Рефераты. Движение международного капитала

Другой пример - пониженная вдвое ставка налога на прибыль для расходов из прибыли на производственные инвестиции.

Между тем, такой образ действий искажает нормальные мотивы сбережений и инвестиций. Государство, отдавая предпочтение одним, ущемляет интересы большинства других инвесторов в российских условиях любая льгота порождает нездоровый интерес и желание воспользоваться ею, не предпринимая особых усилий в деятельности, для стимулирования которой данная льгота предназначалась.

В сложившейся обстановке, видимо, нельзя избежать применения некоторых льгот для инвесторов, таких, например, как инвестиционный налоговый кредит, предусмотренный Налоговым кодексом.

Но, как правило, более эффективно общее улучшение условий для инвестиций: например, вместо льгот по налогам лучше общее снижение налогового бремени.

Последний вопрос - что делать для прекращения оттока капитала?

Инвестиции в тех объемах, которые необходимы для реструктуризации российской экономики, не удастся мобилизовать без этого.

Здесь также два принципиально разных ответа, которые, однако, в известной мере дополняют друг друга. Ответ первый - административные ограничения и усиление государственного контроля.

Более важен и перспективен второй путь - создание экономических и правовых условий для того, чтобы вывозить капитал было невыгодно.

Надо, однако, учитывать структурные особенности оттока капитала, разные его составляющие. А они таковы:

отток легального или полулегального (т.е. готового стать легальным, платить налоги) капитала, который просто ищет более надежного и прибыльного помещения, стремится уйти от политической и социально-экономической нестабильности, от угрозы правам собственности и высоких трансакционных издержек;

утечка капитала криминального, заработанного незаконным путем с целью его отмывания. Именно против криминальных доходов и отмывания денег нужны административные и силовые меры.

Поворот же первого потока равносилен самой задаче создания благоприятного инвестиционного климата.[13]

Необходимо также определить приоритеты в работе по улучшению инвестиционного климата. В среднесрочном плане это, по мнению экспертов:

радикализация борьбы с преступностью и коррупцией;

укрепление и обеспечение независимости судебной системы;

пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

защита прав собственности и улучшение корпоративного управления;

прозрачность российских предприятий для инвесторов и кредиторов.

Меры на ближайшую перспективу

Должны быть выделены и меры на ближайшую перспективу: что можно сделать в кратчайшие сроки, чтобы создать эффект постоянного движения вперед.

Следующие далее рекомендации не претендуют, разумеется, на полноту.

1. Совершенствование налоговой системы.

Совершенствование налоговой системы предполагает ее последовательное преобразование, устранение множественности действующих налоговых режимов в стране в целях создания рациональной, несущей регулирующие, стимулирующие и фискальные функции системы и установление единого налогового правопорядка.

Важное значение имеет включение в состав единой налоговой системы платежей, предусмотренных законами, не регулирующими в целом вопросы налогообложения: таможенные пошлины, плата за использование природных ресурсов, отчисления в социальные фонды и т.д.

До принятия Налогового кодекса целесообразно было бы Указом Президента РФ систематизировать и привести в соответствие с Гражданским кодексом ранее принятые нормативные акты, касающиеся налогообложения иностранных инвестиций.

В мировой практике в инвестиционном законодательстве принято устанавливать дифференцированный режим для инвесторов. В законодательстве России также следует предусмотреть несколько правовых режимов для иностранных инвесторов. Они должны применяться в зависимости от вкладываемого капитала и от того, в какие отрасли и регионы направляются средства.

2. Реализация инвестиционных проектов в регионах Российской Федерации.

Предпринимательский климат регионов России изучен недостаточно. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, который совместно с Московским национальным банком провел исследование факторов привлечения иностранных инвесторов в различные районы РФ, в стране нет непривлекательных регионов: даже в «убыточных» можно найти экономически выгодные объекты для инвестиций; следует, однако, всесторонне оценить совокупность факторов, которые определяют хозяйственную целесообразность как со стороны инвестора, так и принимающей стороны.

Для привлечения иностранных инвесторов регионы используют законодательно предоставленную возможность самостоятельно определять количество и ставки налогов. Согласно докладу «Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения», подготовленному группой экономистов по заказу Торгово-промышленной палаты, в части регионов законы о налоговых льготах принимаются на один год.

Это вынуждает иностранных инвесторов действовать очень осторожно, поскольку они опасаются, что в дальнейшем льготы могут быть отменены.

Один из методов предоставления инвесторам гарантий - долевое участие регионального бюджета в проектах.

Другой подход - создание инвестиционных и залоговых фондов, которые объединяют финансовые средства государства и частных лиц.

3. Приведение системы бухгалтерского учета в России к международным стандартам.

Многие западные инвесторы и банкиры полагают, что бухгалтерский учет в России не отвечает международным нормам, отчетность российских организаций непонятна их западным партнерам, не отражает реального имущественного и финансового положения отчитывающихся организаций и вообще «непрозрачна и ненадежна».

