Рефераты. Экономическая характеристика США

Принципиальной характеристикой современной американской экономики является повышение уровня ее наукоемкости. Объем затрат на НИОКР в США превысил в середине 2000‑х гг. 280 млрд. долл., что составляет 44% от общемировых расходов на НИОКР. Это огромный запас прочности американской экономики, обеспечивающий ее научно-техническое и экономическое лидерство на многие годы вперед.

Серьезные изменения, характеризующие современную американскую модель, произошли в отношениях собственности. В начале XXI в. около 90% всех доходов в стране создается в корпоративном секторе хозяйства, доля которого за последние 30 лет возросла на 20 процентных пунктов.

Изменилось и функционирование товарных рынков и динамика экономического цикла. Экономические спады стали гораздо менее болезненными для американской экономики.

Таким образом, практически по всем показателям, характеризующим уровень экономического развития страны (ВВП на душу населения, структура экономики, показатели уровня жизни, показатели экономической эффективности – производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, капиталоемкость, энергоемкость экономики и т.д.) США являются лидером мировой экономики.

Одновременно на экономическое развитие США действуют многообразные внутриэкономические и внешнеэкономические факторы конъюнктурного характера.

Первые годы XXI в. прошла в США под влиянием очередного циклического спада, а также других факторов, осложнивших социально-экономическую обстановку в стране. Замедление темпов экономического роста началось с 2001 г. после наиболее длительного за всю послевоенную историю страны экономического подъема, продолжавшегося более 10 лет, и в третьем квартале 2001 г. вылилось в очередной циклический спад (сокращение ВВП составило 1,4%). Помимо этого, экономика США испытала шок от террористических атак 11 сентября 2001 г., которые привели к потерям в ВВП в более чем в 140 млрд. долл. Отрицательное влияние на деловую конъюнктуру в США оказали и корпоративные скандалы 2001‑2002 гг., обвал фондового рынка и продолжающаяся война в Ираке, заметно повлиявшая на рост бюджетного дефицита.

В результате всех этих негативных процессов безработица в стране возросла с 4% в 2000 г. до 6,3% в 2003 г., объем инвестиций в экономику сократился за это время более чем на 20%, масштабы личного потребления уменьшились на 22%, упали прибыли корпораций и после более 4-х лет профицитов в 2002 г. федеральный бюджет США был вновь сведен с дефицитом в 158 млрд. долл.

Однако в последующие годы экономика США в основном оправилась от кризисных явлений и вступила в период экономического подъема, впрочем не очень быстрого и не слишком стабильного. Темпы роста ВВП в США составили в 2005 г. 3%, в 2006 г. – 4,4%, в 2007 г. – 3,2% и за первые 3 квартала 2008 г. – 3,3%. [2]

 

2.4 Экспорт и импорт США в 2008 году


Структура экспорта США в 2008 году представлена на диаграмме.


Объём экспорта США в 2008 году, млрд. долл. [9]

Общая сумма

Продукты и напитки

автомобили

Потребительские товары

оборудование

Сырьё и материалы

Другие товары

924,5

50,8

102,8

124

417,2

200,2

36,9


Структура импорта США в 2008 году представлена на диаграмме.




Объём импорта США в 2008 году, млрд. долл. [9]

Общая сумма

Продукты и напитки

автомобили

Потребительские товары

оборудование

Сырьё и материалы

Другие товары

1622,5

64,8

247,1

440,5

459,9

366,9

54,7

 

2.5 Государство в экономике


В экономике США на долю государства приходится 28% ВВП. Остальные 72% занимает частный сектор. Однако согласно данным 2004 г. доля государственного сектора экономики в % от национального дохода составила 47%. Результатом финансово-экономического кризиса и осуществления политики количественного смягчения станет увеличение доли государственного сектора экономики до 50% и более.

Характерная черта государственного регулирования экономики начала XXI в. – все большая ориентация бюджета на решение социально-экономических задач. Доля расходов федерального бюджета на социальные цели, включая развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), социальное страхование и вспомоществование, превысила в 2005 г. 60%; доля таких расходов в консолидированном бюджете еще выше. Кажущееся противоречие между социальной ориентацией бюджета и общей достаточно низкой долей перераспределения национального дохода как через федеральный, так и консолидированный бюджет на самом деле отражает достижение некоего оптимума между экономическими и социальными целями макроэкономической политики и путями их реализации – использованием прежде всего рыночных механизмов для создания ВВП, социальной ответственностью государства за производство общественных благ и активными мерами по их обеспечению.

