2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Индекс нетто
100
108,16
104
105,1
102,94
98,246
92,248
86,207
77,215
Индекс брутто
90,909
97
95,33
89,57
96,61
109,24
107,56
Из таблицы видно, что индекс условий торговли брутто, представляющий собой частное от деления индекса физического объема экспорта на индекс физического объема импорта, в исследуемый период принимал в 2003–2007 годах включительно значения меньше 100, т.е. индекс физического объема экспорта был в данные годы меньше индекса физического объёма импорта. Это значит, что в данный период условия торговли с точки зрения физического объема были неблагоприятными. Ситуация меняется начиная с 2008 года. Теперь индекс брутто больше 100%, а значит, физический объем экспорта прирастал быстрее, чем физический объем импорта, что создает благоприятные условия торговли.
Индекс нетто, рассчитанный как отношение индексов средних цен экспорта и импорта, на протяжении периода до 2006 года включительно принимал значения больше 100%, что свидетельствует о том, что индекс средних цен импорта был меньше средних цен экспорта. Однако, начиная с 2007 года, индекс нетто стремительно снижается, достигнув минимального значения в 2010 году. Это говорит о том, что на данном этапе условия торговли в стране были неблагоприятными.
2. Географическое распределение внешней торговли Японии за 2002–2010 годы
Для полного анализа внешней торговли Японии не достаточно лишь рассмотреть динамику ее основных показателей, важно также понять географическую ориентацию внешнеэкономических связей страны.
Для этого следует рассмотреть территориальную структуру внешней торговли Японии за 2 года (2002 и 2010) отдельно по экспорту и по импорту.
2.1 Анализ географического распределения экспорта Японии в 2002 г. и 2010 г.
Таблица 7. Географическое распределение экспорта Японии в 2002 году
Страны-контрагенты
Стоимость в млн. долл. США
% к итогу
Всего по экспорту, в т.ч.:
479247,60
1. США
143976,9
30,04
2. Республика Корея
30698,6
6,41
3. Китай
30380,3
6,34
4. Сингапур
20819
4,34
5. Германия
19995,7
4,17
6. Малайзия
13885,7
2,90
7. Таиланд
13633,1
2,84
8. Нидерланды
12588,5
2,63
9. Филиппины
7477,5
1,56
10. Австралия
8571,3
1,79
Таблица 8. Географическое распределение экспорта Японии в 2010 году
781412,2
138705,0
17,75
2. Китай
124900,5
15,98
3. Республика Корея
59492,6
7,61
4. Таиланд
29431,1
3,77
5. Сингапур
29596,6
3,79
6. Германия
23955,5
3,07
7. Нидерланды
21075,3
2,70
8. Австралия
17296,0
2,21
9. Россия
16534,1
2,12
10. Великобритания
16463,8
2,11
Как видно из таблиц, лидирующее место в экспорте Японии занимает США, однако этой страны к 2010 году снизилась почти в 2 раза. Все большее значение для Японии приобретает Китай, который в 2010 году потеснил Республику Корею и вышел на вторую позицию, увеличив свою долю в экспорте Японии более чем в 2,5 раза. Более того, согласно прогнозам многих экономистов, у Китая есть все шансы потеснить позиции США, особенно в период кризиса, когда Япония активно расширяет сотрудничество с Китаем.
На четвертое место поднялся Таиланд, повысив свою долю почти на 1%. Существенные изменения коснулись Великобритании и Российской Федерации, которым удалось войти в десятку крупнейших партнеров по экспорту Японии, вытеснив тем самым Малайзию и Филиппины. Доля остальных стран немного снизилась, однако это не оказало существенного влияния на их позиции.
2.2 Анализ географического распределения импорта Японии в 2002 г. и 2010 г.
Таблица 9. Географическое распределение импорта Японии в 2002 и 2010 г.
Всего по импорту, в т.ч.:
379662,9
762533,9
72509,1
19,10
78937,2
10,35
55100,2
14,51
143230,0
18,78
20446,4
5,39
29476,0
3,87
4. Индонезия
16379,6
4,31
32624,1
4,28
5. ОАЭ
14835,1
3,91
47052,3
6,17
6. Австралия
14800,4
3,90
47531,8
6,23
7. Малайзия
14492,7
3,82
23155,9
3,04
8. Саудовская Аравия
14201,1
3,74
51116,5
6,70
9. Германия
12723,2
3,35
20852,1
2,73
10. Таиланд
10594,1
2,79
20786,4
Страницы: 1, 2, 3, 4