8 ноябре 1989 г. Бен Али вновь отказался удовлетворить просьбу «Ан-Нахды» о легализации. За лидерами исламистского движения было установлено наблюдение полиции, а их близкие подвергались допросам. В декабре исламисты в ответ на ужесточение политики правительства провели демонстрации, произошли столкновения с полицией. После победы в Алжире в июне 1990 г. Исламского фронта спасения на местных выборах тунисское правительство усилило преследование местных исламистов. В июне 1990 г. был запрещен «Аль-Фаджр», печатный орган «Ан-Нахды». В ноябре 1990 г. правительство объявило о раскрытии террористической группы, якобы связанной с «Ан-Нахдой». Были арестованы сотни исламистов и сочувствовавших им. Генеральный секретарь «Ан-Нахды» А.Муру категорически отверг обвинение его партии в терроризме, хотя и не исключил, что кто-то из группы и принадлежал к его партии. Кроме того, надо учитывать, что помимо «Ан-Нахды» в Тунисе действовали еще несколько исламистских организаций, хотя и значительно более слабых. В феврале 1991 г. группа исламистов, принадлежавших, как утверждала полиция, к «Ан-Нахде», напала на одно из отделений ДКО в столице. Последовали многочисленные аресты членов «Ан-Нахды». Р.Ганнуши, находившийся за рубежом, в марте 1991 г. призвал тунисцев к всеобщему восстанию против Бен Али. А.Муру и еще два члена исполкома «Ан-Нахды», оставшиеся в Тунисе, осудили нападение исламистов на отделение ДКО и «заморозили» свою деятельность в «Ан-Нахде». Возможно, по мнению издаваемого в Лондоне ежегодника «Средний Восток и Северная Африка», они поступили так под давлением властей. Бен Али якобы даже пытался убедить А.Муру и его сторонников сформировать «умеренную» исламскую партию, но потерпел неудачу. Испанский исследователь Х.А.Сайнс де ла Пенья предлагает свою версию: сам А.Муру пытался создать новую исламистскую политическую партию, соблюдающую тунисские законы, но столкнулся с недоверием правительства и угрозами исламистских радикалов. Однако основная трудность для него состояла в отсутствии поддержки со стороны слоев, представлявших собой социальную базу исламистского движения.
В конечном счете, в 1990 г. и особенно в 1991–1992 гг. по «Ан-Нахде» был нанесен сокрушительный удар, практически покончивший с ней на территории Туниса. С одной стороны, как было уже сказано, в 1988 г. – первой половине 1989 г. была упущена возможность включения исламистов на легальной основе в общественно-политическую жизнь страны, учитывая, что в этот период руководство «Ан-Нахды» всячески демонстрировало готовность уважать тунисское законодательство и намерение не допускать насилия. С другой стороны, если бы не разрушение структур «Ан-Нахды», то в свете событий в Алжире в 1990–1991 гг. – усиления агрессивности сторонников Исламского фронта спасения после их победы на выборах в местные органы власти, их победы в первом туре парламентских выборов 26 декабря 1991 г., чрезвычайной уязвимости такого небольшого государства, как Тунис, от внешнего фактора – неизвестно, как могла бы сложиться ситуация в Тунисе. Несомненно, произошло бы усиление влияния и активизация радикального течения «Ан-Нахды» и других радикальных организаций, что создало бы условия для координации действий и сотрудничества между алжирскими и тунисскими исламскими экстремистами. Это способствовало бы дестабилизации политической ситуации в Тунисе.
Важную роль в подавлении исламистского движения, раскрытии подпольной сети исламистов в вооруженных силах и органах безопасности сыграла эффективная деятельность спецслужб и органов правопорядка. Сам Бен Али имел богатый опыт работы в органах государственной безопасности (с 1964 г.). В 1964–1974 гг. он возглавлял службу безопасности вооруженных сил, в 1977–1980 гг. – службу национальной безопасности, которой вновь стал руководить с 1984 г. Его дважды повышали и в конце 1984 г. Бен Али стал государственным секретарем по вопросам национальной безопасности, а в октябре 1985 г. – министром национальной безопасности. В апреле 1986 г. Х.Бургиба назначил его также министром внутренних дел, сопроводив это назначение следующим комментарием: «У него крепкая хватка, и он сумеет удержать страну в руках».
Однако Бен Али понимал, что войну против терроризма, радикального исламизма нельзя выиграть лишь репрессиями. Ее можно выиграть, устранив условия, способствующие развитию исламизма – в сфере экономики, образования и религии. Везде, по его мнению, существует связь между экстремизмом и бедностью. Его взгляд разделяют многие исследователи. В частности, Ф.Хэллидей (Лондонская школа экономики) подчеркнул в 1990 г., что ситуация в Тунисе во многом зависит от того, сможет ли с иностранной помощью Бен Али оживить тунисскую экономику. В противном случае трудно будет противостоять оппозиции35. Успешное развитие тунисской экономики с 1989 г. в значительной мере способствовало ослаблению социальной напряженности и исламистского влияния. В 90-х годах правящий режим проводил политику, направленную на экономический подъем менее развитых в экономическом развитии регионов. Бен Али в сформированном 11 апреля 1989 г. правительстве предоставил выходцам из более отсталого южного региона почти треть министерских постов. Эта политика ослабляла оппозиционные настроения среди региональных элит.
