Рефераты. Африкано-азиатское направление во внешней политике АРЕ

На рубеже XX-XXI вв. наметилась интенсификация политики Египта в отношении двух крупных держав в регионе Ближнего и Среднего Востока – Турции и Ирана. Во второй половине 90-х годов существенно возрос интерес Каира к развитию отношений с Турцией. Это было вызвано укреплением турецко-израильских отношений, имевших целью перерастание в прочный региональный союз, что воспринималось Египтом не только как угроза его позициям в регионе, но и всему арабскому миру. В феврале 1996 г. Турция и Израиль подписали соглашение о военном сотрудничестве, предусматривавшее использование израильтянами турецкого воздушного пространства и турецких военно-воздушных баз. Это вызвало негативную реакцию в арабских столицах, в том числе и Каире, несмотря на заверения Анкары в том, что турецко-израильское военное соглашение не является стратегическим союзом и не направлено против арабских государств24. Кроме того, по напоминанию турецкой стороны, подобные соглашения, предусматривающие сотрудничество в сфере военной подготовки, на тот момент были заключены Турцией с 16 странами, в том числе и арабскими. В качестве оправдания своих действий в глазах арабской общественности Турция подчеркнула, что пошла на нормализацию отношений с Израилем только после того, как еврейское государство подписало мирные договоры с Египтом, Иорданией и палестинцами. Турция выразила готовность подписать аналогичные документы с любым пожелавшим того арабским государством.

Тем не менее акция Анкары была воспринята египетской стороной как желание создать в будущем мощный турецко-израильско-американский военно-политический альянс, способный нарушить баланс сил в регионе и серьезным образом уменьшить влияние Египта на ход событий на Ближнем Востоке. По мнению Египта, военное сотрудничество между Турцией и Израилем способствует новому витку напряженности на Ближнем Востоке, и подобные шаги вынуждают Египет принять ответные меры. Как заявил по этому поводу глава МИД АРЕ Амр Муса, Каир считает, что Ближнему Востоку нужны соглашения о мире, а не военные или стратегические альянсы, заключаемые к тому же в обход третьих стран.

Осложнение в середине и во второй половине 90-х годов отношений между Турцией и Сирией из-за спора о распределении вод реки Евфрат, неоднократных обвинений Анкары в адрес Дамаска о поддержке им Курдской рабочей партии (КРП), а также заключение турецко-израильского соглашения в военной области – все это не отвечало интересам Египта, который приложил дипломатические усилия для мирного урегулирования конфликта. В письме, которое направило МИД Турции участникам саммита ЛАГ в Каире в июне 1996 г., прозвучал призыв Анкары «не идти на поводу у Сирии» и «не принимать антитурецкого решения, которое может нанести значительный урон отношениям Турции с арабским миром». Примечательно, что вариант этого письма, направленный Египту и Иордании, носил более мягкий характер, что говорило об отношении Анкары к Каиру и Амману как к представителям умеренных сил в арабском мире, которые не допустят осложнения арабо-турецких отношений.

Арабские страны не заинтересованы в ухудшении отношений с Турцией, учитывая ее географическую близость к региону Арабского Востока, мощную армию, относительно развитую экономику, членство в НАТО, а также тесные связи с ЕС, позволяющие ей быть, по выражению ливийского лидера Муаммара Каддафи, «троянским конем» мусульманского мира в Европе. В 1996 г. арабские страны отказались включить Израиль в формируемую в регионе объединенную электрическую сеть, в то время как в отношении Турции данный вопрос был решен положительно, что, согласно ЛАГ, было обусловлено «тесными арабо-турецкими отношениями».

После оккупации Ирака войсками США и их союзников Египет и Турция координируют свои действия с целью сохранения стабильности в Ираке и недопущения его раскола. Каир приветствует улучшение и развитие турецко-сирийских и в целом турецко-арабских отношений, наметившееся в начале XXI в. после прихода к власти в Турции в 2002 г. Партии справедливости и развития (ПСР), ориентированной на тесное сотрудничество с арабским миром. В 2003 г. Турция обратилась в ЛАГ с просьбой предоставить ей статус постоянного наблюдателя в этой организации, дав понять, что в решении данного вопроса Анкара также рассчитывает на поддержку Каира.

