Рефераты. Анализ специфики мировой валютной системы

4)             Введены коллективные мировые деньги – SDR(СПЗ) – специальные права заимствования(special drawing rights), призванные заменить золото и резервные валюты в качестве главного средства мировой ликвидности. Идеологи SDR планировали придать этой валюте функции мирового платежного средства, заменяющего все прочие резервные валюты. Однако SDR не смог заменить доллар и другие резервные валюты в качестве универсального средства расчетов. Цена SDR определяется на основе корзины ведущих валют в соответствии с долей каждой страны в мировом экспорте.

5)             Впервые юридически была оформлена демонетизация золота, которая выразилась в отмене:

a)            Официальной цены на золото;

b)            Фиксации золотого содержания валют, а значит, золотых паритетов (формально основой валютных паритетов в Уставе МВФ объявлены SDR);

c)             Взносов золота странами-членами МВФ в его капитал. В соответствии с этим положением устава МВФ, относящиеся к механизму СДР, были внесены определенные изменения:

§    Привязка стоимости СДР к золоту прекращает свое существование.

§    Странам-участницам предоставляется возможность вступать по взаимному согласию в сделки друг с другом с использованием СДР без предварительного принятия Фондом какого-либо общего или специального решения по данному вопросу.

§    МВФ может разрешать странам-участницам производить между собой операции по использованию СДР.

§    Право владеть средствами в СДР может быть предоставлено международным валютно-финансовым организациям, специализированным учреждениям ООН и т.д.

§    СДР заменяют золото и национальные валюты при осуществлении платежей странами-членами Фонду и Фондом странам-членам, и их возможное использование в операциях сделках, производимых в рамках общего департамента МВФ, должно быть расширено.

Однако в качестве резервного средства золото продолжает использоваться. Каждая страна имеет золотой запас, предназначенный для обеспечения своей валюты – монетарное золото. В случае, когда необходимо поддержать национальную валюту страна продает часть золотого запаса по рыночной цене на свободных рынках.

Важнейшая черта Я.в.с. - нестабильность международных расчетов в связи с постоянными колебаниями валютных курсов отдельных стран, что заставляет всех участников международных экономических связей прибегать к страхованию валютных рисков, нести значительные расходы. Страны также вынуждены нести затраты на поддержание курсов своих валют путем валютной интервенции.

Одновременно были приняты и решения, касающиеся использования золота, которое находилось в распоряжении МВФ. Одну шестую часть золотого запаса МВФ возвратил старым членам в обмен на их национальные валюты. Такое же количество золото было продано в течение четырех лет, начиная с июня 1976 года по май 1980, на свободном рынке путем регулярно проводившихся открытых аукционов.

Таким образом, центральные банки получили возможность свободно покупать золото на частном рынке по складывающимся там ценам и совершать сделки в золоте между собой на базе его рыночной стоимости.

К концу 90-х годов мировое финансовое сообщество вплотную подошло к осознанию концептуальных основ новой валютной системы, базирующейся на представлении о плодотворности идеи либерализации мировых финансовых рынков. Отчетливо выявились следующие основные тенденции, характерные для кристаллизации этой модели:

-                 Отказ от первоначальных планов превратить СДР в стержень мирового валютного устройства, образование нескольких мировых валютных полюсов при сохранении за американским долларом доминирующей роли среди резервных валют.

-                 Отход от ориентации на свободное неограниченное валютное плавание в качестве универсального механизма автоматического уравновешивания платежных балансов.

-                 Перенос тяжести в области межгосударственного валютного регулирования с чисто кредитно-денежных рычагов на полномасштабные макроэкономические меры координации экономических политик.

-                 Принятие установки на снятие всех валютных ограничений, т.е. на введение тотальной конвертируемости валют.

Ямайская финансовая система дала миру неслыханную прежде либерализацию и, как следствие, взрывообразное развитие финансовых рынков. За 30 лет капитализация рынков выросла в тысячи раз, огромное количество компаний вышло на IPO, движение капитала стало поистине транснациональным. Это позволило одним получать колоссальные прибыли, а другим… колоссальные кризисы. Кризисы, которые не были обусловлены внутристрановыми факторами, а порождались именно феноменом глобализации капиталов. Стоит только вспомнить Мексику в 1995 году, Юго-восточную Азию в 1997, Россию – в 1998 и Бразилию – в 1999.

Противоречия накапливались и нагнетались – постепенно, шаг за шагом. Прежде всего это касается роста фиктивного капитала в мире через производные финансовые инструменты.

