Рефераты. Экономическая модель Германии

- конъюнктурный совет государственных органов;

- совет финансового планирования;

- экспертный совет по оценке общеэкономического развития. [21]

Регулирующие функции в области экономики от имени государства выполняют ряд министерств и ведомств ФРГ и, в первую очередь, Федеральное министерство экономики и технологий, Министерство финансов и Министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии.

Помимо указанных министерств в экономическом блоке регулирующие функции государства несут и другие федеральные ведомства, в том числе, Федеральное министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства, Федеральное министерство по защите окружающей среды, природы и безопасности ядерной энергетики, и, частично, Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития Германии. Кроме того, есть ряд федеральных государственных и полугосударственных ведомств и организаций, которые выполняют функции регулирования или содействия немецкой экономике.

Для решения задач государственной экономической политики Правительство ФРГ привлекает как государственные органы власти (федеральные и земельные министерства и ведомства), так и общественные организации и объединения (отраслевые союзы и ассоциации, торгово-промышленные палаты, институты экономических исследований, экспертные советы и т.д.). В данном случае общественные организации и объединения выполняют посредническую функцию и являются связующим звеном между государством и предпринимателями. В качестве поддержки предпринимателей со стороны государства могут служить постоянные консультации между правительством, предпринимателями и профсоюзами. А правительство, в свою очередь, использует выкладки и оценки союзов и институтов экономических исследований при выработке ежегодных прогнозов развития страны на макроэкономическом уровне.[22]

Картельное сотрудничество в Германии принципиально запрещено. Однако этот принцип не применяется при наличии ряда регулируемых законом обстоятельств. Высшим государственным надзорным органом по картелям является Федеральное картельное ведомство. Эту же роль, в зависимости от ситуации, может выполнять Федеральный министр экономики и технологий Германии или компетентное высшее земельное ведомство. Картельные дела подсудны Федеральному Верховному суду и Верховным земельным судам.[21]

Значительна роль государства в оказании поддержки предпринимателей и экспортёров. Причём, эта помощь осуществляется за счёт федеральных и земельных бюджетов порой в отношении целых отраслей. Государственной поддержкой охвачены и разработки в области НИОКР (до 50% расходов фирм), в том числе в области альтернативных видов энергии, энергосберегающие и природоохранные технологии, малое и среднее предпринимательство, в частности, ремесленное производство.

Особенно сильно влияние государства в аграрном секторе. Регулирование производства сельхозпродукции происходит как с помощью стимулирующих методов, так и ограничений в производстве отдельных продуктов с целью стабилизации цен. В соответствии с имеющимися программами государство за счёт бюджета компенсирует разницу между ценой немецкого производителя и мировыми ценами при согласованном объёме экспорта.[23]

Система государственной поддержки национальной экономики и экспорта осуществляется не только с помощью субсидирования и дотаций производителям и страхования экспортных поставок, но и путём содействия в осуществлении ярмарочно-выставочной деятельности фирм ФРГ за рубежом, консультационно-информационной помощи как в стране, так и за рубежом через департаменты или отделы экономики и науки посольств Германии.[4]

Существует также определённое влияние государственных контрольных органов по вопросу регулирования цен, в том числе в области электроэнергии, пассажирских перевозок, отдельных медицинских услуг, почтовых услуг и т.п. с определением верхних и нижних уровней цены. К частично регулируемым ценам относится и квартплата в муниципальном секторе, внутренние тарифы пассажирских перевозок, коммунальные платежи для жилого муниципального сектора.[5]

Таким образом, цель Федерального правительства заключается в том, чтобы улучшить общие условия для предпринимательской деятельности в Германии, в основе которой должна быть обеспечена свободная конкуренция. Необходимо повысить конкурентоспособность предприятий на глобализированных рынках за счёт налоговой реформы, наступательной политики в области инноваций и экологии, более эффективного содействия малому и среднему бизнесу.[23]

