Рефераты. Арабские страны во внешней политике США в 1956-1967 гг.

Арабские страны во внешней политике США в 1956-1967 гг.











Курсовая работа

Арабские страны во внешней политике США в 1956-1967 гг.


Содержание


Введение

Глава 1. Анализ процессов принятия внешнеполитических решений руководством США

Глава 2. Процессы возникновения арабского национализма

Глава 3. Экономические интересы США в ближневосточном регионе

Заключение

Список источников и литературы


Введение


В послевоенный период Ближний Восток привлек к себе внимание американцев по ряду взаимосвязанных причин: геостратегических, экономических, идейно-политических. Вместе с тем регион Ближнего Востока продолжает оставаться для них не до конца понятым в силу своего исторического, социального и, политического опыта. " Ближний Восток, - признавал сотрудник "РЭНД корпорейшен" Гремм Фуллер,- стал для американцев символом непримиримости национальных страстей, религиозной исключительности и политической взрывоопасности. Источники местных конфликтов и постоянной нестабильности имеют глубокие корни в истории, географии, экономике, культуре и религиозных особенностях региона".

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что отличительной чертой современных международных отношений является увеличение числа региональных конфликтов. Важной задачей внешней политики ведущих государств мира стала разработка способов предотвращения международных кризисных ситуаций, а также методов их урегулирования. Среди регионов, отличающихся нестабильной ситуацией и являющихся потенциальными зонами возникновения локальных конфликтов, выделяется район Ближнего и Среднего Востока.

Объектом исследования курсовой работы являются международные отношения на Ближнем востоке, как между государствами самого региона, так и при участии США. Предметом выступает ближневосточное направление политики США. Основной акцент в работе будет сделан на анализе развития внешней политики США с такими странами как Иран, Египет, Ливан, Сирия.

Цель курсовой работы – выявить особенности формирования политики США по отношению к арабским странам. При этом выделяются следующие задачи:

1 Анализ процессов принятия внешнеполитических решений руководством США.

2. Рассмотрение процессов возникновения арабского национализма.

3. Анализ экономических интересов США в ближневосточном регионе.

Данная тема широко представлена в литературе, имеется достаточное количество монографий, статей, различных публикаций по этой тематике.

Историография по изучению поставленной проблемы представлена трудами российских ученых советского периода, современного периода, а также зарубежными учеными, политологами и дипломатами.

Литературу, которая позволяет раскрыть содержание данной курсовой работы можно разделить на несколько групп. К первой группе можно отнести работы отечественных авторов советского периода. В монографии В.И. Нагайчука "Политика США в отношении Египта (50-60е)", исследуется политика США в отношении Египта в 1952-1967гг., т. е. период важный в плане эволюции ближневосточной тактики США, когда она приобрела ярко выраженный неоколониалистский характер и в ней наметились и утвердились новые направления, получившие развитие в 70-е годы. В работе предпринимается попытка проследить эволюцию тактической линии США в отношении Египта и выявить основные факторы, определившие ее. Достаточно систематизировано проанализированы основные направления политической, торгово-экономической и идеологической экспансии США в арабских странах в 1945-1960гг., относятся монография О.Э. Тугановой, вышедшая в 1960г., и коллективный труд ученых Института востоковедения АН СССР "Политика США на Арабском Востоке" (М., 1961). В 60—70-е годы советская историография ближневосточной политики США пополнилась новыми исследованиями. В числе работ, имеющих непосредственное отношение к данной теме можно назвать в первую очередь исследования И. П. Беляева, А. К. Кислова, Л. И. Медведко, Е.М. Примакова и О. Э. Тугановой. Особо необходимо отметить монографию Е. М. Примакова "Анатомия ближневосточного конфликта". В монографии Воронова Р. "Нефть и политика США на Ближнем и Среднем Востоке" четко прослеживается нефтяной фактор в интересах политики США на Ближнем Востоке. Нельзя не отметить работу Кременюка В.А. "Политика США в развивающихся странах". В данной работе исследуются основные направления и главные этапы политики США по отношению к острым конфликтным ситуациям в странах Азии, Африки и Латинской Америки в послевоенный период. Монография Агарышева А.А. "Гамаль Абдель Насер" позволяет дать полную характеристику личности египетского президента, и выявить особенности проведения внешней политики.

К следующей группе относятся работы современных авторов. Исследования в области теории международных отношений и истории современных международных отношений позволяют глубже понять состояние дел в мировой политике. Несомненную значимость для осмысления основ теории и истории международных отношений имеют труды таких исследователей, А.Д. Богатуров "Системная история международных отношений", монография Загладина Никиты Вадимовича "США: общество, власть, политика", работа А.В. Золова "США: борьба за мировое лидерство".

Также в качестве литературы были выбраны статьи таких журналов: "Международная жизнь", "Восток", "США: экономика, политика, идеология", "Власть"

Источники, используемые при написании курсовой работы можно разделить на две категории: мемуары и документальную базу. Мемуары Эйзенхауэра Д. "Крестовый поход в Европу" представляют собой воспоминания о событиях второй мировой войны, о военных действиях предпринимаемых Соединенными штатами. Для изучения данной темы важным источником является труд бывшего государственного секретаря Г. Киссинджера "Дипломатия". Монография Стивена Амброза "Эйзенхауэр. Солдат и президент" представляет собой объективное описание жизни солдата, ставшего президентом. Автор подробно рассказывает о молодых годах Эйзенхауэра, о его карьере в армии, о его руководстве союзными силами в качестве верховного главнокомандующего во время второй мировой войны, о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться этому человеку на пути от генерала и президента Колумбийского университета до Президента США. По поводу первой группы источников можно сказать, что они весьма информативны, репрезентативны, но не всегда носят достоверный характер.

