракских военных программ в соответствии с резолюцией № 1284 СБ ООН от 17 декабря 1999 г., за которую изза ее несовершенства и двусмысленности не голосовали три из пяти постоянных членов СБ ООН – Россия, Франция и Китай, а также Малайзия – непостоянный член Совета. Выдвигаемые к Ираку эти и подобные требования и претензии – лишь косвенный и во многом искусственный повод, призванный оправдать массированное военное присутствие США и Великобритании в зоне Персидского залива, являющееся важным компонентом стратегии экспансии НАТО на Восток, а также имеющее очевидную проекцию на нефтеносный регион Каспия.

В случае Ирака допустима аналогия с Югославией, где резкие действия режима С.Милошевича дали основание США и их союзникам по НАТО активно вторгнуться в урегулирование «югокризиса» и всячески поощрять дезинтеграцию этого государства, а впоследствии развязать против Белграда агрессию и утвердить на Балканах свои военные структуры и базы, вытесняя и оттуда Россию – исторического покровителя южнославянских народов.

С точки зрения отдаленной перспективы, сегодня трудно дать однозначный ответ на вопрос о том, как завершится затяжное противостояние Вашингтона и Багдада, или, иными словами, – столкновение всеохватной глобализации, унифицирующей условия торговли, цены, стандарты потребления, массовой культуры и образа жизни, а также концентрирующей гигантский военный, финансовый и технологический потенциал, с ее антиподом – региональным изоляционизмом, который тем не менее демонстрирует, как это видно на примере Ирака, большую сопротивляемость и устойчивость, способность противопоставить могущественному противнику не менее мощный потенциал традиционализма: национальный, патриотический, религиозный и в более широком смысле – цивилизационный.

На нынешнем рубеже этого, казалось бы, непримиримого противостояния двух антагонистических полюсов все же просматриваются контуры возможного политического компромисса, который им, скорее всего, придется заключить при посредничестве ООН и других международных институтов, а также заинтересованных влиятельных государств, включая Россию. Ведь совершенно очевидно, что санкции исчерпали себя, не достигнув цели.

Они утратили смысл и эффективность как инструмент сдерживания и явно переросли в масштабный антигуманный проект, направленный не столько против военной машины Ирака, сколько против миллионов рядовых иракцев, которых режим блокады поставил в условия биологического выживания, граничащего с вымиранием.

Пока администрация США пытается модифицировать санкции и добавить им «ума», болезненное, жесткое и затяжное противостояние чуждых друг другу систем и концепций продолжается. Ценой тому  медленное увядание страны, потенциально исключительно богатой, но не способной реализовать свои возможности как в силу собственной неустроенности, так и по причине противостояния  многомерного и многоаспектного  с лидером западного мира  США и их сателлитами, олицетворяющими глобализационный процесс в его выраженной неоколониальной ипостаси.


Список источников и литературы


1 S/RES/661 (1990).

2 S/RES/670 (1990).

3 S/RES/687 (1991), с. 4.

4 ibid.,с. 5.

5 ibid.,с. 7.

6 ibid.,с. 9.

7 ibid.

8 ibid.,с. 5.

9 The United Nations and the IraqKuwait Conflict. 1990–1996. – N.Y., 1996. – С. 93.

10 ibid.

11 Washington Post, 01.06.1998.

12 The United Nations and the IraqKuwait Conflict, op. cit, с. 80.

13 Доклад CK, S/1998/920, Russian, с. 9.

14 ibid.,с. 10.

15 The United Nations and the IraqKuwait Conflict, op. cit, с. 93.

16 ibid.,с. 94.

17 Доклад CK, op. cit., с. 7.

18 What were we doing bombing Saddam? – The Independent Year, 26.12.1998.

19 Security Council, 4084th Meeting, 17 December 1999, 3/PV 4084, с. 4.

20 ibid.,с. 16.

21 The Financial Times, 22.12.1998.

22 Security Council, 4070th Meeting, 19 November 1999, 3/PV 4070, с. З.

23 Security Council, 4084th Meeting, 17 December 1999, 3/PV 4084, с. 19.

24 S/RES/986 (1995).14 April 1995, с. 2.

25 Security Council, 4084th Meeting, 17 December 1999, 3/PV 4084, с. 5.

26 Дипломатический вестник. – М., 1999. – № 12. – С. 21.

27 Дипломатический вестник. – М., 1999. – № 4. – С. 21.

28 Security Council, 4084th Meeting, 17 December 1999, 3/PV 4084, с. 15–16.

29 ibid.,с. 18–19.

30 bid.,с. 5.

31 bid.,с. 18.

32 bid., с. 6.

33 Дипломатический вестник. – М., 1999. – № 3. – С. 21.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.