Перемещение НС может осуществляться и путем пересылки их по почте в посылках, бандеролях и даже в конвертах. Средства маскировки при этом используются аналогичные тем, что применяются при хранении и перевозке.
Способы сбыта наркотиков зависят от этапа преступной деятельности по распространению их от производителя к конечному потребителю. Продажу наркотиков непосредственно наркоманам осуществляют лица, занимающиеся оптовой скупкой, расфасовкой и подготовкой наркотиков к употреблению. Обычно такой продавец обслуживает несколько групп наркоманов, при этом он стремится ограничить свои контакты одним особо доверенным наркоманом, через которого он продает наркотики для всей группы. Установление сбытчиков наркотиков представляет самую большую сложность при расследовании преступлений данной группы.
Организация и содержание притонов для потребления НС может выражаться как в постоянном, так и в однократном предоставлении помещений для этих целей. Притоносодержательство связано, как правило, с другими преступлениями, с изготовлением и сбытом наркотиков, поэтому кроме следов указывающих на потребление наркотиков, там могут быть обнаружены приспособления для их изготовления, а также запасы наркотиков, предназначенные для реализации.
Сведения о типичных следах преступления
Как самостоятельный структурный элемент криминалистической характеристики отдельного вида, группы преступлений типичные следы выделяются в большинстве специальных исследований. Однако если понимать следы в узком значении этого слова, то есть как отражение взаимодействия различных материальных объектов, то легко заметить, что описание таких следов( иногда именуемых признаками ), встречается практически в каждом элементе криминалистической характеристики.
Описание следов преступлений, связанных с наркотиками является необходимым по следующим причинам. Во-первых, в описании обстановки, предмета преступления, способов совершения, данных о личности следы описываются в разобщенном виде, как отдельные признаки тех или иных элементов преступления, и в совокупности не образуют определенной системы сведений целевого назначения – выявления закономерных связей между отдельными элементами криминалистической характеристики. Между тем такие взаимосвязи можно установить лишь прослеживая закономерности образования не отдельно взятых следов, а следовой информации о преступлении в целом. Во-вторых, в описании различных элементов криминалистической характеристики следы представляются в основном в узком смысле слова. Между тем, говоря о следах типичных преступлений рассматриваемой группы, следует иметь в виду, что под ними понимаются следы как в широком, так и в узком смысле слова. Сама обстановка совершения преступления в ряде случаев является отражением преступных действий, направленных на подготовку, совершение, сокрытие одного или ряда преступлений. Так, обнаружение в ходе обыска в квартире подозреваемого предметов, используемых для изготовления либо потребления НС, является в совокупности с другими данными, доказательством совершения конкретных преступных действий.
Даже следы в узком смысле этого слова до недавнего времени не подвергались детальному изучению криминалистами, за исключением исследований в области судебных экспертиз. Указанный пробел отрицательно сказывается на практике расследования данных преступлений.
Большинство работников следственного аппарата имеют весьма слабое представление о технических приемах и средствах выявления, предварительного исследования, фиксации и изъятия различного рода материальных объектов и следов на них, а также о тактике их оценки и использования в ходе расследования. Допускается множество ошибок при обнаружении, фиксации, изъятии и решения вопроса о дальнейшем использовании:
- следов человека на различных материальных объектах, имеющих отношение к расследуемому событию;
- следов наркотических веществ на различных предметах-носителях;
- следов предметов, используемых при совершении преступлений (изготовлении, распространении, употреблении НС и т. д.);
- следов преступления, остающихся на человеке.
Не исследовано в достаточной мере доказательственное значение перечисленных следов, и методы их использования при доказывании различных обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу.
Кроме этого предметом самостоятельного изучения должны быть не только материальные следы преступлений данной группы, но и закономерности возникновения, обнаружения, выявления, фиксации и использования информации об отдельных элементах преступления, отражающихся в памяти людей, причастных к данным преступлениям. Речь идет, во-первых, об исследованиях, направленных на выявление и описание круга типичных сведений (следов в широком смысле) о преступлении, которые могут быть получены в ходе «обработки» личностной информации; во- вторых, о выявлении типичных источников (круга лиц), из которых такие сведения могут быть получены; и в третьих, включении подсистемы следовой информации, содержащейся в личных источниках в общую систему типичных следов характеристики. Только в этом случае криминалистическая характеристика в целом будет способна выполнить свое функциональное предназначение, а именно: служить типовой базой фактических данных для выдвижения следственных, розыскных и экспертных версий по делу.
