Рефераты. Афганская проблема в ирано-пакистанских международных отношениях в 90-ых гг. 20 – начале XXI вв.

В процессе пакистано-иранских контактов проявилось различие позиций сторон по одному из ключевых аспектов послевоенного урегулирования ситуации в Афганистане - в вопросе о сохранении военного присутствия США и их союзников в этой стране после разгрома основных вооруженных формирований движения "Талибан". Исламабад продолжил и продолжает активное сотрудничество с Вашингтоном и после крушения режима талибов, в том числе в вопросе о размещении международных миротворческих сил в Афганистане (при этом исключалось участие в них пакистанских воинских подразделений). Иранская же сторона считала возможным присутствие на территории Афганистана только наблюдателей ООН для отслеживания ситуации в стране.

Афганская проблема находилась в фокусе внимания высших государственных деятелей Пакистана и Ирана и впоследствии. Вместе с тем, как и на начальном этапе антитеррористической операции. Исламабад и Тегеран предпочли отодвинуть на второй план разногласия. Немалую роль в этом сыграло то, что процесс формирования государственных структур возрождаемого к мирной жизни Афганистана жестко контролировался западной дипломатией. Вполне определенные обязательства о невмешательстве во внутренние дела Афганистана наложила на Исламабад и Тегеран Кабульская декларация, подписанная 22 декабря 2002 г. высшими государственными деятелями шести сопредельных с Афганистаном стран, в том числе Пакистана и Ирана. Учитывая сложившуюся ситуацию вокруг Афганистана и исходя из интересов своих стран, руководители Пакистана и Ирана сосредоточили усилия на сотрудничестве по другим вопросам, особенно в торгово-экономической сфере.

В конце декабря 2002 г. президент ИРИ С.М. Хатами посетил Пакистан впервые после прихода к власти в этой стране военных во главе с П. Мушаррафом в октябре 1999 г. Переговоры на высшем уровне также впервые за предшествовавшие несколько лет были сконцентрированы на укреплении торгово-экономических связей, а не на региональных проблемах, так или иначе связанных с афганским конфликтом. Во время трехдневного пребывания главы Ирана в Пакистане были подписаны три соглашения и меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в таких областях, как автодорожное и железнодорожное сообщение, новейшие технологии, энергетика, образование и некоторых других. Особое внимание стороны уделили строительству газопровода Иран - Пакистан - Индия протяженностью 1400 км. Согласно прогнозам, Пакистан сможет обеспечивать свои растущие потребности в природном газе в основном за счет собственных ресурсов, в том числе благодаря вводу в эксплуатацию новых месторождений. Заинтересованность Исламабада в реализации вышеуказанного проекта определяется в первую очередь расчетами на доходы в 300-400 млн. долл. в год от транзита газа по пакистанской территории. Строительство газопровода укрепило бы также позиции Пакистана в отношениях как с Ираном, так и с Индией.

Совместное заявление глав двух государств, подписанное по завершении визита С.М. Хатами, было посвящено в основном взаимодействию Пакистана и Ирана в экономической сфере. Стороны подчеркнули намерение сотрудничать в восстановлении разрушенной войной экономики Афганистана. В то же время в совместном заявлении были опущены острые региональные проблемы, в том числе кашмирская. Между тем, согласно сообщениям пакистанских средств массовой информации, президент Ирана заявил о готовности Тегерана посредничать между Исламабадом и Дели в урегулировании кашмирского спора: иранская сторона проявила свое традиционное стремление дистанцироваться от противоречий между Пакистаном и Индией, стремясь избежать осложнения отношений с Дели.

Несмотря на активизацию политико-дипломатических контактов Исламабада и Тегерана, охватывающих также сферу экономических связей, объем товарооборота Пакистана с Ираном невелик: в 2002/03 ф. г. он составил 263 млн. долл., в том числе экспорт - всего 63 млн. долл. Основная статья импорта Пакистана из Ирана - нефть и нефтепродукты (более 2/3 общего объема ввоза). Традиционные статьи пакистанского экспорта в соседнюю страну - рис, пшеница, фрукты и некоторые другие виды продовольствия, строительные материалы, продукция легкой промышленности (включая хлопчатобумажные изделия) и т.д.

Небольшой объем пакистанского экспорта в Иран во многом вызван ставшими по существу регулярными запретами, вводимыми иранской стороной на ввоз сельскохозяйственной продукции вследствие ее несоответствия требованиям карантинной инспекции Ирана. Так, еще в 2000 г. был запрещен ввоз в Иран фруктов (главным образом манго и цитрусовых) и пшеницы. Несмотря на настойчивые усилия пакистанской стороны добиться снятия запрета на ввоз указанных товаров, решение проблемы затянулось. Аналогичная ситуация сложилась с реализацией подписанного еще в мае 1999 г. двустороннего соглашения об отмене двойного налогообложения - его вступление в силу задержалось на несколько лет. В целях стимулирования торгово-экономических связей пакистанские власти предложили Тегерану договориться о взаимном снижении верхней планки импортных тарифов до 10%, упрощении карантинных требований и т.д. Судя по всему, переговоры между сторонами и в этой сфере могут затянуться.

