Рефераты. Египетско-израильские международные отношения в аспекте палестино-израильской проблемы в 80-90 гг. ХХ века

Примечателен и тот факт, что президент Мубарак – единственный египетский руководитель высокого ранга, который в течение длительного времени отказывается посетить Израиль, несмотря на многочисленные официальные приглашения, хотя израильские лидеры уже неоднократно посещали Египет. В декабре 1989 г. он сделал заявление, что готов посетить Израиль, если это поможет урегулированию ближневосточного конфликта. Но вместе с тем он отказывался встречаться с премьер-министром Израиля И.Шамиром, хотя дважды с 1986 г. по 1989 г. встречался с его политическим оппонентом Ш.Пересом15.

Правда, ему пришлось отправиться на несколько часов в небольшой израильский населенный пункт, расположенный в пустыне Негев. «Я сделал это против моего сердца», – признался он позднее16. 5 ноября 1995 г. ему пришлось приехать в Тель-Авив на похороны И.Рабина. С официальным визитом Х.Мубарак до сих пор так и не посетил Израиль. Как выразился по этому поводу советник президента АРЕ Усама аль-Баз, «Мубарак в принципе не против поездки в Тель-Авив, но он не хочет, чтобы она носила символический характер… От посещения Израиля египетским президентом ожидают многого, и Мубарак не хочет, чтобы эти надежды не оправдались»17.

В мае 1990 г. президент Египта высказал опасения по поводу того, что большой поток эмигрантов из СССР может привести к осложнению мирного процесса. Эта его позиция отражена в итоговом заявлении, сделанном членами ЛАГ по окончании саммита, проходившего в Багдаде 30 мая 1990 г.18 В июне 1990 г. после образования нового израильского правительства Шамира, египетская сторона обвинила Тель-Авив в том, что Израиль подводит Ближний Восток к новой войне19. Позиции двух стран по ближневосточным проблемам становились диаметрально противоположными. Так, в одном из интервью Амр Муса заявил, что «ни палестинец, ни араб, ни христианин, ни мусульманин не могут принять израильскую позицию по Иерусалиму»20. Такая позиция руководства страны усиливала антиизраильские настроения, и в феврале 1990 г. в ходе террористического акта на Синайском полуострове было убито 9 и ранено более 20 израильтян. Террористы, одетые в маски, атаковали туристический автобус.

Ниже приведен перечень событий, вызывавших наибольшую напряженность в египетско-израильских отношениях с 1980 г. по 1996 г.

– Отказ израильской стороны от переговоров по палестинской автономии, предусмотренных кэмп-дэвидскими соглашениями в 1980 г.

– Бомбардировка в июне 1981 г. ядерного реактора в Ираке.

– Решение кнессета в декабре 1981 г. о передаче под израильскую юрисдикцию Голанских высот.

– Оккупация Ливана и резня в Сабре и Шатиле в июне–сентябре 1982 г.

– Присутствие израильских войск в Южном Ливане.

– Строительство новых израильских поселений на оккупированной территории.

– Споры вокруг приграничной территории Таба.

– Бомбардировка в октябре 1985 г. резиденции ООП в Тунисе.

– Палестинская интифада после декабря 1987 г.

– Иммиграция евреев из СССР.

– Убийство палестинцев в мечети города Хеврон.

– Строительство в сентябре 1996 г. тоннеля на территории мечети «Аль-Акса» в Иерусалиме.

Но и в ходе всех этих конфликтных ситуаций Египет не пошел на полное замораживание отношений с Израилем. Избегая встреч с премьер-министром от правонационалистической партии Ликуд, египетский президент сохранял возможность официальных контактов через МИД и ООН, по межпартийной линии (с левыми и левоцентристскими партиями), между экономическими ведомствами и т.д. Кроме того, осуществлялись регулярные контакты на уровне спецслужб. В 1992 г. когда на выборах в кнессет победила левоцентристская Партия труда во главе с И.Рабином, с которой египтяне установили тесные контакты еще во времена А.Садата, отношения Каира с Тель-Авивом несколько потеплели. Несмотря на то, что А.Садат отдавал предпочтение представителям партии Ликуд, египетским дипломатам удалось завязать тесные отношения с лидерами Партии труда. Такое сближение было связано с тем, что представители этой партии занимали более мягкую позицию по отношению к палестинцам и стремились к конструктивному диалогу с арабским миром. Первая встреча египетского руководства с делегацией Партии труда, организованная по инициативе Б.Гали, состоялась 7 ноября 1980 г. в Каире21. В 1992 г. и 1993 г. состоялись две встречи лидеров обеих стран, регулярными стали взаимные визиты министров иностранных дел. Но, несмотря на это, выступая на общеарабском саммите в Аммане, А.Муса предостерег арабских лидеров от поспешного установления экономических связей с Израилем. По его мнению, следовало сначала остановить израильскую ядерную программу и урегулировать вопрос с оккупацией южного Ливана и Голанских высот22.

