Создавая нормативные установки, человечество преуспело в наращивании количества, но не качества. Стоит только какой-нибудь группе людей, объединенных общим интересом, углядеть некое зло, искоренимое, по их мнению, законодательным путем, как над нами нависает опасность изобретения нового сложного и заковыристого правового акта [7 C.181].
1.2 Система управления через призму Законов Мерфи
Из всех существ, добивающихся компетентности в своем взаимодействии с миром, люди являют собой наиболее интересную разновидность, поскольку они обладают исключительной способностью изменять среду своего обитания. С усложнением процессов используемые материалы и оборудование стали более сложными, а последствия для окружающей среды — более серьезными. И так оно происходит во всех сферах, где человек выступает со своим новаторством. Проблемы требуют решений, а решения тоже представляют собой проблемы, требующие решений [7 C.186].
Принцип Накопления Грязи по Питеру гласит: «Чтобы вычистить одно, приходится выпачкать что-нибудь другое; но можно испачкать все что угодно и ничего при этом не вычистить».
Рассмотрим поподробнее управленческий миф.
Управление — это акт воздействия на индивидуумов, позволяющий направлять течение дел на предприятии или в организации. При хорошем управлении этот акт выполняется таким образом, что достигаются положительные результаты. При плохом управлении результаты оказываются отрицательными — причем для любой организации, будь то фирма, школа, церковь, общественный клуб, спортивная секция, политическое объединение, домохозяйство или семья.
Следствие 20: В иерархии возможности компетентного подчиненного управлять некомпетентным начальником превосходят возможности некомпетентного начальника управлять компетентным подчиненным.
Компетентный управляющий финансирует, подбирает штаты, организует, контролирует, поддерживает контакты с людьми, отделами, другими организациями. Некомпетентный управляющий, делая то же самое, не умеет, увы, внести в свою деятельность руководящей идеи, необходимой для достижения успеха. Случается, что управляющие компании скрупулезно расписывают задачи, вычерчивают схемы административной подчиненности с четким определением полномочий каждого звена и выполняют все возложенные на них обязанности, но как только внутри страны или за рубежом появляется фирма конкурент, начинающая действовать в совершенно новом направлении и выбрасывающая на рынок продукцию пооригинальнее или более высокого качества, как все это тщательное управление оказывается никчемным.
Управление – это не замена руководству. Многих называют руководителями, потому что они стоят во главе команды или находятся на вершине пирамиды, а это одно из значений слова «руководитель». Но пребыванием впереди или наверху определяется только местоположение, а отнюдь не другие качества, без которых нет руководства. Есть существенная разница между положением облеченного полномочиями и положением руководителя. Руководители, отличаются особым свойством руководителей - чем выше они поднимаются, тем дальше видят: чем больше они знают, тем оригинальнее мыслят и тем меньше вероятность, что они станут повторять действия других.
Следствие 21: Колледж не может обеспечить компетентность, он может обеспечить диплом.
«Все теории управления превращаются в заговор против хорошего управления и в основном только прикрывают срам управляющего», - верно подметил Т. Джордж Харрис.
Руководство — это видение перспективы, а управлять — значит следить за ходом событий. Бывает, что способности к тому и другому объединяются в одной личности, но нередки случаи, когда с выдвижением компетентного управляющего на пост руководителя мы наблюдаем действие Принципа Питера в кругу высших должностей.
Люди в большинстве своем упорно стараются добраться до той ступеньки на лестнице успеха, где, как они надеются, их ждут счастье, уважение и достаток. Но те, кому успех представляется достижимым лишь на лестнице свершений, часто оказывались разочарованными и несчастливыми. Поглощенные процессом восхождения, они все свои взоры приковывали к очередной ступеньке и не в состоянии были оценить вид, открывавшийся оттуда, где они уже находились. Чувство удовлетворения, которое они испытывали, взобравшись на новый уровень, длилось недолго, потому что тут же они приступали к борьбе за следующую ступеньку.
Следствие 24: Способности потенциально компетентного человека временем разрушаются, тогда как потенциально некомпетентная личность поднимается до уровня, где этот ее потенциал реализуется полностью.
Те, кто поднимался до уровня, на котором они обнаруживали возможности для самореализации, и задерживались здесь на длительный срок, а потом двигались дальше за счет лучшего исполнения своей работы, да при этом еще усваивали приносивший им удовлетворение образ жизни,— вот кто добивался успеха в самой полной мере [9 C.265].
Как сказал Генри Дэвид Торо: «Почему нам надо так отчаянно гнаться за успехом, так отчаянно стараться? Если человек шагает не в ногу со своими спутниками, это, может быть, потому, что он слышит бой другого барабана».
