Рефераты. Экономическая политика и современные кризисы в Польше

Указанные изменения оправдывают прогноз очень низкого темпа прироста ВВП: он снизится с 5,5% в 2008 г. до 3% в 2010 г., с возможными колебаниями в последующие годы амплитудой около 6%. Учитывая начальное снижение и последующее повышение темпов роста потенциального ВВП, мы прогнозируем, что коэффициент использования производственных мощностей сначала увеличится, а затем стабилизируется. Важным будет также влияние технологического прогресса. Темпы роста совокупной факторной производительности (total factor productivity, TFP) будут значительно колебаться, в основном из-за изменений в импорте иностранных НИОКР и в ПИИ, но при повышении количества человеческого капитала на душу населения.

Таким образом, мы полагаем, что производительность труда в 2010 г. снизится, но после 2011 г. будет повышаться с годовым темпом 4%. Снижение занятости, значительное в 2009 г., связано с повышением безработицы. На последний показатель отрицательное влияние окажет общее замедление темпов экономического роста, положительное - продолжающаяся эмиграция, и опять-таки отрицательное - иммиграция с Востока, ожидаемая в последние годы прогнозного периода. По оценкам, средний уровень безработицы повысится с 9,8% в 2008 г. до 11% в 2010 г. и затем снизится к концу прогнозного периода до 9,5%.

Ожидается, что темп инфляции, повысившись в 2008 г. до 4,2%, будет медленно снижаться: до 3% или менее в 2009 г., а затем до 2,7% в конце прогнозного периода. Повышение данного показателя объясняется по преимуществу инфляционным давлением затрат на рабочую силу, но также частично внешним повышением цен на сырье и продовольствие; в некоторой степени оно будет смягчено вследствие укрепления злотого. Что касается ослабления злотого в конце 2008 г., то оно повлияло на ИПЦ в противоположном направлении. Ожидается временное увеличение разницы между текущим обменным курсом и ППС, что имеет важное значение при переговорах, предшествующих вступлению в Европейский валютный союз. Мы также прогнозируем на ближайшие годы, что прекратится дальнейшее снижение номинальных процентных ставок и постепенно снизятся реальные процентные ставки до уровня, совместимого с другими странами ЕС, особенно в контексте поддержки инвестиций.

За периодом с высоким уровнем экономической деятельности последовал значительный рост поступлений в государственный бюджет (в 2007 г.). В 2009 г. этот показатель заметно уменьшился. Его повышение в последующие годы может обусловить весомое повышение расходов, особенно связанных с НИОКР, что будет способствовать выполнению Лиссабонских требований. В ближайшие годы мы ожидаем, что бюджетный дефицит составит чуть меньше 2% от ВВП.


3. Нерешенные проблемы


Основной краткосрочной проблемой остаются противодействие замедлению экономической активности и недопущение открытой рецессии. Фактическая слабость экономической политики, с помощью которой должны приниматься меры по контролю над замедлением деловой активности и по стабилизации темпов прироста в следующем году на уровне 5%, делает прогноз пессимистичным. Похоже, что временно прекращены реформы государственного финансового сектора, которые должны продолжаться для повышения эффективности фискальной системы. Социальная политика может повысить государственные расходы, что ограничит возможности сокращения бюджетного дефицита. В то же время некоторые предложения в фискальной сфере, такие как повышение косвенных налогов, могут еще больше угрожать перспективам подъема. Такие неожиданные опасности возникли из-за финансового кризиса в США и общего замедления экономического роста. Все это уже затронуло польский экспорт и в ближайшие годы приведет к его дальнейшему снижению. Наряду с этим мировые цены на нефть и продовольствие могут увеличить "импорт" инфляционного давления. А их смягчение под действием снижения обменных курсов злотого к доллару и к евро, похоже, прекратится уже в ближайшем будущем.

Опасности, которые могут возникнуть в среднесрочном периоде в результате отказа от антикризисной политики, делятся на две группы. С одной стороны, возможен возврат к жесткой монетарной политике (высокие процентные ставки) и к консервативной фискальной политике в интересах богатых семей за счет бедных (введение линейного подоходного налога). Такая политика опять-таки весьма ограничивает внутренний потребительский и инвестиционный спрос и ухудшает распределение доходов. Как следствие, темпы роста еще больше снизятся, и решение проблемы сокращения разрыва в уровне жизни между Польшей и развитыми странами ЕС будет отложено. С другой стороны, существует также опасность последовать курсом популистской экономической и социальной политики. Бесконтрольное повышение зарплат и пенсий может вызвать резкое повышение внутреннего спроса, что значительно усилит инфляционное давление и нарушит рыночное равновесие. Точно так же неограниченное увеличение потребительского кредита может активизировать эти тенденции и привести к финансовым проблемам. А они, в свою очередь, могут повысить бюджетный дефицит и государственный долг, что чревато финансовым кризисом.