19 марта 2007г. Федеральное статистическое ведомство Германии впервые подготовило и опубликовало данные о финансовом имуществе государственного сектора, в который входят федерация, федеральные земли, коммуны, их отдельное имущество, а также объединения целевого назначения. По последним же имеющимся данным, общая сумма государственных финансов на 2009 год составила 109,7 млрд. долларов (против 243,6 млрд. долларов 2008 года, что превышает показатель 2009 года аж в два раза). Основная часть государственного финансового имущества состоит из предоставленных кредитов. Сумма внутреннего кредита по состоянию на 31 декабря 2008 года составила 5,019 трлн. долларов (это ставит Германию на пятое место в мире). Доходы государственного бюджета на 2009 год имеют объем в 1,398 трлн. долларов, а расходы – 1,54 трлн. долларов. Рыночная стоимость проданных акций на 31 декабря 2007 года составила 2,106 трлн. долларов. [4]

Федеральное правительство Германии имеет акции 8 предприятий. Следует отметить, что на 2-х предприятиях Федеральное правительство имеет 100%-й пакет акций (Таблица 2.2).


Таблица 2.2 - Доля участия государства в предприятиях на федеральном уровне [4]

Название фирмы

Доля федерации в %

Deutsche Bahn

100

Deutsche Flugsicherung

100

Deutsche Post

35,5

Hafen Duisburg

33,3

Flughafen Köln Bonn

30,9

Deutsche Telekom

32,0

Flughafen München

26,0

Fraport

6,6


2.3 ТНК Германии


В соответствии с распространенной классификацией ТНК, возникшие на рубеже ХХ в. и XXI в., относятся к пятому поколению корпораций. Им свойственны черты, которые не были присущи их предшественникам:

- финансовая и экономическая мощь, порой превосходящая потенциал национальных государств; самостоятельность, появившаяся благодаря углублению экономической либерализации и трансформации законодательства. Так, оборот автомобильного концерна ”Даймлер АГ” в 2007 г. превысил ВВП таких развитых стран, как Финляндия и Норвегия, и вдвое превзошел ВВП Новой Зеландии;

- множественные как внутристрановые, так и трансграничные слияния и присоединения, приведшие к существенному укрупнению ТНК;

- увеличение доли корпораций, действующих в сфере услуг, в результате роста капиталовложений в эту сферу хозяйства, развития инноваций и транснационализации НИОКР, а также глобализации финансового и страхового сектора. [25]

Германские транснациональные корпорации пятого поколения занимают ведущие позиции в мировых рейтингах, уступая лишь немногим глобальным конкурентам. По данным ЮНКТАД (2003 г.), в перечне крупнейших ТНК, чьи материнские компании размещаются в Германии, фигурируют 35 концернов; 14 из них относятся к сфере материального производства (автомобильная промышленность, химическая отрасль, производство электронного оборудования). Среди 13 ТНК сферы услуг преобладают торговые корпорации, за ними следуют телекоммуникационные и транспортные концерны. Помимо этого, в рейтинг ЮНКТАД включены восемь финансовых и две страховые ТНК. В 2005 г. Конференция ООН по торговле и развитию включила в перечень 100 ведущих нефинансовых корпораций мира, ранжированных по объемам зарубежных активов, 13 германских концернов. В число 50 ведущих финансовых корпораций входят страховой концерн ”Альянц” и банки - ”Дойче Банк АГ” и ”Коммерцбанк АГ”.

Эти данные подтверждаются и неофициальными оценками: в списке крупнейших корпораций мира (Fortune Global 500), ежегодно публикуемом журналом ”Форчун”, Германия занимает четвертое место после США, Японии и Франции. В перечень 2007 г. вошли 37 немецких компаний. Аналогичный рейтинг The Global 2000, подготовленный деловым периодическим изданием ”Форбс”, включает в число ведущих корпораций 57 ТНК, базирующихся в Германии.[25]

Необходимо отметить, что для немецких концернов национальная принадлежность - не просто данность или формальная характеристика корпорации, но и своего рода торговая марка. ”Немецкое качество” - это популярный бренд, который успешно продается (хотя, говоря ”сделано в Германии”, производители несколько лукавят: сегодня большая часть продукции ведущих ТНК производится за пределами ФРГ многочисленными филиалами, размещенными в различных регионах мира).

