Рефераты. Экономическая характеристика Исламской Республики Иран

В 2003г. товарооборот с Турцией превысил 2 млрд.долл., из которых 80% приходится на долю иранского экспорта, который в значительной мере состоит из газа, нефти и нефтепродуктов. Из Турции в основном поступают предметы ширпотреба, машины, бензин, Между сторонами подписано соглашение об инвестициях в строительство второй очереди аэропорта «Имам Хомейни». В течение двух лет турецкие компании построят грузовой и таможенный терминалы, а также гостиницу. Стоимость контракта оценивается в 193 млн.долл. Еще минэкономики ИРИ выдало разрешение на осуществление Турцией капиталовложений в иранскую текстильную промышленность в 15 млн.долл.

В 2003г. торговый оборот с ОАЭ превысил 3,5 млрд.долл. Основная часть данного объема приходится на поставки в Иран реэкспортируемых через ОАЭ товаров. ИРИ является также важным звеном для поступающих в ОАЭ грузов. Так, в 2003г. 50% всех проходящих через территорию Ирана транзитных грузов следовало в Объединенные Арабские Эмираты.

Министры торговли Ирана и Ирака подписали Меморандум об экономическом сотрудничестве, который позволил активизировать торгово-экономические отношения как на государственном, так и на региональном уровне. В 2003г. товарооборот двух стран увеличился в 3 раза и достиг 800 млн.долл. В приграничных иракских провинциях создаются иранские торговые центры, на завершающем этапе находится процесс создания совместной ТПП.

Иранские компании стремятся участвовать в конкретных проектах на территории Ирака. Металлургический комбинат Хузистана ведет переговоры об участии в реконструкции сталелитейного завода в Басре на 22 млн.долл. Энергетические компании двух стран прорабатывают вопрос о поставке электроэнергии из Ирана в Ирак.

Иранские компании в Афганистане участвуют в строительстве дорог, линий электропередач, элеваторов, создании инфраструктуры связи и коммуникаций. Между сторонами подписано соглашение о строительстве в Кабуле центра связи стоимостью 8,3 млн.долл. Иранский экспорт в Афганистан растет, однако товары из ИРИ встречаются все с более жесткой конкуренцией со стороны продукции Китая, Турции и других государств. Все более острой становится и проблема увеличивающейся контрабанды из Ирана. В первую очередь это касается бензина, дизтоплива и продтоваров.

В 2003г. страны ЕС импортировали из Ирана товаров на 8,5 млрд.долл., а экспортировали – на 8,6 млрд.долл. Среди стран Западной Европы основными партнерами Ирана являются Италия (товарооборот – 4 млрд.долл.), Германия (2,5 млрд.долл.), Франция (2 млрд.долл.), Испания (1,2 млрд.долл.).

В последние 3г. наиболее активно развивались торгово-экономические связи Ирана с Италией. За этот период средний рост товарооборота Ирана со странами ЕС составил 39%, а с Италией этот показатель равен 54%.

В 2003г. товарооборот двух стран достиг 4 млрд.долл. При этом иранский экспорт составил 2,1 млрд.долл., а импорт из Италии – 1,9 млрд.долл. В экспорте Ирана основную часть занимают поставки нефти, нефтепродуктов, кожи, ковров, фруктов, сухофруктов, а в экспорте Италии – машины и оборудование, сталь, первичное сырье для производства пластмасс и химпродукции.

Итальянские компании ENI и Agip задействованы в реализации обустройства 4 и 5 очередей газового месторождения «Южный Парс». Компания Saipem строит 40-километровый участок газопровода в проекте освоения первой очереди «Южного Парса».

В 2003г. между Ираном и Италией было подписано Соглашение о промышленном сотрудничестве. Оно предусматривает участие итальянской компании Fata Aluminum в расширении алюминиевого комплекса «Аль-Мехди» и взаимодействие между иранской автомобильной компанией «Замьяд» и итальянской Iveco. Италия больше всех из европейских стран осуществила капиталовложений в Иране. За последние десять лет итальянские инвестиции составили 650 млн.долл.