Иранский рынок особенно привлекателен для пакистанских экспортеров, поскольку перевозка товаров по связывающим две страны автомобильным дорогам позволяет существенно снизить транспортные расходы, возрастающие при доставке товаров в другие соседние страны по морю. Однако перспективы увеличения пакистанского экспорта в Иран в масштабах, обеспечивающих возможность сбалансировать товарооборот, ликвидировав хронический торговый дефицит, малоутешительны. Несмотря на активизацию пакистано-иранских контактов на высоком уровне, продолжается стагнация экономического сотрудничества между двумя странами, проявляющаяся в первую очередь в сфере торговых связей. Выбор пакистанских товаров, пользующихся спросом иранской стороны, ограничен. В тех же товарах, поставку которых Исламабад мог бы нарастить, Тегеран не заинтересован. Остаются расчеты на компенсирование огромного дефицита в торговле с Ираном за счет доходов от транзита иранского газа в Индию - одного из факторов, определяющих заинтересованность пакистанских властей в строительстве газопровода Иран - Пакистан - Индия.

Однако для индийской стороны прокладка газопровода из Ирана через территорию Пакистана оказалась неприемлемой. Дели, несмотря на потепление отношений между двумя странами, мотивировал свой отказ участвовать в проекте сомнением в способности пакистанских властей обеспечить безопасность газопровода. Из-за жесткой позиции Дели, Исламабад и Тегеран договорились изменить маршрут прокладки будущего газопровода, исключив участие Индии. Новый вариант проекта предполагает строительство газопровода из Ирана в Пакистан, его стоимость оценивается в 1,8 млрд. долл. В то же время власти Пакистана не оставляют попыток убедить индийскую сторону принять участие в осуществлении одного из трех проектов - строительства газопроводов Иран - Пакистан, Туркменистан - Афганистан - Пакистан и Катар - Пакистан.

В число приоритетных задач политики Пакистана на афганском направлении входит обеспечение условий для создания трансафганского транзитного коридора, обеспечивающего государствам Центральной Азии выход к пакистанским морским портам. В этом заинтересованы и центральноазиатские республики, стремящиеся преодолеть свою территориальную континентальную замкнутость. Для молодых государств, особенно Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, пролегающий по территории Афганистана и Пакистана транспортный коридор может стать кратчайшим путем к южным морям. Центральноазиатские республики, Пакистан и Афганистан подписали несколько двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве в сфере транзитного сообщения. Однако многолетний конфликт в Афганистане помешал их осуществлению.

В 2002-2003 гг. власти Пакистана вложили немало средств в ремонт и модернизацию автомобильных дорог, связывающих афгано-пакистанскую границу с Кабулом. Восстановлено движение через Салангский тоннель, связывающий северные провинции Афганистана с центром. Вопрос о транзитной торговле между Таджикистаном и Пакистаном обсуждался во время переговоров президента Э. Рахмонова в Исламабаде в мае 2004 г. Таким образом создаются предпосылки для создания транспортного коридора Центральная Азия - Афганистан - Пакистан. Вместе с тем политическая ситуация в Афганистане остается сложной, огромные средства необходимы для возрождения дорожной системы страны.

Иран значительно опережает Пакистан в сотрудничестве с государствами Центральной Азии в области транспорта и в развитии торгово-экономических связей в целом. В мае 1996 г. была введена в эксплуатацию железнодорожная линия Теджен (Туркменистан) - Серахс (населенный пункт на туркмено-иранской границе) - Мешхед, обеспечившая государствам Центральной Азии выход к Персидскому заливу. Наряду с Туркменистаном, к использованию нового маршрута подключились другие центральноазиатские республики. Так, в 2002 г. Узбекистан перевез по трансиранскому железнодорожному коридору 500 тыс. т грузов.

В июне 2003 г. в Тегеране состоялись переговоры президентов Ирана, Узбекистана, Афганистана и Таджикистана о развитии связей в области транспорта. Были подписаны два трехсторонних соглашения, предусматривающие создание транзитных коридоров грузоперевозок по маршрутам: Термез (Узбекистан) - Хайратон (Афганистан) - Мазари-Шариф - Герат - ирано-афганская граница - иранские порты в Персидском и Оманском заливах и Нижний Пяндж (Таджикистан) - порт Ширхан (Афганистан) - Кундуз - Мазари-Шариф - Герат - афгано-иранская граница - иранские морские порты19. Между тем ранее Ташкент проявлял заинтересованность в создании афгано-пакистанского транспортного коридора для выхода к морским портам Пакистана. Однако руководители двух центральноазиатских республик, не отвергая возможность использования афгано-пакистанского маршрута для грузоперевозок в будущем, предпочли договориться о транзите товаров через те афганские провинции, властям которых удалось обеспечить относительно стабильную военно-политическую ситуацию.

Укрепление сотрудничества между государствами Центральной Азии и Ираном не может не вызывать беспокойства пакистанской стороны, в свое время рассчитывавшей на широкое развитие связей с южными постсоветскими республиками, в первую очередь, в торгово-экономической области. Вместе с тем, Исламабад не имеет возможности соперничать с Ираном на рынках республик Центральной Азии, ухудшение же отношений с Тегераном противоречило бы интересам Пакистана, особенно ввиду сложной внутриполитической обстановки. Существующий уровень отношений между Пакистаном и Ираном, важным компонентом которых являются активные контакты по актуальным для сторон региональным проблемам, скорее всего, сохранится и в ближайшей перспективе.

пакистан иран афганский урегулирование


Список литературы


1.                В.А. Ушаков. Иран - Афганистан: сближение или противостояние (вторая половина 1999-2001 гг.). - Афганистан на переходном этапе (сентябрь 2001 - июнь 2002 г.).М., 2002, с.162-163.

2.                Н. Мамедова. Изоляция Ирана не состоялась. - Независимая газета, 03.07.2002.

3.                Народное слово (Ташкент), 19.06.2003.

4.                Афганистан и сопредельные страны. М., 2003, с.15-16.

 A


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.