Констатируя весьма высокую эффективность современного государственного регулирования в США, необходимо отметить его качественно новую черту – стремление найти оптимальную пропорцию между рынком и государственным вмешательством, не взирая на различия идеологических и политических взглядов той или иной американской администрации. [6] Очевидно, что в начале XXI в., несмотря на продолжающиеся политические дискуссии, которые подчеркивают различия между либеральными и консервативными ценностями, в реальной жизни наблюдается явное сближение социально-экономической политики администраций демократической и республиканской партий США. С одной стороны, республиканцы отказались от многих казавшихся прежде незыблемыми постулатов, ориентированных на резкое уменьшение роли государства в экономике и социальной сфере, а с другой – демократы взяли на вооружение немало из концептуального арсенала республиканцев. Это показывают как социально-экономические платформы двух главных партий США на выборах 2000 и 2004 гг., так и практическая деятельность последних демократических и республиканских администраций.


3. Российско-американские экономические отношения: состояние и перспективы


Дипломатические отношения России и США были установлены в 1807 году, тогда как первый официальный контакт с одной из американских колоний (будущая Пенсильвания) произошёл в 1698 году. [3]

После Октябрьской революции 1917 года США признали СССР лишь в 1933 году. Во время Второй мировой войны СССР и США стали союзниками по Антигитлеровской коалиции. Сразу же по окончании войны, однако, США и СССР, как две сверхдержавы, вступили в ожесточённое стратегическое соперничество за влияние в мире (так называемая «холодная война»), определявшее развитие мировых процессов в течение полувека.

В настоящее время отношения между Россией и США развиваются в таких областях как борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, космические исследования.

 

3.1 История [8]


История российско-американских отношений уходит корнями в конец XVII века, когда независимого американского государства ещё не существовало. В 1698 Пётр I встречался в Лондоне с Уильямом Пенном, основателем британской колонии, ставшей впоследствии штатом Пенсильвания. Это был первый двусторонний политический контакт.

В первой половине XVIII века начинается активная колонизация Америки русскими торговцами. Множество российских поселений было основано на Алеутских островах, на континентальной Аляске, на территории современных канадских провинций Юкон и Британская Колумбия и американских штатов Вашингтон, Орегон и Калифорния. Постепенно разрозненные российские колонии-поселения были оформлены юридически, над территорией, занятой русскими поселенцами был провозглашен суверенитет Российской империи. Столицей Русской Америки стал город Новоархангельск (ныне – Ситка).

В 1775 в 13 британских колониях вспыхнуло восстание против экономического угнетения со стороны Великобритании. Георг III обратился к российской императрице Екатерине II с просьбой содействовать британским войскам в подавлении восстания, на что был получен отказ. 4 июля 1776 в Филадельфии была провозглашена независимость колоний. Формально Россия не признала этот акт, однако поддерживала стремление колоний к самостоятельности. В 1780, в разгар войны за независимость, Россия объявила о вооруженном нейтралитете, означавшем фактическую поддержку колоний.

В 1807 Россия и США обменялись послами, положив начало дипломатическим отношениям. Первым послом США в России стал Джон Куинси Адамс, первым послом России в США – Андрей Дашков.

В XIX веке дипломатические отношения США и России сводились в основном к вопросам, связанным с Аляской и некоторыми другими владениями России в Северной Америке. В 1867 все российские владения к востоку от Берингова пролива были проданы США за 7,2 миллиона долларов. Кроме самой Аляски к ним относился весь Алеутский архипелаг и некоторые острова в Тихом океане. Однако в середине века правительство Николая I привлекало американских инженеров к своим проектам модернизации империи. Так, специалисты из США сыграли важнейшую роль в строительстве железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом и оснащении ее подвижным составом, проведении первых линий телеграфа и перевооружении армии после Крымской войны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.