Экономические отношения Египта с Израилем не достигли того уровня, который предсказывался экспертами в 70-е и 90-е годы – периоды наибольшей активизации американской внешней политики, направленной на нормализацию египетско-израильских отношений. Тем не менее в связи с переходом израильской экономики к использованию высоких технологий ряд предприятий был выведен за пределы страны (в том числе некоторые предприятия легкой промышленности – в Египет). Уровень поставок египетской нефти в Израиль стабилен в немалой степени по инициативе израильтян, предпочитающих диверсифицировать поставки, чтобы не зависеть от одного источника горючего. К тому же египетская сторона имеет достаточные резервы для их увеличения и предпринимает (совместно с американцами) немалые усилия для того, чтобы закрепиться на израильском рынке газа23.

Египетско-израильский проект по постройке газопровода, переговоры по которому велись с большими перерывами с 1993 г., предусматривает строительство газопровода протяженностью 463 км, включая отрезок длиной 42 км в сектор Газа. Завершить его строительство планировалось к 1998 г., однако из-за ухудшения политического климата в регионе после прихода к власти кабинета Б.Нетаньяху в 1996 г. реализация проекта была отложена на более поздний срок24. Трубопровод должен начаться западнее Порт-Саида, пересечь Суэцкий канал и Синайский полуостров, достигнув египетской границы (длина этого участка 229 км). Конечный пункт – израильский город Хайфа, однако существуют планы его продления до Бейрута. Для осуществления проекта (стоимостью до 1 млрд. долл.) египетские и израильские компании создали СП «Средиземноморский газ»25. После падения правительства Нетаньяху египетская сторона заявляла о готовности продолжить контакты с Тель-Авивом в этой области, но в силу сложившихся в начале XXI столетия обстоятельств на Ближнем Востоке этот проект так и не был реализован. Одновременно с этим наметилась тенденция к оттоку израильского капитала из Египта. Финансовая группа «Мерхав», которая была самым крупным израильским инвестором в АРЕ, в июне 2001 г. объявила о продаже своей части акций завода по переработке нефти стоимостью 1,3 млрд. долл.26

В 90-е годы в ближневосточной политике США наметилась тенденция к уменьшению ее зависимости от интересов Израиля. Это стало возможным по причине улучшения политического климата на Ближнем Востоке. И, главным образом, благодаря международной конференции по Ближнему Востоку в Осло в 1993 г., где были предприняты шаги для урегулирования палестино-израильского конфликта. Палестинцы получили статус автономии. После этого многие арабские страны стали устанавливать контакты с Израилем, что ранее не представлялось возможным. В ноябре 1994 г. был подписан мирный договор между Иорданией и Израилем. Израильское правительство вывело свои войска из иорданских городов Эль-Бакура и Эль-Гамра. Начались также переговоры Тель-Авива с Дамаском, традиционно занимавшим жесткую позицию по отношению к Израилю. Немаловажным фактором, ослабившим напряженность в регионе, стали мирные инициативы СССР, США и стран Европы, которые пытались привести конфликтующие стороны к полному урегулированию конфликта. Тем более, что, как выразился У.аль-Баз, «обе стороны устали от конфронтации, и есть шанс для всеобъемлющего урегулирования ближневосточного конфликта»27.

В самом Египте стало значительно меньше антиизраильских выступлений в прессе и в народе. Это дало некоторым аналитикам повод заявить о том, что в 1991–1999 гг. египетско-израильские отношения достигли беспрецедентного уровня доверительности и что отношения между Египтом и Израилем не так «холодны», как это принято считать. Индикатором потепления отношений на тот период является количество египтян, посещавших Израиль. Если израильские туристы в больших количествах приезжали в Египет, то в обратную сторону выезжало лишь несколько сотен туристов в год. А после подписания норвежских соглашений ситуация значительно изменилась. В 1996 г. количество выезжавших в Израиль египтян превысило 30 тыс. чел.28 Как писал Абдель Монем Саид, глава центра политических и стратегических исследований при газете «Аль-Ахрам», «связи Египта с Израилем достаточно прочны, особенно в сравнении с другими странами региона. Египет – второй по величине торговый партнер Израиля на Ближнем Востоке и адресат значительных инвестиций из Израиля; ежедневно совершаются два авиарейса между двумя странами; большое количество египтян посещает Израиль, причем не только для работы или с целью паломничества»29.

