Рефераты. Брачно-семейное право мусульман

В цикл развода баин входят следующие разновидности окончательного развода:

o       развод получает женщина, не достигшая девятилетнего возраста

o       вдова  старше 50-60 лет;

o       муж не имел близкого отношения с женщиной, с которой заключал брачный договор

o       трехкратный талак1 (муж трижды повторяет жене формулу «Ты для меня не жена»).

Шариат запрещает мужчине иметь связь с девушкой, не достигшей девятилетнего возраста. Однако если он нарушил закон шариата и женился на такой девушке, никакого наказания он не получает, он должен дать ей окончательный развод. Женщина, вышедшая замуж и по каким-либо причинам не имевшая близких отношений с мужем, получив развод, также теряет право возвращения к мужу. Но самый унизительный вид развода – трехкратный талак. Стоит мужу в гневе повторить трижды «ты мне не жена», как супруги тотчас становятся “запретными” друг для друга. Если жена пожелает восстановить прежнюю семью, она должна выйти замуж за другого, развестись, и лишь после этого возвратиться к прежнему мужу. Причем и в этом случае ислам не признает фиктивного брака. Как правило, муж сам находит подставного мужа для своей жены.
Раджаа в буквальном смысле не является разводом. Термин раджаа означает “возвращаться”. И развод этот значит, что муж, дав жене развод, раскаялся и изъявляет желание возвратиться к ней или вернуть ее себе. Муж при таком разводе не теряет права примириться с женой и возвратиться в семью. Как правило, во время развода раджаа жена не покидает дом мужа. Мусульманская этика оправдывает мужа, если даже он не прав, разводясь с женой. И шариат рекомендует ему при возвращении к жене во всеуслышание не признаваться в своей ошибке, но лишь намеками дать знать жене, что он возвращается к ней. Потому-то шариат требует, чтобы муж не выдворял жену из дома, если он дал ей развод раджаа. Этот развод похож скорее на ссору мужа с женой. Муж при таком разводе не теряет права примириться с женой и возвратиться в семью. Если муж решил возвратиться к жене после развода раджаа, то для этого никаких свидетелей не требуется.
Хаал является таким разводом, при котором жена пытается подкупить мужа, материально вознаградить его за предоставленную ей свободу. Этот вид мусульманского развода со всей обнаженностью раскрывает неравенство полов в законах шариата. Муж может избавиться от законной жены, даже не объясняя ей причины развода, тогда как жена, требуя развода, должна привести определенные веские причины. Однако в шариате может быть и компромиссное решение вопроса относительно развода, когда муж не желает дать развод, а жена хочет этого, но с точки зрения шариата у нее нет оснований и причин для развода. В шариате нет ясных указаний на возможность учитывать психологические и чувственные побуждения как причины для развода. Видимо, ислам не признает в качестве таких причин и утверждения жены, что она престала любить мужа, не выносит его и т.п. И каков выход из положения. Как компромисс шариат предлагает выкуп. Хотя и в скрытой форме, компромисс этот проявляется в правилах развода хаал. Жена предлагает мужу свой махр или другую свою собственность в качестве дара за право получить от него развод. При этом ни жена, ни муж не углубляются в причины, вынудившие жену сделать такой шаг. Если муж согласен на такой компромиссный развод, шариат считает его законным.
Развод путем отречения (мубарат) до некоторой степени схож с разводом хаал, однако между ними есть и различие. В обоих случаях при разводе муж получает от жены вознаграждение (материальное) за согласие на развод. Различие же состоит в том, что если при разводе хаал инициатива развода принадлежит жене, а муж не согласен и соглашается лишь с условием получения от жены материального вознаграждения, то при разводе мубарат оба они согласны на развод, но муж первым ставит условия и требует материального вознаграждения, тогда как в разводе хаал жена сама предлагает это вознаграждение. Развод мубарат характеризует мужа как человека низкого, бессовестного, выклянчивающего у жены ее приданное. Шариат выступает в роли возбудителя эгоистичного, презренного начала. В этой форме развода обнажается социальный и классовый характер мусульманского брака и развода. Семейно-брачные отношения рассматриваются как способ увеличения имущества.
При разводе мубарат муж не имеет права требовать от жены вознаграждения, превышающего стоимость ее махра, тогда как при разводе хаал шариат допускает такое превышение, поскольку развода требует жена, и она же определяет сумму вознаграждения. И хаал, и мубарат оформляются одинаково, с указание вида развода, суммы и вида вознаграждения.
Правила развода разработаны в шариате до мельчайших деталей. Так, в нем предусмотрено, что жене умалишенного может дать развод отец или дед по отцу мужа. Если мужчина добился развода какой-то женщины с ее мужем путем обмана и затем женился на ней, развод этот считается верным с точки зрения юридических норм шариата, но по этическим нормам ислама является тяжким грехом. Здесь шариат действует в соответствии с высказываниями древних: “ То, что можно оправдать с юридической точки зрения, не всегда может быть оправдано с точки зрения моральных норм и нравственности”. И поскольку все аморальные поступки не зафиксируешь в законодательстве, шариат во многих случаях отделывается просто проклятием нарушителям моральных принципов. Так и в приведенном случае: он посылает проклятие и на мужа-соблазнителя, и на женщину, согласившуюся “на грех”.
Если посторонний мужчина и женщина по ошибке имели близкие отношения, принимая друг друга за мужа и жену, женщина не должна подходить к своему настоящему мужу, пока не пройдет срок идда, из опасения возможной беременности от этой ошибочной встречи. Если у женщины потерялся муж и она желает выйти замуж за другого, она самостоятельно не может решать этот вопрос и должна обратиться за советом к духовному лицу, что является еще одним доказательством попытки поставить под контроль духовенства личную жизнь верующих.
При разводе правила шариата не огораживают женщину от самых нелепых поступков со стороны мужа. Например, муж имеет право развестись с женой, не ставя ее в известность и продолжая обеспечивать ее расходы, как обычно. А когда через год он объявит жене, что разведен с ней и предоставит соответствующие доказательства, то имеет право отобрать у нее все, что давал в течении года, за исключением, правда уже потраченного.
Следует отметить, что во всех случаях развода, кроме тех, которые обусловлены физическими и умственными недостатками мужа, права женщины ущемляются. И еще больше эти права ограничиваются морально-этическими нормами ислама. То есть даже и те (формальные) права, которые шариат обеспечивает женщине, обесцениваются теми общественными и психологическими барьерами, которые существуют в мусульманском обществе. Так, женщина часто отказывается самостоятельно поднять вопрос о разводе, даже если имеет для этого достаточно оснований, потому что общественное мнение, создаваемое под влиянием религии, может объявить этот поступок безнравственным, даже бесстыдным.