Значимость сотрудничества с Германией для Ирана определяется тем, что ФРГ является основным импортером иранской продукции среди стран ЕС. В 2003г. Иран экспортировал в Германию ненефтяных товаров на 350 млн.долл. Основными статьями ненефтяного иранского экспорта являются фисташки, ковры, икра. Иран закупает у ФРГ машины, станки, энергетическое оборудование. В 2003г. Германия приняла решение о том, что государство будет предоставлять годовые гарантии по страхованию сделок с Ираном до 500 млн. евро.

Между Германией и Ираном подписан контракт на 700 млн. евро по передаче технологии и лицензии на создание паровых турбин мощностью от 100 до 250 мвт., силовых генераторов и газовых турбин мощностью 160 мвт.

Германская компания Ude и иранская Sazeh заключили контракт в 458 млн. евро на строительство комплекса по производству полихлорвинилового сырья. Комплекс будет построен в специальной экономической зоне «Бандар Имам». Производственная мощность комплекса составит 1870 тыс.т. различной продукции.

Германская фирма «Фриц Вернер» в качестве инвестора участвует в проекте второй фазы развития алюминиевого комплекса «Аль-Мехди». Капиталовложения в 130 млн. евро позволят довести производство алюминия с 55 до 130 тыс.т. в год.

Иранская компания «Бам ходроу» и концерн «Фольксваген» заключили соглашение о производстве в Иране автомобилей данной марки. Продукция будет производиться на заводе в Кермане. Планируемая мощность – 200 тыс. автомобилей в год. В 2003г. в Тебризе (пров. Восточный Азербайджан) было открыто отделение совместной торгово-промышленной Ирано-германской палаты.

ИРИ и Франция в 2003г. подписали и ратифицировали Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Французская компания «Тоталь Фина Эльф» участвует в разработке 11 и 12 фаз месторождения «Южный Парс». Фирма «Кофлексик Текник» выполняет контракт по сооружению завода легкого полиэтилена в порту Ассалуйе.

В 2003г. Организация железных дорог Ирана продолжала осуществлять контракт по закупке у французской компании «Алстом» локомотивов для грузовых и пассажирских поездов. Иран и Франция подписали крупный контракт на строительство в ИРИ завода по производству легковых автомобилей «Рено» (L-90). Продукция будет производиться на предприятиях «Иран Ходроу» и «Сайпа». Предполагается, что «Рено Ниссан» вложит в этот проект 1 млрд.долл. прямых инвестиций.

В 2003г. Иран продолжал настойчивые попытки заключить с ЕС Соглашение о торговле, которое позволило бы ему расширить свой экспорт в страны данной организации. Прошло несколько раундов переговоров, однако в связи с нерешенностью проблемы ядерной программы Ирана и противоречиями по поводу включения в Соглашение тезисов, касающихся соблюдения прав человека документ не был подписан.


3.2 Иностранные инвестиции


В Исламской Республике Иран главным регулирующим органом в области иностранных инвестиций является Министерство экономики и финансов (МЭФ), в подчинении которого находится Организация по инвестициям, экономическому и техническому содействию (ОИЭТС). Один из заместителей министра экономики и финансов одновременно является руководителем ОИЭТС и председателем Комитета по привлечению и защите иностранных инвестиций (КПЗИИ), решения которого имеют, по существу, определяющее значение при рассмотрении инвестиционных проектов.

Разработка инвестиционной политики в Иране возложена на Высший Совет по инвестициям (ВСИ). Членами Совета являются главы ведущих экономических министерств страны - экономики и финансов, сельского хозяйства, промышленности, горнорудной промышленности, а также иностранных дел и Планово-Бюджетной организации.

