Рефераты. Анализ Конституции США и ее сравнение с Конституцией РФ 1993 года

Анализ Конституции США и ее сравнение с Конституцией РФ 1993 года

 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОЛЬЯТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

Кафедра Теории Государства

 и Права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ Конституции США и ее сравнение с Конституцией РФ 1993 года

Реферат














 

Симагина Виталия Анатольевича

      студента 2 курса

                             Специальность: 021100

                                                     Юриспруденция




 

 

Тольятти - 2001

 

Содержание

Введение

1.     Создание и принятие Конституции США 1787 г.                                              

2.     Демократические принципы Конституции:

2.1. Власть народа                                                                       

2.2. Гарантии прав и свобод человека. Билль о правах             

2.3. Федерализм и суверенитет                                                   

2.4. Разделение властей. Система сдержек и противовесов      

3.     Историческая эволюция

4.     Сравнительный анализ Конституции России и США.

Заключение

Список используемой литературы


UNITED STATES OF AMERICA






Введение

Становление и развитие конституционного строя в различных странах имеет как общие, так и особенные черты. Общим для всех зарубежных стран является признание конституции высшим законом страны, регламентирующим важнейшие политические и правовые отношения в ней, устанавливающим основные положения правопорядка. Все остальное (текущее) законодательство и административное правотворчество должно соответствовать нормам конституции. Конституция, таким образом, рассматривается как правовая основа конституционного строя или существования конституционализма, в содержание которого включается ряд компонентов: права и свободы граждан, представительное правление и принцип разделения властей.

Объем конституционного регулирования в различных странах был весьма неодинаков в ходе исторического развития и менялся главным образом по двум взаимосвязанным причинам.

Первая (наиболее важная) — фактор политической борьбы; в результате этой борьбы в конституциях появляются и развиваются демократические права и свободы. Под влиянием этого же фактора происходят изменения в отношениях между законодательной и исполнительной властью, парламентом и правительством.

Вторая причина, ведущая к усложнению конституционного

регулирования,— изменение самого экономического базиса, появление новых международных реалий, необходимость разрешения проблем, приобретающих важное внутригосударственное и международное значение. Появление государственно-монополистического капитализма породило проблему национализации, что в свою очередь затронуло дотоле незыблемый принцип «священности и неприкосновенности» частной собственности. В конституциях появляются статьи, оговаривающие возможность отторжения государством частной собственности (национализации). Развитие международных отношений усилило значение проблемы соотношения международного и внутригосударственного права, а появление региональных или иных замкнутых экономических группировок государств — появление норм, предоставляющих государству право вступать в подобные группировки и ограничивать свой суверенитет в пользу таких сообществ. Проблема охраны окружающей среды, сохранения национального и культурного наследия, урбанизация получают свое закрепление в конституциях последнего времени. В то же время, несмотря на коренные изменения реалий материального мира, многие положения западных конституций остаются неизменными на протяжении уже двух веков их существования. Более того, часто принимаемые «новые» основные

законы таковыми являются лишь формально, но не по содержанию. а заимствование, иногда даже дословное, материала из «старых» конституций не так уж редко, особенно для стран, освободившихся от колониальной зависимости.

Содержание зарубежных конституций весьма обширно. В то же время их нормы могут быть сведены к трем основным блокам регулирования: права и свободы граждан или, точнее, правовое положение личности; закрепление структуры и порядка функционирования органов государственной власти, их взаимоотношений; учет развития региональных и универсальных норм международного права.

1.    Создание и принятие Конституции США 1787 года

Формирование США, как независимого госу­дарства, занимает сравнительно небольшой ис­торический отрезок времени. С момента образо­вания на территории современного государства первых английских переселенческих колоний в первой половине XVII века и до юридического оформления США в единое федеративное государ­ство после принятия Конституции в 1787 году прошло чуть более полутора веков. Но именно в тот период были заложены основы американской государственности, созданы предпосылки для появления на свет юридического документа но­мер один в истории Соединенных Штатов Америки - Конституции 1787 года.

Процесс ее разработки неотделим от истории борьбы за государственную независимость, свободу и объединение штатов в единое госу­дарство. А воплощением в ней традиции закла­дывалось еще первыми поселенцами, принесшими на новые земли идеалы естественного права, английское “общее право”, суд присяжных за­седателей и другие прогрессивные правовые ин­ституты того времени, ставшие первоосновой при формировании колониальных органов управ­ления. Так, уже в период становления первых колоний, непременным условием считалось при­знание свободы религии, невмешательство вла­стей в дела культа, право граждан выбирать должностных лиц, носить оружие, создавать по своей воле военные отряды, участвовать в на­логообложении и т.д.

