Рефераты. Анализ проблем вступления России в ВТО

С другой стороны, несмотря на то, что экономика в целом выигрывает, отдельные отрасли могут проиграть от вступления. Поэтому при обсуждении вопроса о вступлении необходимо различать национальный и отраслевой интересы. Отраслевой интерес заключается в том, чтобы иметь доступ на внешний рынок и к импортным комплектующим и сырью, но при этом защитить внутренний рынок от импортеров конкурирующей продукции. Естественно, что интересы различных отраслей часто противоречат друг другу, поэтому вступление в ВТО потребует от бизнес-сообщества, правительства и общества в целом проявить беспрецедентное умение договариваться - переговоры по ВТО станут первым настоящим тестом для государства, бизнес-элиты и общества на способность заключения общественного договора. К сожалению, даже в странах с развитым гражданским обществом при обсуждении проблем международной торговли преимущество по понятным причинам получает крупный бизнес, в то время как интересы населения и малого бизнеса не учитываются в полной мере. В России это усугубляется неразвитостью институтов гражданского общества, а также тем, что некоторые отрасли, которые возникнут в результате встраивания в глобальную экономику, пока отсутствуют или находятся в зародышевом состоянии (отрасли услуг, особенно информационных).

Вышеизложенные аргументы верны со статической точки зрения. При рассмотрении динамических аспектов возникает основной аргумент протекционизма: так называемый аргумент развивающейся отрасли (infant industry argument): если отрасль почти конкурентоспособна в глобальной экономике, то ее стоит защитить (тарифами или квотами) на некоторое время, пока она не достигнет уровня конкурентоспособности, и лишь затем открывать рынок. В принципе, этот аргумент верен, другое дело, что на практике он используется не вполне корректно. Многие развивающиеся страны пытались идти по этому пути, и в подавляющем большинстве из них происходило следующее. Каждая отрасль объявляет себя почти конкурентоспособной и требует защиты (при этом успеха в лоббировании добиваются, как правило, не только и не столько новые и растущие отрасли). Но если защищать всех, то это приведет к снижению уровня жизни населения, причем выигрыш каждой отрасли будет невелик (закрытие всех рынков приведет к существенному повышению обменного курса рубля). Кроме того, очень трудно удержаться от продления периода защиты - отраслевым лоббистам, как правило, удается превратить временную защиту в перманентную. Немедленное вступление в ВТО позволяет решить обе проблемы: в процессе переговоров можно будет определить отсрочку открытия некоторых рынков, при этом ее нельзя будет продлить.

Аргументы «против» - мифы и действительность

Противники вступления России в ВТО руководствуются следующими аргументами:

1.      государственная защита российского товаропроизводителя от иностранной конкуренции будет значительно затруднена;

2.      либерализация тарифов сделает более привлекательным не производство, а импорт товаров;

3.      поступления в бюджет от импортных пошлин снизятся;

4.      вступление в ВТО не гарантирует от применения в будущем некоторыми странами против наших товаров антидемпинговых мер;

5.      воспользоваться преимуществами, получаемыми в результате вступления в ВТО, для расширения экспорта российской продукции “глубокого передела” Россия в ближайшие десятилетия не сможет.

Некоторые из них можно вполне логично опровергнуть.

Миф 1. Вступление в ВТО означает полное открытие экономики, наши товары будут вытеснены импортными, что приведет к массовой безработице.

Ответ.

1.      Возможности правительства защищать отдельные отрасли после вступления будут ограничены, поэтому в процессе переговоров необходимо выбрать приоритетные отрасли и оговорить отсрочку открытия отдельных рынков в условиях вступления.

2.      Вступление в ВТО действительно может привести к спаду в отдельных отраслях и регионах, поэтому уже сейчас необходимо предпринимать меры для решения проблем реструктуризации производства и снижения структурной безработицы. Отказ от вступления в ВТО не снимет необходимости решения этих проблем.

Миф 2. Вступление в ВТО откроет рынки дешевым импортным сельскохозяйственным товарам, с которыми наши продукты конкурировать не смогут. Наше сельское хозяйство перестанет существовать, что приведет к снижению уровня жизни в сельской местности и зависимости страны от импортного продовольствия. В периоды низких цен на нефть возможен продовольственный кризис.

Ответ.

1.      Сельское хозяйство сегодня не защищено от внешней конкуренции ничем, кроме обменного курса рубля и транспортных издержек.

2.      Необходима продуманная политика тарифной защиты и субсидий и улучшение работы таможни.

3.      Вопрос состоит не в том, вступать или не вступать в ВТО, а в том, что делать для развития сектора. Существующая система является неэффективным средством социальной поддержки крестьян и не дает никаких стимулов к развитию. Необходима земельная реформа, развитие кредитования и страхования в сельском хозяйстве. Бюджетные средства должны вкладываться в развитие инфраструктуры, а не на текущую поддержку хозяйств.