Уровень египетско-турецких торгово-экономических связей на рубеже столетий оставался достаточно низким. Так, если экспорт из АРЕ в Турцию составил в 1995 г. 83 млн. долл., то в 2001 г. он и вовсе упал до 77 млн. В свою очередь турецкий импорт в Египет хоть и увеличился с 181 млн. долл. в 1995 г. до 244 млн. в 2001 г., но также не позволяет говорить о существенной интенсификации экономических отношений. Таким образом, темпы развития двусторонних экономических отношений уступают темпам активизации политического диалога. Египет заинтересован в развитии сотрудничества с Турцией, в частности, по вопросу экспорта египетского газа в Европу транзитом через ее территорию. В 2004 г. Каир и Анкара подписали соглашение о поставках египетского природного газа в Турцию, которое помимо этого предусматривает укрепление технического и экономического сотрудничества в сфере разведки нефти и газа, а также в области нефтехимического производства. В 1997 г. Египет вступил в межрегиональное интеграционное объединение «Исламская восьмерка», созданное по инициативе Анкары и имеющее целью развитие торгово-экономических связей между крупнейшими мусульманскими странами.

В какой-то степени опасениями по поводу возможного создания турецко-израильско-американского альянса, а также желания Анкары как можно скорее интегрироваться в институты ЕС объясняется налаживание во второй половине 90-х годов контактов между Египтом и Ираном, отношения с которым переживали серьезный кризис с 1979 г., когда в Тегеране победила исламская революция. На протяжении длительного времени Египет обвинял Иран в попытке «навязать арабским странам района Персидского залива свой гегемонизм, представляющий угрозу безопасности для всех арабов», и «распространить свое влияние в регионе, используя шиитскую мусульманскую доктрину».

Заметная активизация египетско-иранского диалога начала наблюдаться после избрания в 1997 г. президентом Ирана МохаммадаХатами, представителя умеренных сил в иранском политическом истеблишменте, настроенного на установление стратегического партнерства с арабским миром. Каир стал с меньшим подозрением относиться к Тегерану, после того как из политической риторики государственных деятелей Ирана исчез тезис об экспорте исламской революции. В свою очередь иранские власти уверяют арабские страны в том, что «шиитской угрозы Ближнему Востоку не существует». В декабре 2003 г. в Женеве состоялась первая за долгие годы встреча лидеров двух стран, президента Египта Хосни Мубарака и президента Ирана Мохаммада Хатами, в ходе которой стороны выразили стремление к восстановлению отношений в полном объеме, взаимному сотрудничеству в интересах мира и безопасности в регионе. Вскоре в январе 2004 г. Иран пошел на устранение одного из главных препятствий на пути к восстановлению дипломатических отношений между странами. Муниципалитет иранской столицы Тегерана переименовал улицу, носившую имя убийцы египетского президента Анвара Садата, тем самым «предприняв важный шаг к примирению Ирана и Египта». Требование переименовать улицу было выдвинуто официальным Каиром в качестве непременного условия для восстановления дипломатических отношений между странами. Негативное влияние на процесс нормализации двусторонних отношений оказал дипломатический скандал, разразившийся в конце 2004 г., когда АРЕ обвинила Иран в подготовке лиц с целью убийства видного египетского политического деятеля.

Несмотря на это, связи между двумя станами продолжают налаживаться, что выразилось, в частности, в заметной активизации на рубеже XX–XXI вв. торгово-экономического сотрудничества. В августе 2004 г. был создан египетско-иранский торговый совет с целью увеличения объемов товарооборота между двумя странами, функционирует египетско-иранский банк развития. В феврале 2005 г. в Тегеране был подписан меморандум о развитии сотрудничества в сфере водных ресурсов, столь важной для АРЕ. В соответствии с подписанным документом стороны договорились о формировании постоянного комитета сотрудничества двух стран по управлению водными ресурсами, а также об организации обмена группами специалистов, проведении совместных программ обучения и научно-технических семинаров. В функции нового комитета включены вопросы строительства плотин и дамб, систем орошения, управления подземными водами, поиск инвестиций для реализации проектов развития водных ресурсов и другие проблемы.

По мнению некоторых экспертов, Египет вполне может стать «воротами» для вхождения Ирана в торгово-экономическое пространство Африки. Вместе с тем уровень торгово-экономических связей между Египтом и Ираном существенно ниже уровня сотрудничества в этой области между Ираном и некоторыми другими арабскими странами, например, ССАГПЗ. Так, если в 1999 г. товарооборот Ирана с арабскими странами составил свыше 1,6 млрд. долл., то из них 922 млн. приходилось на долю ОАЭ, несмотря на то, что между этими двумя государствами до сих пор не урегулирован территориальный спор вокруг трех островов в Персидском заливе.