Группа британских ученых, исследовавших характер вероятности мерфологии, опросив тысячу человек, смогла записать закон Мерфи в виде математической формулы:
R=((U+C+I)*(10-S))/20*A*1/(1-sin(F/10)),
в которой R - вероятность того, что судьба «подложит вам свинью» при выполнении вами некоторой задачи, характеризующейся следующими переменными:
U - срочность задачи
C - её сложность
I - важность задачи
S - ваша квалификация в данной области
F - частота, с которой вам приходится решать эту задачу
A - эмпирический коэффициент вашей раздражительности
Поскольку формула - всего лишь результат наблюдений за живыми людьми, то и коэффициенты в ней выставлялись согласно личному мнению экспертов. Каждая переменная может варьироваться от 0 до 9, а коэффициент A установлен в 0.7. Естественно, что в таких условиях существует вероятность ошибки, ведь авторы формулы не в состоянии доказать её истинность. Как гласят постулаты большого пальца: «Лучше решить проблему приблизительно и знать правду с точностью плюс-минус 10%, чем добиваться абсолютно точного решения и при этом вообще не знать правды» и «Легко постигаемая и приемлемая ложь полезнее сложной и непонятной истины». Но важность её в другом: опираясь на такую экспертную оценку, можно сформулировать практически полезные советы желающим минимизировать влияние на себя закона Мерфи. Во-первых, если вашей квалификации недостаточно, откажитесь от решения задачи. Во-вторых, если задача слишком сложна или требует срочного выполнения, найдите простое решение. В-третьих, если процесс решения задачи раздражает вас, будьте уверены, что вы знаете, как именно она решается. И, в-четвертых, удачи вам![5]
Помимо практических советов, для желающих минимизировать влияние на себя закона Мерфи, можно сформулировать полезные советы, для желающих обратить закон Мерфи в свою пользу:
1. Никогда не ходи по офису без какой-либо бумажки в руке (закон Скотта о бизнесе).
2. Если вы получили два взаимоисключающих приказа – исполняйте оба (второй закон Бринтналла).
3. Никогда не давайте понять своему начальству, что вы умнее его (первое правило неполноценности начальства).
4. Покинув офис, двигайся быстро. Это сведет к минимуму количество вопросов со стороны начальство и подчиненных (8 правило Спарка для менеджера).
5. Все приказы отдавай устно. Никогда ничего не записывай, чтобы потом нельзя было доказать, что это твой приказ (10 правило Спарка для менеджера).
Первый миф науки управления состоит в том, что эта наука существует, - шутят специалисты по управлению. Эта шутка известна под названием "закон Хеллера". Вообще об управлении имеются множество шуток, книг, оформленных как научные трактаты. Можно даже подумать, что деятелям управленческой науки нечего делать, вот они и шутят [1 C.116]..
На самом деле ситуация прямо противоположная. Проблемы, с которыми сталкиваются сейчас специалисты по процессам управления, настолько сложны, что их решение находится за гранью возможностей человеческого интеллекта, а в математике и других науках отсутствуют методы, которые могут быть применены в решении возникающих на практике задач. Как гласит закон Джоунза: «Если у человека дела идут очень плохо, но он улыбается, это значит, что он знает, на кого свалить вину». Вот и приходится шутить, скрывая неуверенность перед нарастающей трудностью, тем более, что короткая, остроумная, афористичная фраза может оказаться точнее и результативнее целой теории, описанной на многих сотнях страниц. Часто такие афоризмы открывают понимание тенденций развития управленческих процессов, имеющих место во многих крупных организациях, например, закон Имхоффа: " Структура любого бюрократического аппарата во многом напоминает зараженный бактериями бассейн – самые крупные выплывают наружу". Следствия из этого принципа таковы:
1. Руководитель стремиться увеличить число подчиненных, но не сотрудников (первая аксиома Паркинсона)
2. Руководители создают работу друг для друга (вторая аксиома Паркинсона)
3. Руководство всегда поручает работу тому, кто менее всего к ней пригоден (закон Корнуэлла)[4 C.11].
Уместно процитировать еще один такой афоризм: "Сложные проблемы всегда имеют простые, легкие для понимания неправильные решения"[1 C.193].
И все же содержание науки об управлении не сводится к шуткам и афоризмам. Сверхсложные задачи управления, в которые превращается строительство современных сооружений многотысячными коллективами, разработка и изготовление микропроцессорных систем, функционирование транснациональных компаний, успешно решаются - перечисление успехов науки об управлении можно было бы продолжить. А пока процессы управления настолько сложны, что можно использовать управленческий юмор. [1 C.68].
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОВ МЕРФИ В СОВЕРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Действие Законов Мерфи на практике на примере группы компаний Автоград
Это социологическое исследование является попыткой взглянуть на действие Закона Мерфи на практике. Оно было проведено в городе Тюмени в 2008 году, опрашивались люди, работающие в группе компаний Автоград без возрастных, половых и образовательных ограничений. Исследование проводилось индивидуально, каждому респонденту выдавался опросник, на котором он отмечал ответ, соответствующий его мнению.
В данном исследовании приняло участие 16 человек, что составило 100%. Из них 68% - это женщины, а остальные 32% - мужчины. Возраст респондентов колеблется, причем все с высшим образованием. Из них 62% являются служащими данной организации, 19% - управляющими и только 19% - рабочими, в частности, водителями.
Респондентам представлялась анкета, предназначенная для анализа выявления действия на практике Закона Мерфи (это принцип, состоящий в том, что если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается (происхождение неизвестно)). Опрашиваемые должны были в ходе данного исследования, состоящего из 15 вопросов с вариантами ответов, выбрать тот, который соответствовал их мнению или же написать свое мнение.
Страницы: 1, 2, 3, 4