Ямайская финансовая система привела к тому, что фактически мир впервые поставлен перед проблемой коллективной ответственности за свои действия и за состояние своей экономики. Именно перед всем миром, а не перед отдельными группами стран. Глобализация привела к тому, что каждый зависит от всех – и оправданна ли при этом неограниченная либерализация? Ведь свободный рынок – это место, где каждый выступает сам за себя и преследует прежде всего собственные интересы.

Можно говорить о том, что Ямайская система накопила в себе следующие противоречия:

-            Несовершенство системы плавающих валютных курсов;

-            Завышенная оценка активов;

-            Неудовлетворительный финансовый надзор;

-            Недостаток финансовой информации;

-            Неконтролируемый рост фиктивного капитала.

На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.

 

Европейская валютная система


Европейская валютная система - валютный механизм, созданный в рамках Европейского экономического союза (ЕЭС) с целью уменьшения колебаний обменных валютных курсов стран-участниц и образования в Европе зоны валютной стабильности.

Впервые мысль о необходимости проведения единой финансовой политики в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС) была выдвинута еще в 1960-е. Именно тогда возникла идея создания «валютной змеи» – системы согласования курсов валют европейских государств. Суть этой системы заключалась в синхронизации колебаний некоторых европейских валют относительно валют других стран, в то время как их взаимные колебания минимизировались. «Валютная змея» стала первым шагом на пути стран ЕЭС к полной унификации их валютных систем.

Следующим шагом на пути к валютному союзу стало создание в 1979г. Европейской валютной системы (ЕВС). Непосредственный толчок планам создания ЕВС дали Ямайские соглашения о реформе международной валютной системы, основные принципы которой не отвечали интересам западноевропейских стран:

1)                Страны ЕЭС не были удовлетворены функционированием системы СДР и ее тесной связью с американским долларом;

2)                Страны ЕЭС были недовольны введением плавающих курсов, отрицательно сказывающихся на их внешней торговле и функционировании уже созданных интеграционных процессов ЕЭС.

В рамках ЕВС обменные курсы валют фиксировались с помощью так называемого Механизма обменных курсов (МОК). Страны, входящие в систему МОК, обязывались удерживать колебания курсов своих национальных валют в узких пределах. Когда колебания стоимости одной из этих валют приближались к пороговой отметке, то центральные банки стран ЕС начинали усиленно скупать валюту, оказавшуюся под угрозой девальвации, и продавать ту, которая пользовалась в тот момент наибольшим спросом. В этот период был впервые введен и прообраз евро – единая расчетная валюта, ЭКЮ.

Основной причиной слабости ЕВС оказались слишком глубокие различия в экономическом положении и политике стран, вошедших в единую систему. Однако, по общему признанию, несмотря на все трудности, МОК все же удалось достичь своей главной цели – создать в Европе зону валютной стабильности.

Следующий решительный шаг на пути к созданию единой валюты был сделан на Ганноверской встрече ЕС в верхах в июне 1988, когда группа представителей центральных европейских банков и независимых экспертов под руководством Жака Делора подготовила специальный план создания валютного союза. «План Делора» содержал развернутую программу трехэтапного перехода стран ЕС к единой валюте. Он предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов покрытия. К декабрю 1991г. был выработан Маастрихтский договор, который определил временные рамки осуществления этого плана.

На первом этапе (1 июля 1990 – 31 декабря 1993) осуществили либерализацию движения капиталов внутри ЕС и унификацию экономических стандартов. Все страны-члены ЕС присоединились к МОК, устанавливавшему коридор колебания курсов.

Главным содержанием второго этапа (1 января 1994 – 31 декабря 1998) стало создание новых институтов для функционирования евровалюты. Была разработана юридическая база для деятельности Европейской системы центральных банков, а также учрежден Европейский валютный институт для руководства проектом создания единой валюты и наблюдения за экономическими процессами в странах-членах ЕС. Европейский совет, проходивший в декабре 1995 года в Мадриде, подтвердил решение о введении единой европейской валюты с 1 января 1999 года. Участники совета решили отказаться от названия "ЭКЮ", приняв вместо него евро. Для введения единой европейской валюты и обеспечения наибольшей ее устойчивости страны Европейского союза должны удовлетворять достаточно жестким условиям, иначе попросту бы началась перекачка национального богатства из более развитых стран в менее процветающие.

В еврозону вошли 12 стран: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция.

Третий этап (1 января 1999 – 30 июня 2002) стал решающим. Европейский валютный институт преобразовали в Европейский центральный банк. Правовой статус ЕЦБ предусматривает его независимость от решений национальных правительств. Основными задачами ЕЦБ являются обеспечение стабильности евро и обменных курсов национальных валют стран-участниц, определение и проведение соответствующей денежной политики, распоряжение официальными валютными резервами стран-членов, содействие эффективному функционированию платежных систем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.