Важным направлением в международной деятельности Египта и Ирана является их участие в работе Организации Исламская конференция (ОИК) и ее специализированных учреждений. В АРЕ высоко оценивают вклад Ирана в исламскую цивилизацию, обе страны являются активными участниками межцивилизационного диалога между ОИК и ЕС. По мнению египетского специалиста Мухаммеда Селима, без активного взаимодействия АРЕ и ИРИ в рамках ОИК и без координирования действий по ее реформированию эта организация может со временем превратиться в малоэффективный форум для стран третьего мира.

В целом Египет и Иран занимают схожие позиции по целому ряду региональных проблем. Обе страны выступают за справедливое решение палестинской проблемы, суверенитет и территориальную целостность Ирака, необходимость проведения политических и экономических реформ в странах Ближнего Востока и Северной Африки, инициированных изнутри, а не извне. В то же время обе страны недвусмысленно заявляют о претензиях на лидерство в регионе Ближнего и Среднего Востока, обладают большим военно-техническим потенциалом по сравнению со многими другими странами Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки. При этом экономический потенциал Ирана превосходит египетский в силу наличия большего количества углеводородных ресурсов и развитой промышленности. Тегеран поддерживает инициативу Каира по превращению Ближнего Востока в зону, свободную от ядерного оружия. Обе страны координируют свои действия в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Египет, осознавая всю глубину военно-политических и экономических связей между Сирией и Ираном, не стремится стать главным союзником Тегерана в арабском мире, но в то же время использует постепенно налаживающиеся отношения для извлечения определенных выгод. Препятствием к установлению полномасштабных отношений является приверженность Египта принципам арабской солидарности и выполнение им резолюций ЛАГ, что, в частности, выражается в поддержке ОАЭ в их территориальном споре с Ираном по поводу трех островов в Персидском заливе – Большого и Малого Томба и Абу-Муса. По мнению Каира, египетско-иранским отношениям нужно время, чтобы вернуться в нормальное русло. В АРЕ ценят то, что «предпринимаемые иранским руководством шаги свидетельствуют о желании создать такие условия, при которых стало бы возможным восстановление двусторонних связей в полном объеме».

Особое значение для Египта имеют отношения с Китаем, постоянным членом СБ ООН, крупнейшей державой на азиатском континенте, из года в год набирающей экономическую и военную мощь. На рубеже XX-XXI вв. египетско-китайские отношения развиваются динамично. В мае 1996 г. состоялся официальный визит в Египет председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя, ставший первым визитом китайского лидера за три десятилетия. Его итогом стала поддержка Пекином мирного процесса на Ближнем Востоке ради достижения справедливого и всеобъемлющего урегулирования в регионе и идеи создания независимого палестинского государства. Лидеры стран Хосни Мубарак и Цзян Цзэминь высказались за отказ от политики угроз с применением силы и вмешательства во внутренние дела других государств, подтвердив необходимость решать все спорные вопросы путем переговоров и консультаций. Также Китай выступил в поддержку инициативы президента АРЕ о превращении Ближнего Востока и Африки в зоны, свободные от ядерного оружия. По итогам переговоров были подписаны соглашения о сотрудничестве между странами в экономической, научно-технической и образовательной областях, сотрудничестве в вопросах занятости. В сентябре 2004 г. АРЕ и КНР подписали ряд соглашений о сотрудничестве в сфере инвестиций и торговли, призванных интенсифицировать процесс вложения китайских капиталов в экономику Египта вкупе с использованием китайского опыта и технологий, а также увеличить объемы товарооборота между двумя странами и расширить экспорт египетских товаров в Китай.

Сотрудничество с Китаем оказывает стимулирующее влияние на расширение египетского экспорта в крупнейшую азиатскую страну, позволяет АРЕ увеличить сбыт товаров на обширных рынках КНР, перенять лучшее из накопленного Китаем опыта экономических реформ. Китай в начале XXI в. превратился в крупного торгового партнера Египта. Объем товарооборота между АРЕ и КНР превысил 1 млрд. долл., в то время как еще в 1999 г. он составлял примерно 700 млн. долларов, а в 1995 г. – всего 450 млн. долларов. Каир заинтересован в капиталовложениях Китая в египетскую экономику и видит в нем партнера, не увязывающего приток своих инвестиций в экономику АРЕ с состоянием дел в египетско-израильских отношениях, как это нередко делают Соединенные Штаты в силу своих тесных союзнических связей с Израилем или под давлением еврейского лобби США. Для Египта представляется важной позиция Китая как одного из постоянных членов СБ ООН по проблеме ближневосточного урегулирования. Пекин поддерживает позицию Египта по данному вопросу, и в частности, постоянно декларируемый Каиром принцип «мир в обмен на землю». Китай также рассматривается в качестве поставщика вооружений в АРЕ. В июне 1996 г. был подписан протокол о военном сотрудничестве между Египтом и Китаем, в соответствии с которым китайская сторона обязалась поставить на льготных условиях египетским вооруженным силам некоторые типы вооружений.