На основе общей видовой (следовой) характеристики преступлений, связанных с наркотиками, могут быть построены следовые характеристики каждой группы преступлений данного вида – незаконного изготовления, хищений НС и т.д.
Кроме следов, присущих определенной группе преступлений следовая характеристика должна включать типичные связующие следы, то есть следы, указывающие на связь одного преступления с другими преступлениями данного вида.
Факт неустановления отдельных следов, типичных для преступлений данной группы, должен рассматриваться в качестве негативного обстоятельства, указывающего на то, что первоначальная оценка (в уголовно-правовом и криминалистическом аспектах) расследуемого события отличается от реальной, фактической картины события. Установление негативных обстоятельств служит в свою очередь основанием для выдвижения новых версий по делу.
Глава 2. Первоначальные и последующие следственные действия, при расследовании преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
2.1. Особенности возбуждения уголовного дела.
Выявление преступлений данной категории, а также лиц и преступных групп, в них участвующих, обычно происходит в процессе оперативно-розыскной работы. Ее основные положения регламентированы Законом Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» от 16 октября 1998 года (в дальнейшем - Закон об ОРД). Так, ст. 7 Закона при наличии сведений о фактах совершения противоправных действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств (психотропных веществ), дает возможность осуществить комплекс оперативно-розыскных мероприятий.
Наиболее распространенными из них в таких ситуациях являются:
- проверочная закупка;
- наблюдение;
-обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
-контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
-прослушивание телефонных переговоров;
-контролируемая поставка1
Определенная часть рассматриваемых преступлений выявляется в результате задержания лиц за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку пересылку, или сбыт наркотических средств (психотропных веществ).
При поступлении материалов о выявленных фактах незаконных действий с наркотиками (психотропными веществами) следователь должен правильно оценить полученную информацию с точки зрения ее достаточности и достоверности, а также возможности использования при формировании доказательственной базы после возбуждения уголовного дела. Это значит, что следователь на стадии возбуждения уголовного дела обязан проверить соответствие процесса проведения указанных выше мероприятий и их документального оформления порядку и условиям, установленным Законом об ОРД, ведомственными нормативными актами, а также практике использования результатов оперативной деятельности в ходе предварительного следствия.
Основой успешного решения указанных задач является умение следователя правильно ориентироваться в исходной информации, знание им методических рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений данного вида, четкое представление процесса осуществления оперативно-розыскных мероприятий, способность налаживать и поддерживать на должном уровне взаимодействие с оперативным аппаратом посредством согласованного планирования, координирования, консультирования, обеспечения оперативного сопровождения всего хода расследования.
При организации взаимодействия с оперативным составом следователь должен иметь в виду следующие обстоятельства.
1. Проверочная закупка наркотических средств (психотропных веществ), иных материалов и предметов, используемых при их изготовлении, а также контролируемая их поставка проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
2. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров относятся к числу мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан (неприкосновенность жилища, тайну переписки, почтовых, телеграфных сообщений). Их производство допускается на основании судебного решения, принимаемого судьей единолично. Решение оформляется постановлением судьи. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия.
3. Основанием для решения судьей вопроса о производстве мероприя-
тий, затрагивающих конституционные права граждан, является мотивирован-
ное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего опе-
ративно-розыскную деятельность. По требованию судьи ему могут представ-
ляться также иные материалы, касающиеся оснований производства этих ме-
роприятий.
4. В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к со-
вершению тяжкого преступления, допускается проведение указанных в п. 3 мероприятий на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с незамедлительным уведомлением соответствующего прокурора и последующим получением санкции в течение 24 часов. В течении 48 часов с момента их начала орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении конкретного мероприятия либо прекратить его производство.
5. Субъектом указанных выше мероприятий может быть оперативный
работник и поддерживающая его группа прикрытия, а в некоторых случаях -
частное лицо, оказывающее содействие органам внутренних дел, и граждане,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20