Рефераты. Деятельность группы РИО

Основные цели и задачи деятельности группы следующие:

·                     утверждение принципов представительной демократии и правового государства;

·                     защита прав человека;

·                     сотрудничество по укреплению мира, международной и региональной безопасности;

·                     продвижение разоруженческих процессов;

·                     повышение роли и эффективности деятельности ООН, влияния латиноамериканских стран в ОАГ;

·                     реализация принципов устойчивого развития;

·                     либерализация международной торговли;

·                     ускорение региональной интеграции латиноамериканских государств во всех областях;

·                     борьба с незаконным оборотом наркотиков и терроризмом.

Взаимодействие латиноамериканских государств для ускорения их экономического развития и углубления процессов региональной и субрегиональной интеграции осуществляется в рамках целого ряда международных организаций. Задачи наиболее общего характера решает учрежденная в 1980 г. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ)2, заменившая Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ), образованную в 1960 г.

ЛАИ включает: Совет министров иностранных дел (собирается раз в год); Комитет представителей, действующий на постоянной основе на уровне экспертов; Генеральный секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем организации.

Основные направления работы ЛАИ заключаются в:

o        расширении и регулировании двусторонней торговли;

o        содействии взаимодополняемости национальных экономик;

o        полномасштабном развитии экономического сотрудничества и создании общего рынка латиноамериканских стран.

Аналогичные задачи лежат и в основе деятельности Латиноамериканской экономической системы (ЛАЭС), созданной в 1975 г. на основе Панамского договора.

Она играет важную роль - вырабатывает общие позиции и стратегию государств Латинской Америки по экономическим и социальным вопросам в международных организациях и форумах и в переговорах с третьими странами и объединениями стран. Ее высший орган - Латиноамериканский совет, созываемый ежегодно на уровне министров иностранных дел. Координацию оперативной работы осуществляют различные комитеты и комиссии, а также Постоянный секретариат со штаб-квартирой в Каракасе (Венесуэла).

Субрегиональная политическая и экономическая интеграция в Латинской Америке осуществляется функционированием Общего рынка Южного конуса (МЕРКОСУР), Андского сообщества (АС), Центральноамериканского интеграционного сообщества (ЦАИС), Ассоциации Карибских государств (АКГ), Карибского сообщества (КАРИКОМ) и Группы Трех.

В Латинской Америке начало 90-х г.г. ознаменовалось новой расстановкой сил в «межамериканской системе» и ростом влияния стран ЛАКБ в «межамериканской системе».

Основательно подорванным оказался ее теоретический фундамент - «доктрина панамериканской солидарности», формой которой является лозунг «континентального единства», а содержанием - стремление Вашингтона возглавить и подчинить объединительные тенденции и интеграционные процессы в Латинской Америке. В политическом лексиконе латиноамериканцев, во внешнеполитических документах латиноамериканских стран постоянно фигурируют термины «латиноамериканская интеграция» и «освободительный латиноамериканизм». Эти понятия знаменуют новый подход латиноамериканцев к решению международных вопросов на основе общих интересов, отражают кризис панамериканизма, как идеологического постулата, направленного на обоснование доминирующего положения США в Западном полушарии, институционализируют создание ряда политических и экономических организаций латиноамериканских стран без участия США, таких как Латиноамериканский парламент, Андская корпорация развития, Специальная латиноамериканская координационная комиссия (СЕКЛА), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), Карибское сообщество (КАРИКОМ), Общий рынок Южной Америки (МЕРКОСУР), «Группа Рио» в составе 12 латиноамериканских стран, созданная с целью формировать интеграционные процессы и улучшать взаимопонимание в политической сфере, и т.д. Особо следует выделить в качестве дополнительного стимулятора латиноамериканского единства институт Ибероамериканских встреч в верхах (без участия США, но с непременным участием в качестве полноправного члена Республики Куба), ежегодно проходящих с 1991 года с обширной повесткой дня позволяющей участникам форумов затрагивать практически весь комплекс политических, экономических, социальных и правовых проблем, с которыми сталкиваются страны - участницы. Так , на У11 Ибероамериканской встрече в верхах, состоявшейся 8 - 9 ноября 1997г. на венесуэльском острове Маргарита, была подчеркнута приверженность стран - участниц курсу на всестороннее развитие демократии, подвергнут жесткой критике закон Хелмса-Бэртона, направленный на ужесточение торгово - экономической блокады Кубы, а также осуждены попытки Вашингтона по своим критериям оценивать положение с соблюдением прав человека в тех или иных странах и определять их вклад в борьбу с наркобизнесом. «Подобные формулы, - констатировал президент Мексики Эрнесто Седилья, - полезны прежде всего для государственных лидеров, которые в современных условиях должны править, хорошо понимая, что происходит в мире, и лучший способ понять это - прямые контакты с коллегами.