Отчасти тезис о беспрецедентном уровне египетско-израильских отношений соответствовал действительности. Израильские руководители многократно посещали Каир, в том числе и критикуемый арабами Б.Нетаньяху (март 1997 г. и февраль 1998 г.). И многим аналитикам уже казалось, что ближневосточный конфликт близок к урегулированию, и стороны найдут решение, удовлетворяющее конфликтующих участников. Но с приходом к власти партии Ликуд в 1996 г. египетско-израильские отношения начали постепенно ухудшаться. С самого начала, излагая программу своего правительства в вопросе ближневосточного урегулирования, Б.Нетаньяху отверг формулу «мир в обмен на землю», заменив ее формулой «мир в обмен на безопасность». Израильский премьер-министр ясно очертил стратегию своего кабинета в следующих тезисах: 1) нет – созданию палестинского государства; 2) Иерусалим является «вечной и неделимой» столицей Израиля; 3) Голанские высоты должны остаться под израильским контролем: 4) необходимо активизировать создание еврейских поселений по всей «земле Израиля»30. То есть фактически израильский премьер-министр отвергал основные принципы норвежских соглашений 1993 г.

Израильское правительство предприняло ряд акций, которые существенно усугубили положение на Ближнем Востоке. В их числе особенно громкий резонанс вызвали обстрелы палестинской территории в ответ на террористические акты и строительство подземного тоннеля на территории мечети «Аль-Акса». В то же время правительство Б.Нетаньяху возобновило активное строительство израильских поселений на оккупированных территориях. Особенное недовольство у египтян вызвало решение израильтян начать строительство новых поселений в восточном Иерусалиме. Х.Мубарак заявил, что такое развитие событий приведет к новому витку напряженности на Ближнем Востоке31.

Переговорный процесс был заморожен. Израильский премьер-министр выступил с резкой критикой политики Каира, выдвинув обвинения в том, что в Египте нарушаются права человека, подвергается дискриминации христианская часть населения и что позиция Х.Мубарака по палестинскому вопросу препятствует переговорному процессу. Египетский президент отверг эти обвинения, заявив, что они вызваны желанием израильского правительства навредить египетско-американским отношениям32. И кроме того, в Каире подозревали Тель-Авив в стремлении активизировать конфессиональную рознь, а в перспективе вести дело к расколу Египта на два государства – мусульманское и коптское. Осенью 1996 г. на фоне осложнения израильско-сирийских отношений Египет проводит широкомасштабные военные маневры, которые министр обороны Тантауи охарактеризовал как вероятный сценарий развития событий в случае военных действий со страной, имеющей ядерное оружие33.

Кроме того, в Египте начались судебные процессы по обвинению в шпионаже в пользу Израиля. 17 февраля 1996 г. египетские власти арестовали гражданина Израиля А.Азама, работавшего на израильской текстильной фабрике в Каире, и египтянина Имада Исмаила. В числе других фигурантов этого дела значились и две израильтянки34. Все они были осуждены египетским судом: А.Азам – на 15 лет принудительных работ, а остальные на 25 лет. Премьер-министр Б.Нетаньяху направил ноту протеста в связи с этим делом египетскому руководству35. Затем начался процесс против Шерифа Филяли. Этот египетский инженер, обвиненный в попытке выдать израильтянам планы военно-экономи-ческого развития страны, в июне 2001 г. был оправдан36. Еще один громкий процесс о шпионаже в пользу Израиля начался в июне 2002 г. Были арестованы 6 человек, в числе которых был и египетский дипломат, работавший в Израиле37. Помимо этого, еще одним фактором, внесшим напряженность в отношения между Каиром и Тель-Авивом, стал бойкот Египтом экономической конференции в Катаре из-за присутствия на ней израильской делегации.