В отношениях Египта с Японией в целом преобладает экономическая заинтересованность. В 1999 г. стороны подписали соглашение о партнерстве, был создан бизнес-совет, главной задачей которого является углубление торгово-экономических отношений между двумя странами. В 2002 г. японский экспорт в АРЕ составил 500 млн. долл., в то время как египетский экспорт в Японию не превысил 69 млн. долл. Токио выделяет Каиру кредиты, в том числе и безвозмездные, для решения насущных проблем египетской экономики. В период с 1998 по 2002 г. Япония предоставила АРЕ кредитов на сумму 3,5 млрд. долл. Так, в частности, японской стороной финансируются проекты, направленные на обеспечение Египта водными ресурсами. Япония приняла активное участие в финансировании проекта строительства моста через Суэцкий канал в районе города Эль-Кантара. Весьма важным для Египта является также участие японского капитала в развитии туристической инфраструктуры АРЕ.

На рубеже XX-XXI вв. Египет активизировал свое участие в международных организациях в Азии. В 1999 г. Каир поставил свою подпись под Декларацией принципов, регулирующих отношения между государствами-членами Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), заложившей юридические основы системы азиатской безопасности. Она учитывает азиатскую специфику и многообразие государств региона и декларирует такие принципы отношений между странами, как уважение суверенитета, прав государств-членов СВМДА, неприкосновенность их территориальной целостности, невмешательство в их внутренние дела, мирное урегулирование споров, отказ от применения силы, необходимость экономического, социального и культурного сотрудничества, разоружение и контроль за вооружениями. Египет в качестве «партнера по диалогу» участвует в работе созданной в 1997 г. Ассоциации регионального сотрудничества стран кольца Индийского океана (АРССКИО), отдающей в своей деятельности приоритет вопросам торгово-экономического развития между странами Азии и Африки.

Таким образом, активизация азиатского вектора внешней политики АРЕ вызвана, с одной стороны, заинтересованностью экономического характера, а с другой, – соображениями политической целесообразности, усилившимися, по словам главного редактора влиятельнейшей египетской газеты «Аль-Ахрам» ИбрахимаНафие, после распада биполярной системы международных отношений в начале 90-х, и выраженными в стремлении поиска новых надежных партнеров перед лицом всемирной гегемонии США.

Список литературы


1)  Ахмед Ибрахим Махмуд. Министерство иностранных дел Египта. – Каир: Центр политических и стратегических исследований «Аль-Ахрам», 2003, с. 105

2)  Пульс планеты. Ежедневный бюллетень международной информации. 15.03.2004.

3)  KhaledDawoud. Bolstering a joint determination. // Al-Ahram Weekly. 6–12 April 2000. Issue № 476.

4)  Гашев Б.Н. Конференция стран КОМЕСА в Каире // Ближний Восток и современность. Сборник статей. Вып. 10. – М.: ИИИБВ, 2001, с. 70.

5)  ЭрастусМвенча. Знакомьтесь, КОМЕСА // Азия и Африка сегодня. 2005, № 4, с. 53.

6)  ЭрастусМвенча. Знакомьтесь, КОМЕСА // Азия и Африка сегодня. 2005, № 4, с. 54.

7)  Абдель Рахман Абдель Аль. Египетская дипломатия и проблемы разоружения в ООН. // Al-Siyassaal-Dawliya. Cairo, April 2001, Issue № 144, с. 58

8)  Пульс планеты. Ежедневный бюллетень международной информации. 15.04.1996.

9)  Пульс планеты. Ежедневный бюллетень международной информации. 01.03.2004.

10)           Ахмед Ибрахим Махмуд. Министерство иностранных дел Египта. – Каир: Центр политических и стратегических исследований «Аль-Ахрам», 2003, с. 108

11)           Мухаммед Сейид Идрис. Развитие египетско-иранских отношений. – Каир: Центр политических и стратегических исследований «Аль-Ахрам», 2002, с. 302.

Размещено на


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.