Развод по причине физических и умственных недостатков.

По шариату причиной расторжения брачного договора могут служить шесть видов пороков и недостатков ( физических и умственных ). К ним относится:

                  I.      сумасшествие

                II.      слепота

             III.      бессилие

             IV.      проказа

               V.      афза

             VI.      расслабленность

Женщина также имеет право поднимать вопрос о разводе, если после замужества она узнает, что муж ее или сумасшедший, или страдает мужским бессилием, или кастрирован, или имеет болезнь, делающую невозможным половую близость. 

Учитывая этические нормы и психологические факторы, шариат требует, чтобы разводы по причинам физических и умственных недостатков не афишировались. 


 

   

 

 


 



















 

 

Происхождение.


Мусульманскому праву известны в отношении отца только законные дети и дети и дети внебрачные и непризнаваемые. Мусульманское право не знает институты узаконения внебрачных детей, усыновления или удочерения, и суду не предоставлено полномочий формально узаконивать родственные связи, не являющиеся фактически законными. Хотя в мусульманском праве отсутствует какая то бы ни было регламентация родственных связей по материнской линии, установление материнства все же возможно, что позволяет в некоторых случаях одновременно установить  отцовство, если только оно было законным.

Установление происхождения от определенного лица.


Основанием установления законного отцовства является брак, а также физическая близость с рабыней. Отцовство признается путем доказательства или юридической презумпции, т. е. ребенок был зачат от данного мужчины женщиной, бывшей в момент зачатия его законной женой, или которую он мог считать таковою. Законное происхождение устанавливается в отношении ребенка, родившегося по крайней мере через шесть месяцев после оформления брака, то есть по истечении минимального срока беременности, согласно вычислениям, взятым из двух сур Корана.1

Но кого же следует считать законным отцом, если ребенок появился на свет по истечении продолжительного времени после расторжения брака? Минимальный срок беременности, как было сказано выше, установлен в шесть месяцев. Что же касается максимального срока, то на мой взгляд в мусульманском праве имеется любопытная теория о так называемом дремлющем младенце ( в утробе матери ). В соответствии с этой теорией признается законным ребенок, родившийся в результате беременности, срок которой исчисляется не месяцами, а годами ( от двух до семи лет ).

Запрещая установление внебрачного происхождения и в судебном порядке, мусульманское право разрешает иски и признании законного отцовства; для этого достаточно, чтобы  мужчина, который мог быть законным отцом данного ребенка, заявил в присутствии двух свидетелей, что он таковым является. Нужно только, чтобы различие между в возрасте между ребенком и мужчиной, признающим себя его отцом, оправдывала правдоподобность такого заявления. Это признание имеет значение не только для ребенка, соответственно приобретающего право законнорожденного, но также и для матери, если она наложница, поскольку как валида1 ( мать ребенка ), она переходит на положение, являющееся промежуточным между рабством и свободным состоянием. Учитывая различные сроки идда2  ( воздержание от половых сношений ) и различие сроков при исчислении продолжительности беременности, можно себе представить, какие запутанные споры вызывает мусульманская казуистика в вопросе о законном отцовстве!

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.