Деятельность указанных организаций и форумов вкупе с активностью региональных держав в ОАГ, несомненно, создает предпосылки для углубления межлатиноамериканского сотрудничества. Прямые контакты латиноамериканских представителей всех уровней без участия США на собраниях и форумах самого различного характера - концентрированное выражение тенденции к дальнейшему развитию объединительных процессов, которые имеют в странах Латинской Америки длительную и богатую событиями историю. Достаточно вспомнить многочисленные проекты лидеров борьбы за независимость Испанской Америки, направленные на объединение бывших колоний в единое образование, правовые формы которого колебались от унитарного до конфедеративного государства. После второй мировой войны эта тенденция (ее обычно называют «боливарийской» с тем, чтобы подчеркнуть ее латиноамериканскую направленность) прокладывала себе дорогу путем формирования главным образом экономических группировок. Сейчас наиболее влиятельной из них является уже упоминавшийся МЕРКОСУР - субрегиональный блок, охватывающий территорию в 12 млн. кв. км., что составляет более трех четвертей территории Южной Америки. На его долю приходится три четверти населения ЛАКБ, а ВВП приближается к 1 трлн. долларов и достигает 50% от ВВП всех государств региона. К странам учредителям (Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай) присоединились в качестве ассоциированных членов Чили (октябрь 1996г.) и Боливия (декабрь 1996г.), на которые пока еще не полностью распространяются тарифные нормы во внутризональной торговле. Согласно нормативно - юридической базе МЕРКОСУР - «Асунсьонскому договору о региональной экономической интеграции» от 26 марта 1991г. административными органами объединения являются Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально - экономический форум и Административный секретариат. Решения принимаются только на основе консенсуса. Идея создания какой - либо наднациональной структуры по типу ЕС поддержки участников не получила. «Асунсьонский договор» гарантирует передвижение активов, услуг, капитала и , что особенно важно, отмену таможенных пошлин для его участников и учреждение общего таможенного сбора для других стран.

Стратегическая цель МЕРКОСУР, по определению его участников, - конституирование объединения в институт, способный гарантировать экономический рост на основе масштабной внутризональной торговли и эффективного использования инвестиций, повышения международной конкурентноспособности экономик субрегиона. За семь лет функционирования Общего рынка Южной Америки ему удалось добиться весьма впечатляющих результатов. «Успехи МЕРКОСУР очевидны, - констатировал Б.Н.Ельцин в июле 1998г. - Он становится важным фактором экономического роста в Латинской Америке, превращается в новый центр динамичного развития в Западном полушарии». Особенно значительны достижения МЕРКОСУР в сфере межзональной торговли. Так, за это время ее объем вырос с 3,6 млрд. долларов до 22 млрд., при том что объем торговли с другими партнерами, такими как ЕС, США и Япония не претерпел существенных изменений. В интеграционный процесс вовлечены крупнейшие промышленные компании стран - членов МЕРКОСУР. Кооперация и сотрудничество, взаимные инвестиции получили значительное распространение в машиностроительных отраслях и металлургии. По мнению специалистов тесная увязка развития этих отраслей с внешнеторговыми операциями - одна из важнейших причин динамичного роста регионального товарооборота. Предпринимаются меры по реализации объединения энергосистем и совместной эксплуатации крупных энергетических объектов, таких как бразильско - парагвайский комплекс «Итайпу» и аргентино - уругвайский - «Сальто - Гранде».

Интеграционный процесс распространяется также и на гуманитарную сферу. Заключены четырехсторонние соглашения о взаимном признании аттестатов, дипломов и других документов о среднем и высшем образовании. В июле 1998г. группа экспертов - членов МЕРКОСУР подготовила проект образца единого паспорта для граждан стран - участниц, обеспечивающий их правовой статус и гарантирующий беспрепятственный выезд за рубеж. Этот документ должен быть утвержден на предстоящей в декабре 1998г. встрече глав государств и правительств стран - участниц. Вместе с тем, как это отмечалось на форуме представителей профсоюзов стран МЕРКОСУР и ЕС, состоявшейся в Монтевидео в мае 1998г., лидерам государств - членов МЕРКОСУР следует уделить более пристальное внимание решению социальных проблем. «Процесс интеграции в рамках МЕРКОСУР принес много успехов в области торговли, - заявил секретарь Профцентра трудящихся Парагвая Педро Парра, - но социальный аспект по прежнему представляет собой очень острую проблему». Не удалось добиться решения таких вопросов, как свободное перемещение трудящихся, обеспечение социальной защиты, разработка совместных постановлений в области трудового законодательства. Кроме того, ждут решения задачи ускорения интеграционного процесса в финансовой сфере, сближения налоговых систем стран участниц и облегчения налогового бремени на неимущие слои населения.

За последние годы МЕРКОСУР перешел на более высокий интеграционный уровень и трансформировался из торговой зоны в таможенный союз. Больше того, его участники предприняли ряд шагов для превращения этого экономического сообщества в политический блок. Так, соглашения о взаимодействии с ЕС (декабрь 1995г.) и Андской группой (февраль 1997г.) закрепили официальное положение МЕРКОСУР в качестве субъекта международного права. В июне 1996г. на саммите в Потреро - де - лос - Фунес (аргентинская провинция Сан - Луис) представители МЕРКОСУР внесли в «Асунсьонский договор» статью «о демократических гарантиях», которая предусматривает санкции против ее членов в случае нарушения конституционного порядка в какой - либо стране. В этой статье фиксируется, что «действие в полном объеме демократических институтов является основным условием кооперации в рамках МЕРКОСУР, а их изменение представляет собой непреодолимое препятствие на пути этой кооперации». Побудительным мотивом разработки механизма, призванного содействовать развитию демократии в субрегионе, послужили драматические события, имевшие место в Парагвае в июне 1996г., когда мятежный генерал Лино Овьедо угрожал свергнуть законное правительство страны, возглавлявшееся тогдашним президентом Хуаном Карлосом Васмонси. И лишь в результате солидарного демарша президентов Фернандо Энрики Кардозу (Бразилия), Карлоса Менема (Аргентина) и Хулио Марии Сангинетти (Уругвай), конституционный порядок в Парагвае удалось сохранить.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.