Несмотря на то, что интернационализация немецких корпораций началась в конце XIX - начале ХХ вв. (так, компания ”Сименс” открыла дочернее предприятие в России еще в 1853 г., а концерн ”Бош” основал торговые представительства в Англии и Франции в 1898 г. и 1899 г., первое производство в США было открыто в 1910 г.), в эпоху усиления тенденций глобализации они достаточно долго отставали от других мировых ТНК по масштабам вовлеченности в этот процесс. Причина - исторически сложившиеся особенности корпоративной модели и модели предпринимательства в целом, обусловившие прочную связь немецких концернов с национальной почвой.[17]

Принимая во внимание вклад ТНК в национальное хозяйство ФРГ, важно отметить тенденцию, выявленную в минувшем году немецкими экспертами: впервые 30 крупнейших германских концернов, объединенных индексом котировки акций DAX, оказались преимущественно в руках иностранных инвесторов. Таким образом, помимо транснационализации - переноса за рубеж производственных и управленческих подразделений, подчиняющихся головной компании, определяющей национальность ТНК, сегодня также можно говорить об активной мультинационализации немецких корпораций - фактическом объединении капиталов разных наций. Десять лет назад эти предприятия принадлежали зарубежным акционерам на одну десятую, пять лет назад - уже на треть.[5]

Международный бизнес приобрел ключевое значение не только для крупнейших немецких концернов, но и для более мелких компаний, принадлежащих к индексам MDax (Mid-Cap-DAX – индекс акций 50 средних компаний), SDax (Small-Cap-DAX – индекс акций 50 малых компаний) и TecDax (индекс ценных бумаг 30 высокотехнологичных предприятий). Так, максимальная доля занятости за рубежом среди этих компаний достигла 89,2%, процент сбыта - 96,6%, а уровень зарубежных инвестиций превысил 94% от суммарных капиталовложений компаний.[24]


2.4 Внешние экономические связи Германии


Германия – конструктивный партнер в ЕС, и сегодня для основных линий германской политики в отношении ЕС характерен надпартийный консенсус. Немцы стремятся к дееспособной, но демократически устроенной и прозрачной Европе с более сильным Европейским парламентом. Как и многие другие европейцы они отвергают идею европейского супергосударства и предпочитают более четкое разграничение компетенций. [4] В 2005 г. Германия подавляющим большинством голосов ратифицировала конституционный договор в Бундестаге и Бундесрате и по-прежнему заинтересована в дальнейшем развитии ЕС в духе этого договора. Германия получила как экономическую, так и политическую выгоду от наличия ЕС, общего рынка, евро и от процесса расширения. [5] Центральным положением на крупнейшем едином рынке Земли в значительной мере объясняется и экспортная мощь германской экономики. Кроме того, экономические связи с соседями из Центральной и Восточной Европы могут строиться сегодня по правилам интеграции. После расширения Евросоюза в восточном направлении (2004 и 2007 гг.) на этих рынках германская экономика является крупнейшим торговым партнером и, в большинстве случаев, важнейшим инвестором. На рынки этих стран поступает 10% всего экспорта Германии. В целом, доля Европейского Союза от общего экспорта Германии составляет 63%. Одновременно Германия в особой мере испытывает на себе последствия объединения Европы. Она не может защитить свой восточногерманский рынок от конкуренции со стороны партнеров по ЕС. Германия несет на себе основное бремя «новой открытости» в области инфраструктуры, так как большинство крупных транспортных магистралей проходит через Германию. На долю Германии в соответствии с ее валовым внутренним продуктом приходится около 21% бюджета ЕС, хотя государству приходится нести значительное бремя расходов в связи с объединением страны. В интересах собственной бюджетной дисциплины германская политика делает ставку на экономный и в то же время дающий возможность для динамичного дальнейшего развития бюджет ЕС, а также на поэтапную реформу старой структуры расходов союза. Однако она готова прилагать особые усилия и идти на уступки, как показала договоренность по финансовым рамкам до 2013 г., достигнутая на саммите ЕС в декабре 2005 г. в Брюсселе.[24]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.