На КПЗИИ возложена задача рассмотрения предложений на ввоз капитала и принятия решений с последующим представлением на утверждение в Совет Министров. Членами КПЗИИ являются: заместители министра (по одному из министерства/ведомства) экономики и финансов (руководитель ОИЭТС), иностранных дел, промышленности, горнорудной промышленности, а также заместители руководителя главы Планово-Бюджетной организации и председателя Центрального банка, президент Палаты по вопросам торговли, промышленности и шахт Ирана.

В своей деятельности ОИЭТС считает приоритетными в первую очередь капиталовложения, направленные на развитие промышленного и сельскохозяйственного экспортноориентированного производства в целях роста национального дохода, увеличения поступлений иностранной валюты, доходов государственного бюджета.   Иностранные компании в случае принятия решения об инвестировании стремятся заручиться поддержкой ОИЭТС, чтобы гарантировать сохранность своих инвестиций согласно Закону о привлечении и защите иностранных инвестиций в Иране. В свою очередь ОИЭТС оказывает поддержку только тем инвесторам, проекты которых будут приносить доход в СКВ.   Порядок инвестирования иностранного капитала в иранскую экономику определяется положениями Постановления по выполнению Закона о привлечении и защите иностранных инвестиций и предусматривает следующие этапы:

1. Поиск иранского потенциального партнера.

2. Согласование проекта и получение разрешения в отраслевом министерстве. На данном этапе иранский и иностранный партнеры должны получить так называемую установочную лицензию и заключить «базовое соглашение».

3. Представление проекта в ОИЭТС.

Для получения в законодательном порядке содействия и поддержки иностранный инвестор одновременно или после прохождения вышеуказанных процедур должен обратиться в ОИЭТС. К соответствующему запросу должны быть приложены следующие документы:

- Копия формы, заполненной иностранным инвестором, о ввозе капитала. - Копия ТЭО. - Копии проектов соглашения по совместному инвестированию и имуществу партнеров. - Копии проектов соглашения в случае, если иностранным инвестором предлагаются технологии. - Нотариально заверенная справка о подтверждении личной подписи/ей и имущества, что дополнительно заверяется иранской консульской службой в стране инвестора. - Копии финансовых отчетов инвестора за последние три года, включая бухгалтерский отчет с указанием доходов и убытков. - Другая необходимая информация по усмотрению иностранного инвестора.

4. После изучения проекта и проверки документации ОИЭТС готовит подробный доклад для представления в КПЗИИ;5. В случае позитивного решения КПЗИИ по согласованию с Министерством экономики и финансов готовит представление в Кабинет министров;6. Издание постановления Кабинета министров является официальным разрешением для формирования совместного предприятия и начала практической реализации проекта.

В то же время имеется ряд ограничений на поле деятельности ввозимого капитала.

1. Иностранный капитал не пользуется поддержкой и защитой Закона, если он:

- привлекается в те отрасли народного хозяйства, в которых запрещена деятельность частных национальных компаний;

- влечет за собой возникновение какого-либо монопольного права или особых уступок и привилегий;

- не является полностью частным и в нем участвует иностранное государство и его правительство. В этом случае капитал подлежит выводу из экономической системы Ирана.

2. Законодательство об иностранных инвестициях распространяется на компании лишь тех стран, в которых иранские компании могут функционировать в режиме не менее благоприятном, чем национальный.

3. Не разрешается привлечение иностранного капитала в сферу услуг и, в частности, в торговый сектор и банковскую систему.

4. Формы, виды и цели деятельности не должны противоречить нормам ислама.   5. Не разрешается создание предприятий со 100-процентным иностранным капиталом.    В вопросах правовой защиты иностранных инвестиций действующее иранское законодательство предусматривает равные права для иностранного и национального капиталов. При этом защита предусмотрена в равной степени как для капиталов в товарной форме (машины, оборудование и т.п.), так и в денежной (кредиты, финансовые услуги и т.п.). В случаях, когда по основаниям, предусмотренным законодательством, производится экспроприация имущества предприятия, иностранному инвестору гарантируется справедливая компенсация. Разрешение споров, возникающих в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Ирана, предусмотрено в иранских судах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.