Но после победы в июне 1999 г. на выборах Эхуда Барака, которого египетский президент называл своим другом и человеком слова38, вновь наметилось некоторое потепление египетско-израильских отношений. Х.Мубарак выражал надежду, что с приходом к власти левых сил переговорный процесс пойдет в более конструктивном русле39. Но 20 ноября 2000 г., под давлением спонтанных демонстраций, прокатившихся по Израилю, и эмоциональной реакции практически всех политических сил на взрыв палестинскими террористами израильского автобуса с детьми правительство Э.Барака приняло решение о бомбардировке телевизионной станции и ряда военных объектов в Газе. В ответ на проведенную бомбардировку Египет отозвал своего посла из Тель-Авива. Такая же реакция последовала и со стороны Иордании, а Тунис, Марокко и Оман закрыли свои представительства в Израиле. Отзыв египетского посла был расценен высшим руководством ООП как запоздалая реакция. Но израильские власти, отмечая важность участия Каира в ближневосточном урегулировании, просили вернуть посла обратно40. Несмотря на такие жесткие шаги, Мубарак все же попытался организовать израильско-палестинские переговоры на территории Египта. В январе 2001 г. в Табе переговоры имели место, но закончились безрезультатно.

Тем временем приход к власти в Израиле А.Шарона, сторонника жесткой позиции в переговорах с палестинцами, практически лишил палестинцев надежд на мирное урегулирование. Он прервал переговорный процесс, а его непримиримая политика привела к еще большему обострению ближневосточного конфликта. Упоминавшийся А.Монем Саид, характеризуя А.Шарона, сказал, что он политик правого крыла, рассчитывающий только на силовые методы, и обвинил его в расизме41. Х.Myбарак был более осторожен в оценках, сказав, что «мы будем ждать и наблюдать за Шароном»42. В ходе визита в марте 2001 г. Ш.Переса и личного посланника премьера Ш.Шавита (бывшего главы «Мосада») стороны пытались сблизить свои позиции по палестинской проблеме. Однако Х.Мубарак не изменил своего негативного отношения к А.Шарону. Но египетское руководство продолжило контакты с умеренными израильскими политиками. В частности, Х.Мубарак пригласил в Египет израильскую делегацию во главе с министром обороны Израиля Б.Б.Элизером. В ее состав входил также и политический советник А.Шарона Д.Аялон. На состоявшейся 30 января 2002 г. встрече в Шарм аш-Шейхе израильский министр просил египетского президента использовать его влияние на палестинского лидера Я.Арафата, чтобы побудить его принять более жесткие меры по отношению к радикальным палестинским организациям.

Установление контактов с администрацией А. Шарона продемонстрировало гибкость внешней политики АРЕ. Из всех арабских стран к январю 2003 г. лишь Египет, Иордания, Катар и Мавритания имели дипломатические отношения с Израилем. Х.Myбарак прекрасно осознает, что бойкот А.Шарона окажется проигрышным для Египта и приведет к потере его регионального статуса. Обозначив еще до выборов негативное отношение к А.Шарону, заявив, что он будет нежелательной персоной в Каире, Х.Мубарак оказался перед необходимостью пересмотреть свою прежнюю позицию. Однако он избегает слишком резкой смены прежнего курса, то есть сближения с самим А.Шароном, но уже ведет диалог с его канцелярией через Д.Аялона43. Из всего вышесказанного следует, что каким бы «холодным» ни был мир между Каиром и Тель-Авивом, обе стороны понимают необходимость двустороннего сотрудничества для достижения стабильности в ближневосточном регионе. Как отмечает известный израильский политик Ш.Перес, «мир Израиля с Египтом имеет много недостатков, но это все же лучше, чем война»44.



Список источников и литературы

израиль египет международные отношения мyбарак

1)      Симонян П., Владимиров В. Арабская Республика Египет. // Международный ежегодник: политика и экономика. – М., 1983, с. 232.

2)      Бутрос Гали. Путь Египта в Иерусалим. – М., 1999, с. 360.

3)      Дмитриев Е. Ближневосточный конфликт в 1982 г. // Международный ежегодник: политика и экономика. – М., 1983, с. 213.

4)      Хрейзат Мохаммад Ахмад. Ливийско-израильские отношения. Автореф. дисс. – М., 1998.

5)      Князев А.Г. Египет 80-х годов. – М., 1986, с. 56.

6)      Капитонов К.А. Ближний Восток в лицах. – М., 1998, с. 63.

7)      Сатановский Е.А. Израиль в современной мировой политике: вероятные стратегические противники и стратегические партнеры. – М., 2001, с. 65.

8)      Бондаренко С.В. Нефтегазовая отрасль Алжира и Египта в конце XX – начале ХХI вв. \\ Ближний Восток и современность. – М., 2001, с. 106.

9)      Навайсех Мустафа Хамуд Хусейн. Иордано-израильский мирный процесс (1991–1994 гг.). Автореф. дисс. – М., 1998, с. 28.


 


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.