Источники


1.       Economic Polska № 4,2010 s/21-43

2.       И. Королевский Экономика Польши – пример для подражания – Зеркало Недели, апрель, 2010



Приложения


Таблица 1 Темпы прироста экономики Польши в 2008-2011 гг. (в постоянных ценах 1995 г.)

Категория

Годы


2008

2009

2010

2011

Внутренний конечный спрос (XFD)

5,85

-0,49

1,16

7,52

Частное потребление (С)

5,40

2,81

3,22

4,20

Государственное потребление (G)

-0,99

2,30

2,54

2,43

Валовые инвестиции (JA)

8,31

-10,16

-4,98

20,95

Валовые инвестиции (% к ВВП) (JAXP)

25,27

22,53

20,89

23,83

Экспорт (Е)

6,51

-10,93

5,23

7,49

Импорт (М)

9,02

-14,04

0,91

11,61

Экспорт (% к ВВП) (ЕХРР)

37,41

42,22

42,53

42,53

ВВП (Я)

4,73

1,02

2,90

5,92

Потенциальный ВВП (ХКМГ)

3,78

0,97

3,51

5,92

Коэффициент использования производственных





мощностей (IVKM)

75,91

75,95

75,50

75,50

Основные активы (машины и оборудование) (КМ)

5,05

5,35

5,55

5,21

Работающее население (Л*)

2,44

-2,49

1,08

1,50

Общая факторная производительность (TFP)

1,90

-0,08

2,86

0,12

Производительность труда (WXNM)

2Д4

3,61

1,80

4,35

Человеческий капитал на одного занятого (HKLZ)

0,44

0,43

0,41

0,42

Процент безработицы, в среднем за год (UNR)

9,88

11,33

10,64

9,66

Средняя реальная зарплата (W)

4,88

0,96

3,19

4,13

Реальные располагаемые доходы (Y)

5,12

3,10

4,57

4,14

Дефлятор ВВП (РХ)

3,22

3,00

2,66

2,42

Дефлятор частного потребления (PC)

3,69

3,30

2,79

2,73

Обменный курс дол./злотый {WILD)

0,78

28,08

-2,98

-3,19

Сальдо текущих счетов (млрд. дол.); конец года

-16,0

^3,2

-37,0

-22,0

Сальдо госбюджета (% к ВВП); конец года

-1,98

-1,95

-1,87

-1,89


Таблица 2 Государственный бюджет (в текущих ценах)


2008 г.

2009 г.

2011 г.

Общие поступления (млн. злотых)

254157,0

264481,0

291189,0

Изменения к предыдущему году (%)

7,63

4,06

4,91

Общие расходы (млн. злотых)

278741,0

289673,0

319220,0

Изменения к предыдущему году (%)

10,20

3,92

5,31

Сальдо бюджета (млн. злотых)

-24584,0

-25192,0

-28031,0

Изменения к предыдущему году (%)

46,29

2,47

9,64

Сальдо бюджета

-1,98

-1,95

-1,89

ВВП(%)

35,32

-1,52

1,07


Таблица 3 Структура экономики Польши (в текущих ценах)

LIFEA: W. & A. WELFE

FORECAST: APRIL 2009


2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Потребление (млн. злотых)

63,36

64,67

64,96

64,10

ВВП (%)

1,10

2,07

0,44

-1,33

Государственное потребление (млн. злотых)

13,34

13,50

13,44

12,99

ВВП(%)

-5,58

U4

-0,48

-3,31

Инвестиции (млн. злотых)

25Д7

22,53

20,89

23,83

ВВП (У.)

2,62

-10,84

-7,32

14,12

Экспорт (млн. злотых)

37,41

42,22

42,53

42,53

ВВП(%)

1,95

12,85

0,74

-0,02

Импорт (млн. злотых)

40,36

43,84

42,26

43,78

ВВП(%)

4,35

8,63

-3,60

3,59

Чистый экспорт (млн. злотых)

-2,94

-1,62

0,27

-1,25

ВВП(%)

49,03

^15,04

-116,86

-559,40


Таблица 4 Структура внешней торговли Польши (по группам SITC, %)

LIFEA: W. & A. WELFE

FORECAST: APRIL 2009


2008 r.

2009 r.

2010 r.

2011 r.

Импорт, всего

100,00

100,00

100,00

100,00

SITC 0-1

3,81

3,66

3.58

3,32

SITC 3

6,89

6,96

6,64

6,26

SITC 24

2,55

2,57

2,60

2,43

SITC 7

45,74

42,41

43,10

43,99

SITC - 5.6.8.9

41.01

44,40

44,08

44,00

Общий экспорт

100,00

100,00

100,00

100,00

SITC 0-1

8,25

7,23

7,30

7,33

SITC 3

4,60

3,96

3,80

3,63

SITC 24

2,50

2,33

2,31

2,27

SITC - 5-9

84,64

86,48

86,59

86,77

в том числе SITC 7

49,50

48,48

51,19

53,96



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.