Ко второй группе источников относятся такие документы: текст "President Eisenhower: The Eisenhower  Doctrine on the Middle» , "John Foster Dulles: Dynamic Peace"., "TASS: Statement on the Eisenhower Doctrine", Baghdad Pact, Pact of the League of Arab States, March 22, 1945. А также Д. Эйзенхауэр – "Прощальное обращение к нации", Д. Кеннеди – Инаугурационная речь. Документы по истории Ближневосточного конфликта. Эта группа источников отвечает всем поставленным требованиям с точки зрения информативности, репрезентативности и достоверности.

В целом имеющаяся литература и источники позволяют раскрыть содержание данной темы и решить поставленные задачи.

Хронологические рамки курсовой работы охватывают период со второй половины 1950-х до начала 1967-х. Выбор данного периода обусловлен новым этапом в истории Ближнего востока, когда к власти в Египте пришла организация "Свободные офицеры" во главе с Гамалем Абдель Насером. Решающим событием стала национализация Суэцкого канала и последующий подъем национально освободительного движения арабских стран, что не могло не отразиться на изменении внешней политики США на Ближнем востоке. Завершающей датой проводимого исследования послужил новый виток событий на Ближнем Востоке: арабо- израильская война 1967 года.


Глава 1. Анализ процессов принятия внешнеполитических решений руководством США


Ближний Восток уже давно стали называть "горячей точкой", "незатухающим костром" арабо-израильского конфликта. Началом конфликта принято считать 1948 год, когда при посредничестве ООН было образованно независимое государство Израиль. На следующий день после образования Израиля арабские страны (Египет, Ливан, Сирия, Ирак, Иордания) объявили новоявленному государству войну. Это была первая арабо-израильская война, в которой Израиль был поддержан СССР, а арабские страны – Вашингтон. Затем последовал Суэцкий кризис 1956 года, связанный с национализацией канала египетским правительством во главе с Гамалем Абдель Насером и с противостоянием западноевропейских держав и Америки. С начала 1950-х стало активно развиваться националистское движение. В кратком обзоре американской прессы можно проследить, что виновниками в разжигании и развитии конфликта представляются арабы. Но, было бы неправильно сводить все проблемы Ближнего Востока только к этому конфликту, возникшему, якобы по вине палестинцев. Такой точки зрения придерживается и палестинский публицист Рами Мохаммед аш – Шаер. "Такая постановка дела выгодна, пожалуй, только США и их союзникам, поскольку ставит завесу над многими политическими акциями империализма в различных точках региона, на первый взгляд не имеющими прямого отношения к конфликту".

Изучение особенностей Ближнего Востока в США всегда связывалось с оценкой американских региональных интересов и возможностей. Традиционно эти интересы группировались в три категории: недопущение советского влияния в регионе, заинтересованность в доступе к нефтяным ресурсам, обеспечение выживания Израиля.

Но между этими интересами существовали противоречия: например, ориентация на Израиль тормозила развитие отношений с нефтедобывающими странами арабского региона. Уже на раннем этапе формирования ближневосточной политики США стало очевидно, что важным инструментом, обеспечивающим поддержание подобного равновесия, было установление особых отношений с национальными движениями и националистическими силами. В политических кругах американцев существовали различные точки зрения по этому вопросу. Одни считали, что националисты будут активно сопротивляться любым попыткам установления контроля над регионом извне. США полагали, что СССР пытается обеспечить для себя подобный контроль, и установление союза американцев с местными националистами послужит интересам сдерживания СССР в регионе. Но существовала и другая точка зрения: развитие националистических движений на Ближнем Востоке приведет к дестабилизации региональной ситуации, что, в свою очередь, выгодно советским интересам, связанным с идеологической, политической и военной экспансией в регионе.

Необходимо отметить, что за данный период у власти в США находились три президента: Дуайт Эйзенхауэр (20 января 1953-20 января 1961), Джон Кеннеди (20 января 1961- 22 ноября 1963), Линдон Джонс (22 ноября 1963-20 января 1969). Еще в годы второй мировой войны генерал Эйзенхауэр отметил особую стратегическую важность ближневосточного региона. "Ближний Восток с его огромными нефтяными ресурсами являлся еще одним регионом, безопасность которого имела большое значение для Америки".

Наиболее активно ближневосточная политика развивалась в годы правления Д.Эйзенхауэра. "В 1952 году он выставил свою кандидатуру на президентских выборах и одержал победу. Если этот взлет в политике сопоставить, допустим, с прыжком спортсмена, то его, несомненно, можно назвать рекордным. Его многие расценили как блистательный. Как кандидата от республиканской партии Эйзенхауэра и в 1956 вновь избрали на пост президента США". Избрание одного кандидата на два срока подряд на пост президента является редкостью в истории Америки. Именно при нем возможность националистов и национализма содействовать американским интересам претерпевает изменения. Пересмотр подходов начался с кризиса в американо-иранских отношениях при Моссадыке в 1953 году, причиной которого стала неприемлемость американского правительства нового режима в Иране. В режиме прослеживалась явная приверженность национализму, но американцы стали его рассматривать как потворствующий советским интересам, а такого поворота событий американцы никак не могли допустить. "Уже спустя несколько месяцев после прихода к власти в 1953 г. администрация Эйзенхауэра резко меняет общий курс своей политики в отношении местного национализма, а в Иране принимает исключительное решение использовать американское влияние и прямую силу для устранения националистического режима Моссадыка и замены его на, по сути, традиционалистское правление (на начальных этапах оно приобрело форму военной диктатуры, а, в конечном счете, привело к реставрации монархии)".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.