В условиях нестабильности и частичной криминализации экономических отношений эта мера вполне оправдана и направлена на защиту пользователя отчетной информации от ее преднамеренного искажения.

4. Совершенствование работы зарубежных бюро Российского центра содействия иностранным инвестициям при Минэкономики России.

Здесь возможны следующие основные направления:

Активизация разъяснительной работы представителей зарубежных бюро среди предполагаемых инвесторов о необратимом характере экономических преобразований в РФ, улучшающемся инвестиционном климате в стране в связи с ожидаемым экономическим ростом, предстоящем вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), что должно способствовать уверенности в получении прибыли от реализации конкретного инвестиционного проекта.

Создание мощной информационной базы (банка данных) о возможных направлениях инвестирования (регион - отрасль - подотрасль - предприятие - проект). Подбор заинтересованных инвесторов, предоставление необходимой информации о них, обеспечение деловых контактов.

Усиление работы по поддержке и сопровождению уже заключенных договоров, контрактов, соглашений.

Привлечение иностранных инвестиций не только в крупномасштабные инвестиционные проекты, но также в сферу малого и среднего бизнеса, где возможности российской стороны практически не ограничены.

Организация и проведение регулярных встреч заинтересованных инвесторов и реципиентов в целях укрепления взаимного доверия и деловых контактов.

Проведение маркетинга различных сегментов международного рынка капиталов.

Привлечение к экспертным оценкам предполагаемых инвестиционных проектов ведущих консультационных компаний и фирм, известных ученых и практиков.[14]

Расширение издательско-рекламной деятельности по информированию потенциальных инвесторов о возможностях и путях прибыльного вложения капиталов в российскую экономику.

5. Развитие финансового рынка и рынка ценных бумаг.

В России до последнего времени основной упор в привлечении инвестиций делался на создание совместных предприятий. В условиях приватизации большого количества предприятий важной формой привлечения инвестиций становится продажа иностранным компаниям акций и других ценных бумаг. В связи с этим особое значение приобретает развитие фондового рынка на федеральном и региональном уровне.

6. Устранение внутренних и внешних барьеров к экспорту российских товаров.

Зарубежные эксперты отмечают, что политика российского правительства до сих пор остается непоследовательной, а многие факторы, препятствующие приходу капитала, нельзя исправить за короткий срок.

По их мнению, еще не менее двух лет инвестиционный климат в России будет отставать от уровня развитых стран.

7. Банки и финансовая система.

В кратчайшие сроки реализовать программу реструктуризации банковской системы, считая это одной из самых актуальных задач.

банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;

активизация деятельности АРКО;

создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;

повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухучета, базирующейся на международных принципах;

мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с тем чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями деятельности.

Необходимо также воздержание Центрального банка от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков) до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам.

Порядок определения валютного курса при удовлетворении претензий кредиторов по обязательствам в иностранной валюте должен быть четко регламентирован.

Ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.[15]

Поэтому государственная инвестиционная политика должна основываться на следующих основных принципах:

оптимизация государственных обязательств: отказ от финансирования инвестиционных проектов, не соответствующих приоритетам государственного инвестирования;

обеспечение баланса инвестиционных обязательств государства с его инвестиционно-финансовыми возможностями;

планирование инвестиционных обязательств федерального бюджета в соответствии с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, включение в федеральные целевые программы объектов, строительство и модернизация которых имеет федеральное значение и входит в функции федерального правительства;

обеспечение максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета, реализация в первую очередь инвестиционных проектов федеральных целевых программ;

открытость, прозрачность и адресность принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов;

государственная поддержка проектов на условиях их софинансирования другими инвесторами в установленных объемах;

введение ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программах целей;

законодательное закрепление основных процедур формирования адресной инвестиционной программы.


Заключение


Вывоз и ввоз капитала осуществляется всеми странами, хотя и в разных масштабах. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в частной и государственной, денежной и товарной, краткосрочной и долгосрочной, ссудной и предпринимательской формах.

Вывезенный в предпринимательской форме капитал представлен портфельными и прямыми инвестициями.

Существуют различные теории международного движения капитала, прежде всего так называемые традиционные: неоклассическая, кейнсианская, марксистская. Особое место занимают концепции ТНК, так как в них много внимания уделено моделям предпринимательских инвестиций.

В первую очередь это модели монополистических преимуществ, жизненного цикла продукта, интернализации, марксистская модель прямых инвестиций, эклектическая модель.

Фирма направляет прямые инвестиции или на производство товаров и услуг за рубежом, или на организацию там товаро- и услугопроводящей сети, или вывозит капитал в рамках его бегства. Для российских прямых инвестиций характерны два последних направления вывоза капитала.

Механизм подготовки и осуществления прямых инвестиций базируется на проектном анализе, но имеет свои особенности.

Создание за рубежом фирм и компаний с российским капиталом являлось логическим шагом в освоении зарубежных рынков. Подготовка проекта осуществления прямых инвестиций — длительный процесс.

Инвестиционным климатом называется ситуация в стране с точки зрения условий для иностранных инвестиций.

