Рефераты. Цели и стратегии Европейского Союза

Цели и стратегии Европейского Союза

Содержание


Введение

1. Интеграция европейских стран в послевоенный период

2. Основные направления деятельности ЕС

2.1 Цели и структура Европейского Союза

2.2 Компетенция Европейского Союза

3. Европейский Союз и Россия

Заключение


Введение

 

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.

Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне (прежде всего Германии, разделенной на несколько оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций и в настоящее время ЕС содержит в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливаются или ослабляются в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.

Европейская интеграция стала образцом для подражания для государств многих регионов, хотя вопрос о том, на сколько универсален её опыт, носит спорный характер.


1. Интеграция европейских стран в послевоенный период


Западноевропейская интеграция прошла в несколько этапов.

В 1947г. между 23 странами развитой зоны мира было заключено Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Его участники обязались содействовать развитию внешней торговли за счет взаимного снижения налогов на импортную продукцию, исключению таможенных войн. В последствии рамки ГАТТ расширились, в неё вошли многие страны Азии, Африки и Латинской Америки, она была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В 1948г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Первоначально её функции состояли в распределении помощи, предоставленной Европе США по «плану Маршалла» для послевоенного восстановления экономики. Затем она стала форумом для многосторонних экономических консультаций, обмена экономической информацией. В 1960г. ОЕЭС была переименована в Организацию экономического сотрудничества и развития, к её деятельности подключилась Япония.

Первой, собственно западноевропейской структурой, призванной содействовать согласованию политики в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной сферах, был Совет Европы. Он был создан в 1949г., его учредителями были Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания.

С созданием ФРГ в 1949г. в качестве альтернативы возрождению франко-германского соперничества министр иностранных дел Франции Р.Шуман выдвинул идею объединения экономических потенциалов Германии и Франции. В развитие этого плана в 1951г. ФРГ, Францией , Италией, Бельгией, Голландией и Люксембургом было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Оно предусматривало создание общего рынка угольной и металлургической промышленности, отмену взаимных таможенных пошлин, проведение единой таможенной политики в отношении продукции стран, не входящих в ЕОУС. Главный администратор ЕОУС получал право принимать решения, относящиеся к выполнению соглашения, имеющие силу закона на территории стран-участниц.

В 1957г. участниками ЕОУС были подписаны два документа, имевшие огромное значение для развития европейского единства: Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ). Создавался общий рынок всех видов продукции, принимался принцип свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Реализация этого принципа была бы невозможна без принятия единых стандартов налоговой, социальной политики, унификации законодательной базы, что было определено в качестве задачи интеграции. В 1967г. было провозглашено Европейское сообщество не только как экономическое объединение, но и как организация политического сотрудничества. Впервые были сформированы наднациональные органы: Европейский совет как законодательный орган, Комиссия европейских сообществ как исполнительный орган, Особый суд. При решении вопросов, относящихся к интеграции, они имели право принимать решения прямого действия, вступающие в силу без утверждения национальными правительствами и парламентами.

Реализация положений Римского договора позволила уменьшить конкуренцию между товаропроизводителями стран-участниц интеграции, обратив её на внешние рынки. Производители однотипной продукции имели возможность либо объединить свои капиталы, либо согласиться с установлением квот на объемы производства. При этом особые усилия были направлены на преодоление конкуренции между фермерами и виноделами Франции, Италии и Германии. Наряду с квотами, ограничивающими производство, за счет общего бюджета ЕЭС были установлены высокие закупочные цены на аграрную продукцию.

Альтернативную модель интеграции пытались создать страны Северной Европы, в 1960г. учредившие Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Её членами стали Великобритания, Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция, Швейцария и Португалия. Целью ЕАСТ было постепенное снижение таможенных пошлин только на промышленную продукцию, создания наднациональных органов, сближение законодательств не предполагалось. Эта модель, обеспечивающая более низкий уровень интеграции, чем ЕЭС, оказалась менее жизнеспособной. В 1973г. Великобритания, Ирландия и Дания вступили в ЕЭС.

