Рефераты. Анализ внешних связей Японской экономики

 

Рассмотрев данную таблицу можно отметить, что индекс средних цен экспорта за весь исследуемы период был равен или выше 100%, с максимальным значением 122% в 2010 году. Что касается индекса физического объема, то в 2003 году наблюдается резкое падение показателя на 10 процентных пунктов, что объясняет снижение экспорта в та в этом году. К 2004 году индекс физического обема возрастает до 97% и уже в 2005 превышает отметку в 100%. Своего максимального значения в 130% данный показатель достигает в 2009 году. Значительное снижение индекса физического объема в 2003 году объясняет и падения индекса стоимости в этом году до 95,4%. В остальное же время рассматриваемого периода индекс стоимости принимал значения, превышающие отметку в 100%, при этом показывая стабильный рост (максимальное значение в 162,5 показатель принял в 2009 году).

В отличие от экспорта, индекс средних цен импорта колебался сильнее, опускаясь ниже отметки в 100% в 2003 и 2005 годах. В остальное время индекс был равен или превышал данный показатель. Максимального значения в 158% индекс средних цен импорта достиг в 2010 году. Динамика развития индекса физического объема импорта более стабильна по сравнению с тем же показателем, рассчитанным для экспорта. Несмотря на снижение индекса ниже отметки в 100% в 2003 году, это падения составило всего 1 процентный пункт. Начиная с 2004 года показатель увеличивается и достигает максимального значения в 2008 году. К 2009 году индекс физического объема импорта снижается до 119%, на этом же уровне он остается и в 2010 году.

 

Таблица 6. Индексы условий торговли Японии за 2002–2010 годы


2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Индекс нетто

100

108,16

104

105,1

102,94

98,246

92,248

86,207

77,215

Индекс брутто

100

90,909

97

95,33

89,57

96,61

100

109,24

107,56


Из таблицы видно, что индекс условий торговли брутто, представляющий собой частное от деления индекса физического объема экспорта на индекс физического объема импорта, в исследуемый период принимал в 2003–2007 годах включительно значения меньше 100, т.е. индекс физического объема экспорта был в данные годы меньше индекса физического объёма импорта. Это значит, что в данный период условия торговли с точки зрения физического объема были неблагоприятными. Ситуация меняется начиная с 2008 года. Теперь индекс брутто больше 100%, а значит, физический объем экспорта прирастал быстрее, чем физический объем импорта, что создает благоприятные условия торговли.

Индекс нетто, рассчитанный как отношение индексов средних цен экспорта и импорта, на протяжении периода до 2006 года включительно принимал значения больше 100%, что свидетельствует о том, что индекс средних цен импорта был меньше средних цен экспорта. Однако, начиная с 2007 года, индекс нетто стремительно снижается, достигнув минимального значения в 2010 году. Это говорит о том, что на данном этапе условия торговли в стране были неблагоприятными.




2. Географическое распределение внешней торговли Японии за 2002–2010 годы

Для полного анализа внешней торговли Японии не достаточно лишь рассмотреть динамику ее основных показателей, важно также понять географическую ориентацию внешнеэкономических связей страны.

Для этого следует рассмотреть территориальную структуру внешней торговли Японии за 2 года (2002 и 2010) отдельно по экспорту и по импорту.

2.1 Анализ географического распределения экспорта Японии в 2002 г. и 2010 г.


Таблица 7. Географическое распределение экспорта Японии в 2002 году

Страны-контрагенты

2002

Стоимость в млн. долл. США

% к итогу

Всего по экспорту, в т.ч.:

479247,60

100

1. США

143976,9

30,04

2. Республика Корея

30698,6

6,41

3. Китай

30380,3

6,34

4. Сингапур

20819

4,34

5. Германия

19995,7

4,17

6. Малайзия

13885,7

2,90

7. Таиланд

13633,1

2,84

8. Нидерланды

12588,5

2,63

9. Филиппины

7477,5

1,56

10. Австралия

8571,3

1,79



Таблица 8. Географическое распределение экспорта Японии в 2010 году

Страны-контрагенты

2010

Стоимость в млн. долл. США

% к итогу

Всего по экспорту, в т.ч.:

781412,2

100

1. США

138705,0

17,75

2. Китай

124900,5

15,98

3. Республика Корея

59492,6

7,61

4. Таиланд

29431,1

3,77

5. Сингапур

29596,6

3,79

6. Германия

23955,5

3,07

7. Нидерланды

21075,3

2,70

8. Австралия

17296,0

2,21

9. Россия

16534,1

2,12

10. Великобритания

16463,8

2,11


Как видно из таблиц, лидирующее место в экспорте Японии занимает США, однако этой страны к 2010 году снизилась почти в 2 раза. Все большее значение для Японии приобретает Китай, который в 2010 году потеснил Республику Корею и вышел на вторую позицию, увеличив свою долю в экспорте Японии более чем в 2,5 раза. Более того, согласно прогнозам многих экономистов, у Китая есть все шансы потеснить позиции США, особенно в период кризиса, когда Япония активно расширяет сотрудничество с Китаем.

На четвертое место поднялся Таиланд, повысив свою долю почти на 1%. Существенные изменения коснулись Великобритании и Российской Федерации, которым удалось войти в десятку крупнейших партнеров по экспорту Японии, вытеснив тем самым Малайзию и Филиппины. Доля остальных стран немного снизилась, однако это не оказало существенного влияния на их позиции.


2.2 Анализ географического распределения импорта Японии в 2002 г. и 2010 г.


Таблица 9. Географическое распределение импорта Японии в 2002 и 2010 г.

Страны-контрагенты

2002

2010

Стоимость в млн. долл. США

% к итогу

Стоимость в млн. долл. США

% к итогу

Всего по импорту, в т.ч.:

379662,9

100

762533,9

100

1. США

72509,1

19,10

78937,2

10,35

2. Китай

55100,2

14,51

143230,0

18,78

3. Республика Корея

20446,4

5,39

29476,0

3,87

4. Индонезия

16379,6

4,31

32624,1

4,28

5. ОАЭ

14835,1

3,91

47052,3

6,17

6. Австралия

14800,4

3,90

47531,8

6,23

7. Малайзия

14492,7

3,82

23155,9

3,04

8. Саудовская Аравия

14201,1

3,74

51116,5

6,70

9. Германия

12723,2

3,35

20852,1

2,73

10. Таиланд

10594,1

2,79

20786,4

2,73

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.