Другим важным средством борьбы с исламизмом явились меры правительства в области школьного образования. По мнению президента, школьные программы, школы и университеты должны были быть очищены от религиозного фанатизма и «фундаменталистских преподавателей». Известно, что специально подобранные фундаменталистами тексты должны были «воспитать подрастающее поколение в духе неприятия иных культур и ненависти к ним… Педагоги-фундаменталисты… требовали презирать тех, кто придерживается обычаев других религий».
В начале 90-х годов занятия в университетах вошли в нормальную колею. Испанский исследователь Хосе Антонио Сайнс де ла Пенья отмечает большую роль в деисламизации системы образования министра образования М.Шарфи, бывшего председателя Лиги по правам человека. М.Шарфи заявил, что «исламисты занимают позиции, полностью противоречащие философии прав человека». А.Муру от имени «Ан-Нахды» потребовал отставки М.Шарфи, которого назвал атеистом, а его реформу антиисламской. Тревога исламистов была вполне объяснимой: в случае успеха реформы, иссяк бы основной источник пополнения рядов «Ан-Нахды».
В определенной степени стабилизации внутриполитической ситуации в Тунисе, изоляции исламистов способствовало возобновление диалога светских оппозиционных политических партий с правящим режимом в январе 1992 г. До этого они бойкотировали муниципальные выборы в июне 1990 г. и дополнительные выборы в парламент в 1991 г., так как Бен Али игнорировал их требование о проведении широкой реформы избирательной системы. Оппозиционные партии пошли на сближение с президентом лишь после того, как в декабре 1991 г. Бен Али обещал, что после консультаций с ними будут внесены изменения в закон о выборах в 1992 г.
Важную роль в борьбе правящего режима против исламистов сыграло подчеркивание им своей приверженности исламским ценностям, общественной и просветительской роли ислама, его роли в воспитании молодежи, причем с первых месяцев правления Бен Али. На предвыборных плакатах президент был одет в белую одежду хаджи: 8–11 марта 1988 г. он совершил «умра» – малый хадж в Мекку. Правительственные сообщения стали начинаться с обращения к Аллаху и заканчиваться цитированием Корана. Тунисские электронные СМИ с ноября 1987 г. регулярно передавали призывы к молитве. В прессе публиковались статьи о значении поста Рамадан. Возросло значение мечети Аз-Зейтуны, Высшего исламского совета, был воссоздан Зей-тунский университет. Поощряется изучение Корана. Как отметил Бен Али, принятые меры в области религии помогли многим мусульманам вернуться в лоно истинного ислама, порвать с исламизмом. Журналисту газеты «Монд», спросившему, не «льет ли на мельницу исламистов реабилитация исламистских ценностей», он ответил: «Следовало бы говорить не о реабилитации исламистских ценностей, а исламских или религиозных. … То, что вы называете реабилитацией исламистских ценностей, – лишь совокупность мер по выводу страны из трудной ситуации… Данные меры свидетельствуют об истинном уважении к исламу и признании его большой роли в истории нашей страны. Они позволили помешать многим мусульманам все более скатываться на экстремистские позиции. Тунисцы в целом – не фанатики».
Однако в 90-х годах в стране бросались в глаза и внешние признаки вестернизации. Пятница была практически рабочим днем. В некоторых магазинах можно было свободно приобрести спиртные напитки. Государственное телевидение предоставило канал для французских программ, где нередко демонстрируется обнаженное женское тело. Киноафиши рекламировали боевики и триллеры. Рекламировались сигареты «Мальборо».
После мощных ударов по структурам «Ан-Нахды» в начале 90-х годов она ушла в подполье. Время от времени полиция производит аресты сторонников исламизма. Центральное руководство находится за рубежом. Р.Ганнуши, которому Великобритания предоставила политическое убежище в августе 1993 г., в ноябре 1995 г. вместе с некоторыми тунисскими оппозиционными лидерами в эмиграции опубликовал в издаваемой в Лондоне арабоязычной газете «Аль-Хаят» призыв к возвращению демократии в Тунисе. В декабре 1996 г. Бен Али вновь подтвердил отказ легализовать «Ан-Нахду». Руководители «Ан-Нахды» отрицают связь с «Аль-Каидой», о чем утверждает тунисское правительство. В частности, Беннани, председатель Консультативного комитета «Ан-Нахды», заявил об этом по поводу ареста в середине января 2002 г. в Бельгии Т.Мааруфи, тунисца с бельгийским гражданством, по подозрению в принадлежности к «Аль-Каиде».
Приход исламизма к власти в Тунисе маловероятен, если учитывать только внутренние факторы. Они возрастают в случае воздействия внешних факторов – политического (победа исламизма в соседних арабских странах) или экономического (потрясения в мировой экономике).
исламский фундаменталистский ганнуши муру
Список источников и литература
1. Шаабан С. Тунис: путь к политическому плюрализму. Курс президента Зина аль-Абидина бен Али. – М., 1996, с. 52.
2. Ворончанина Н.И. Ислам в общественно-политической жизни Туниса. – М., 1986, с. 114.
3. Об идеологических взглядах А.Муру см.: Ворончанина Н.И. Ислам в общественно-политической жизни Туниса. – М., 1986, с. 126–127.
4. Гучетль Г.И. Демократизация в арабском мире: опыт Туниса и Сирии. – М., 1999, с. 71.
5. Современные африканские лидеры. Политические портреты. – М., 2001, с. 59.
6. The Middle East and North Africa 2004. L., 2003, с. 1080.
Размещено на
Страницы: 1, 2, 3