В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент. Тогда же началась подготовка к созданию европейской валютной системы с целью координации денежно-кредитной и курсовой политики, формирования Европейского валютного союза. Для расчетов между странами Сообществ была введена новая международная валютная единица - экю.

В 1982г. в Сообщество вступила Греция. В 1986г. присоединились Испания и Португалия. Тогда же был подписан Единый европейский акт о постепенной ликвидации всех пограничных барьеров для движения рабочей силы, товаров и капитала. Развитие единого рынка получило мощный стимул. Были уничтожены паспортный контроль и проверки на границах стран - членов ЕС.

В 1990г. состоялась Римская межправительственная конференция, посвященная созданию Экономического, валютного и политического союза.

В 1992г был подписан Маастрихтский договор, официально трансформировавший Европейское сообщество в Европейский союз. Теперь речь шла не только об экономическом (в том числе валютном), но и о политическом объединении европейских стран. С подписанием этого договора европейская интеграция открыла новый этап, в котором надгосударственное регулирование приобретает особое значение. Были созданы соответствующие институты для такого регулирования - Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейская система центральных банков (ЕСЦБ). Решения Европейского центрального банка стали обязательными для центральных банков стран-участниц.

В 1995г. к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция.

В 1999г. был образован Европейский валютный союз с единой (вначале только расчетной) валютной единицей - евро. Возникла "Еврозона" (или "Евроленд"), включавшая первоначально 11 стран. В 2002г. евро стал реальной и единственной валютой для 12 стран Европы - Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Финляндии и Франции.

В 2004г. к ЕС присоединились Венгрия, Кипр, Латвия Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония; в 2007г – Болгария и Румыния.

К этому времени ЕС превратился в крупнейший экономический и политический центр, по многим параметрам вплотную приблизившийся к США. В отдельных областях новейших технологий Европа все более уверенно завоевывает доминирующие позиции.

Правда, присоединение к ЕС стран Центральной и Юго-Восточной Европы принесло с собой новые проблемы в связи с более низким уровнем их экономического развития. По этому в перспективе - усиление центрального ядра ЕС, укрепление его властных полномочий.


2. Основные направления деятельности ЕС

 

2.1 Цели и структура Европейского Союза

Основные провозглашенные цели Союза:

– введение европейского гражданства;

– обеспечение свободы, безопасности и законности;

– содействие экономическому и социальному прогрессу;

– укрепление роли Европы в мире.

Основу ЕС составляют Европейские сообщества - основанное Парижским соглашением 1951 года Европейское объединение угля и стали и основанные Римским соглашением 1957 года Европейское (экономическое) сообщество и Европейское сообщество по атомной энергий. С Союзным договором сотрудничество государств-членов распространилось на совместную внешнюю политику и политику безопасности, а также на сотрудничество в области права и внутренних вопросов. Структуру Союза принято называть «системой трех колонн».

Первая колонна (т.н. колонна Сообщества) охватывает:

внутренний рынок, в т.ч. условия труда и безопасность товаров

–                   конкурентную политику

–                   экономическую и монетарную политику

–                   торговую политику

–                   сельское хозяйство

–                   рыболовство

Во вторую колонну входит сотрудничество между государствами-членами в области внешней политики и политики безопасности. Целью являются общие позиции (совместные декларации и рекомендации) и общие действия (совместные меры государств-членов) на международном уровне. Ведется дискуссия и об организации совместной обороны.

Третья колонна охватывает сотрудничество между государствами-членами в правовых и внутренних вопросах, т.е., внутреннюю безопасность Союза. В нее входят положения о совместной политике по вопросам въезда в страну, переселения людей и предоставления убежища, о таможенных делах, борьбе с наркотиками и международной преступностью, а также о полицейских делах. Опираясь на правовое сотрудничество, Союз стремится к сближению законодательств государств-членов и к признанию приговоров действенными на территории всего Союза. Важной сферой правового сотрудничества является защита экономических интересов Сообщества от попыток получать дотации на ложных основаниях.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.