С течением времени, в процессе укрепления ко­лоний и их борьбы за независимость, зарож­дается и развивается специфическая американ­ская практика компромиссов, сыгравшая впо­следствии решающую роль в процессе принятия Конституции 1787 года. Суть ее состояла в том, что при совместном рассмотрении политических вопросов штатами нередко принимались компромиссные решения, отвечающие, в первую очередь, соображениям рациональности и практической пользы для сто­рон (даже если эта “польза” вступала в про­тиворечие соображениям существующей морали).

Например, традиционно республиканский, про­мышленный Север пошел на военный союз с рабо­владельческим, плантаторским Югом, когда этого потребовали интересы борьбы с британ­ским господством. В ходе совместной вооруженной борьбы за неза­висимость, длившейся с 1775 по 1783 год, и превратившейся в, своего рода, буржуазную ре­волюцию, ликвидировавшую многие феодальные пережитки, штаты прошли путь от добровольного военного союза до конфедерации, созданной в 1781 году.

Необходимо отметить, что в этот период были созданы юридические документы, оказавшие влияние не только на ход событий того вре­мени, но и на развитие американских демокра­тических традиций в будущем. Это, прежде всего, Декларация независимости Соединенных Штатов 1776 года, главным автором которой яв­ляется Т. Джефферсон, а также Статьи Конфеде­рации 1781 года, ставшие фактически первой Конституцией образовавшегося межгосударствен­ного союза. Нельзя не вспомнить в этой связи и о первом проекте федерации, созданном еще в 1748 году Б. Франклином.

Все эти документы в большой степени оказали влияние на содержание Конституции 1787 года. Таким образом, заклады­валась ее юридическая база. А тем временем необходимость принятия новой Конституции в процессе существования конфедерации стано­вится все более очевидной. Время показало низкую жизнеспособность и уязвимость этого государственного образования. Экономические потребности стремительно разви­вающегося капитализма, внутренние и внешнепо­литические интересы страны требовали создания более прочного союза, который мог бы обеспе­чить единое экономическое пространство, об­легчить движение товаров, колонизацию новых земель, укрепить ее обороноспособность, под­нять международный авторитет.

Слабость цент­ральной власти таила в себе и другую опас­ность. Обострение социальной напряженности после окончания освободительной войны, недо­вольство в армии и народе политикой, проводи­мой правительством Конфедерации, грозили взорвать страну изнутри. Власть понимала ограниченность своих возможностей противосто­ять этому взрыву. Политические перемены назрели, их необходимо было претворить в жизнь.

Правящими кругами было принято решение преодолеть приближающийся кризис путем изме­нения государственного устройства объединив­шихся колоний. В этом процессе сыграть ре­шающую роль была призвана новая Конституция, закрепившая федеративное устройство страны. Осуществление этих планов было поручено Учре­дительному конвенту, собравшемуся в 1787 году под председательством Д. Вашингтона. Непо­средственное участие в разработке текста Кон­ституции приняли ведущие юристы Америки и об­щественные деятели государства: Д. Медисон, Т. Джефферсон, Б. Франклин, А. Гамильтон и др.

Новая Конституция основывалась на трех источниках. Во-первых, на идеях французского Просвещения XVIII в., прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье. Во-вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое «оформление» в теориях Гоббса и Локка. В-третьих, на собственном историческом опыте молодых американских колоний и штатов, отраженном в идеях Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона  и других «отцов-основателей».

Имея столь солидную теоретическую базу,  Конституция не явилась «сухим» документом, понятным лишь избранным политикам – напротив, она сознательно написана простым и доступным языком, ведь, по мнению ее создателей, Конституция существует прежде всего для народа, а уже потом – для правительства, исполнителя воли последнего.


Конституция США отличается логичностью и ясностью построения, лаконизмом, без излишней детализацией.  Она состоит из 7 статей, разделенных на части (разделы).

Первые три статьи устанавливают формы власти: Законодательной (Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей), Исполнительной (Президент) и  Судебной (Верховный Суд).

Статья 4 определяет отношения между штатами, а также между штатами и федеральным правительством.

Статья 6 близка к ней по смыслу, поскольку характеризует природу и роль Конституции как « высшего закона страны».

Статья 5 предусматривает порядок дополнения и внесения изменений в Конституцию, а Статья 7 – порядок вступления Конституции в силу после ее ратификации 9 штатами, т.е. ¾ от 12 штатов (без отказавшегося участвовать в Конвенте Род-Айленда). В 1791 г. Конституцию дополнил «Билль о правах» (1-10 поправки), который гарантирует демократические права и свободы человека.


Анализ содержания Конституции позволяет выделить следующие принципы, определяющие политический строй и систему государственной власти США:


·        Верховенство власти народа и закона

·        Гарантии прав и свобод человека

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.