Инвестиционный климат характеризуется различными инвестиционными рисками: политическим (социально-политическим), финансовым, внешнеторговым и производственным. В России отмечается улучшение инвестиционного климата.

В международном движении капитала Россия участвует весьма специфически. Она активно ввозит ссудный капитал и слабо — предпринимательский. Одновременно для России характерны широкие масштабы бегства капитала.[16]

В последнее время масштабы бегства капитала замедлились, а улучшение инвестиционного рейтинга России должно положительно сказаться на приросте частных инвестиций в Россию.

В обобщенном виде понятие «инвестиций» подразумевает расширенное воспроизводство не только капитала инвестора, но и его контрагента. Когда получаемые инвестиционные ресурсы идут на конечное потребление, инвестор может получить прибыль, но реального расширенного воспроизводства капитала не происходит, инвестор в данном случае получает доход за счет сокращения основного и оборотного капитала контрагента, т.е. практически происходит процесс деинвестирования.

«Инвестор» имеет спекулятивную прибыль, связанную не с увеличением капитала контрагента, а с игрой на бирже. Необходимо различать инвестиции и спекулятивные инвестиции — вещи прямо противоположного значения для их получателя.

Причиной появления спекулятивных капиталов являются рыночные способы регулирования предложения денежной массы.

Спрос на деньги непостоянен, например при реализации крупного проекта или резкого скачка цен на нефть государственный банк эмитирует дополнительную денежную массу.

Когда действие «возмущающего элемента» прекращается, высвобождаемые финансовые средства, не покрытые реальным товаром или услугами, оказываются на рынке в виде спекулятивных капиталов (пресловутые нефтедоллары) и обычно изымаются из обращения посредством приобретения активов фондового рынка.

Способность фондового рынка «переварить» массу спекулятивного капитала во многом определяет эластичность финансовой системы.


Список использованной литературы


1. Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике. М.: ЮНИТИ. 2007 г.

2. Бакшинскас В.Ю. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. - Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2004г.

3. Булатов А.С. Вывоз капитала из России и концепция его регулирования / Моск. обществ. науч. фонд. - М., 2007. - (Науч. докл. / Моск. обществ. науч. фонд; N 45).

4. Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 2009 г.

5. Звягинцев Д.А. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России, «Законодательство», N 1, январь 2003 г.

6. Киселев М.И. Бухгалтерский учет и налогообложение профессиональных участников рынка ценных бумаг, «Финансовая газета», N 44 - 48, октябрь, ноябрь 2008 г.

7. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2002 г. III: Пер. с англ. — М., АНО, 2006.

8. Российская экономика: тенденции и перспективы,-М.: Институт Экономики Переходного Периода, 2008.

9. Соколов С. Советский капитал за рубежом //Экономика и жизнь. 2007. № 41.

10. Стуков С. Инвестору о бухгалтерском учете, «Финансовая газета», N 33, 36, август, сентябрь 2003 г.

11. Тихомиров Ю.А. Корпоративное управление. Правовые аспекты, «Право и экономика», N 3, март 2003 г.

12. Тихомирова И. Инвестиционный климат в России: региональные риски. М: Издатцентр, 2007.

13. Халдин М.А., Адрианов В.Д. Капитал России: потерять или преумножить? М., 2006.

14. Экономика: Учебник / Под ред Булатова А.С. –М.: Юристъ, 2003.

15. Эффективный экономический рост. Под ред. Т.В. Чечелевой – М.: Экзамен, 2003.

16. Юдин П. Капитал. – М.: ЮНИТИ, 2006.


[1] Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 2009 г.

[2] Российская экономика: тенденции и перспективы, -М.: Институт Экономики Переходного Периода, 2008.

[3] Эффективный экономический рост. Под ред. Т.В. Чечелевой – М.: Экзамен, 2003.

[4] Российская экономика: тенденции и перспективы, -М.: Институт Экономики Переходного Периода, 2008.

[5] Эффективный экономический рост. Под ред. Т.В. Чечелевой – М.: Экзамен, 2003.

[6] Эффективный экономический рост. Под ред. Т.В. Чечелевой – М.: Экзамен, 2003.

[7] Российская экономика: тенденции и перспективы, -М.: Институт Экономики Переходного Периода, 2008.

[8] Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 2009 г.

[9] Эффективный экономический рост. Под ред. Т.В. Чечелевой – М.: Экзамен, 2003.

[10] Российская экономика: тенденции и перспективы, -М.: Институт Экономики Переходного Периода, 2008.

[11] Российская экономика: тенденции и перспективы, -М.: Институт Экономики Переходного Периода, 2008.

[12] Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 2009 г.

[13] Эффективный экономический рост. Под ред. Т.В. Чечелевой – М.: Экзамен, 2003.

[14] Российская экономика: тенденции и перспективы, -М.: Институт Экономики Переходного Периода, 2008.

[15] Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 2009 г.

[16] Эффективный экономический рост. Под ред. Т.В. Чечелевой – М.: Экзамен, 2003.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.