4.      Российское сельское хозяйство может встроиться в глобальную экономику, специализируясь в производстве тех культур, по которым у него есть сравнительные преимущества.

Миф 3. Наши банки, страховые компании и пенсионные фонды еще слишком малы для того, чтобы конкурировать с иностранцами. Вступление в ВТО приведет к уничтожению российских финансовых институтов, иностранные банки соберут деньги населения и вывезут их за рубеж.

Ответ.

1.      С точки зрения развития экономики в целом, необходимо нарушить то монопольное положение, в котором в настоящий момент находятся российские банки, страховые компании и пенсионные фонды. С другой стороны, вступление в ВТО не приведет к мгновенному приходу иностранных финансовых институтов. У российских банков есть время подготовиться к конкурентной борьбе.

2.      Главный вопрос состоит не в том, вступать или не вступать в ВТО, а в том, что делать для развития финансового сектора - это, прежде всего меры, направленные на улучшение инвестиционного климата, и защиту прав кредиторов.

3.      Вопрос либерализации контроля над оттоком капитала из России напрямую не связан с вступлением в ВТО. В любом случае, для обращения притока капитала необходимо в первую очередь улучшение инвестиционного климата.

И всё же, эти опровержение не могут окончательно развеять сомнения. Ведь существует живая статистика, которую в подтверждение своей точки зрения использовал Олег Гусаров, кандидат экономических наук в своём интервью «Вступление России в ВТО: аргументов «против» больше, чем «за»». Вот некоторые выдержки из этой беседы:

«Членство в ВТО нужно России, чтобы по всему миру торговать конкурентоспособной продукцией? Такой продукции в нашем торговом балансе всего около 7 процентов. Вступив в ВТО, мы действительно получим более благоприятные возможности поставлять в Бразилию, Китай, Турцию, Польшу, Италию и Францию нашу одежду, обувь, автомашины, электронику. Кто будет покупать наши товары?<…> Нашему сельскому хозяйству, чтобы выдержать конкуренцию с дешевыми сельскохозяйственными товарами из Западной Европы, Австралии, Бразилии, Аргентины, нужны гигантские субсидии, оцениваемые в десятки миллиардов долларов в год. В бюджете России на поддержку сельского хозяйства выделено около 800 млн долларов, в 50 раз меньше требуемой суммы. Наш рынок мяса и мясопродуктов под натиском аргентинской говядины, закупаемой на мировом рынке по 5-7 рублей за килограмм, при российской себестоимости 25-28 рублей и цене продажи 70-120 рублей за килограмм просто исчезнет. Сегодня Россия ежедневно закупает на мировом рынке продовольствия примерно на 20 млн долларов. Когда после вступления в ВТО будут отменены последние таможенные и тарифные барьеры, производство сельскохозяйственной продукции России окончательно заглохнет.<…> Не лучшее положение в России и с кадрами. Система их подготовки разрушена. Квалифицированных кадров в России осталось 5 процентов от общего числа трудоспособного населения (в Германии - 43 процента).<…> Сейчас на обувном рынке только 20 процентов отечественной обуви, 80 процентов - завозная, 70 процентов из которой завозится “челноками”. В Китае сотни предприятий шьют обувь для России и будут шить до тех пор, пока не возродится отечественное производство. А мы еще не члены ВТО. Когда мы вступим в ВТО, наплыв товаров будет большим и конкуренция еще жестче.<…> После вступления в ВТО 50-60 процентов промышленных и 80 процентов сельскохозяйственных предприятий просто встанут и более 30 млн человек окажутся без работы».

Такие данные нельзя не брать в расчёт.

И всё же переговоры о вступлении России в ВТО продолжаются. Теперь уже не ставится вопрос о необходимости присоединения к данной организации. Главный вопрос в настоящее время - это как скоро произойдёт интеграция, и существуют ли веские причины для ускорения/замедления этого процесса.


3. Основные направления переговоров по присоединению России к ВТО

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ (Рабочей группы) торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.

На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. - Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 58 стран-членов (25 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) - как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг - около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.

Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.

Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:

1. Переговоры по тарифным вопросам

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике.

3. Переговоры по доступу на рынок услуг

4. Переговоры по системным вопросам.

Доступ на рынок товаров

Переговоры по доступу на рынок товаров ведутся по трем параметрам: максимально возможный уровень таможенных пошлин в России в год присоединения (начальный уровень связывания), максимально возможный уровень пошлин по истечении так называемого переходного (имплементационного) периода (конечный уровень связывания) и длительность этого переходного периода.

"Связывание" импортного тарифа на согласованном уровне - обязательное условие присоединения к ВТО. Все основные торговые партнеры России (кроме развивающихся стран) также "связали" свой импортный тариф.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.