Рефераты. Юмор как элемент компетентности менеджера проектов

Расслабившись, мы чувствуем себя лучше.

В хорошем настроении мы нравимся себе больше, а это поднимает нашу самооценку. Одно из характерных для уверенного в себе менеджера проектов качеств — открытость [2]. Замечайте хорошее в жизни и проекте — это поможет вам поддерживать членов команды в состоянии открытости и позитивном настроении. Исследование, проведенное в середине 1980-х гг., показало: 84% вице-президентов и директоров по персоналу считали, что сотрудники с хорошим чувством юмора более эффективно работают, чем люди, им не обладающие [7]. Юмор рассматривается в ICB как составная часть элемента «Снятие напряженности». Снятие напряженности — это способность чувствовать себя комфортно в данном окружении и ситуации.

Поддерживая хорошее настроение, менеджер проекта может увеличить шансы на создание позитивной рабочей атмосферы. Используя юмор как проактивный инструмент, менеджер проекта может поддерживать команду проекта и помогать ей сосредоточиться на задаче, которая должна быть выполнена.

Конечно, менеджеру следует с осторожностью выбирать время для шуток, поскольку в некоторые моменты отпускать смешные замечания или рассказывать анекдот неуместно. Однако он должен уметь с помощью юмора сделать так, чтобы команда чувствовала себя более энергичной и душевно спокойной. «Юмор может вызывать смех; как и интенсивные физические упражнения, смех увеличивает уровень серотонина и эндорфинов, которые вызывают чувство спокойствия и расслабленности. В более расслабленном состоянии люди работают более продуктивно» [4]. Важный элемент поведенческой компетентности ICB — это «Творческий подход». Быть творческим человеком — значит быть способным находить нестандартные решения и новые идеи. Для каждой команды важно обладать способностью к творчеству. Творческий подход повышает шансы на получение хороших результатов и может сделать работу более эффективной. Сегодня, когда мир переживает последствия экономического кризиса, компании, чтобы выжить, должны находить новые, инновационные пути, поэтому творческое мышление имеет большее значение, чем раньше. Творческие сотрудники могут увеличить шансы на успех проекта. Использование юмора — хороший способ уменьшить напряжение и стимулировать творческое мышление [7].

«Переговоры» могут быть сложными: люди в процессе принятия совместных решений часто переходят на эмоции, что затрудняет общение и достижение соглашения. Юмор может разрушить барьеры, даже несогласные друг с другом люди могут вместе посмеяться, и процесс переговоров станет более продуктивным. Использование юмора должно быть продуманным, неправильно выбранное время или неуместные замечания могут лишь создать дополнительную дистанцию между собеседниками и уменьшить шансы на успех. Хорошая стратегия — рассказать смешную историю о себе. Это покажет, что вы не относитесь к себе слишком серьезно, и создаст впечатление, что с вами легко работать, а это может облегчить ведение переговорного процесса. «После того как группа рассмеялась во время общения и напряжение снизилось, вполне возможно поговорить о болезненной теме» [1]. Начав с рассказа смешной истории, вы ослабите напряжение, возникающее в начале переговорного процесса.

Элемент «Конфликты и кризисы» связан со способностью разрешать конфликты и кризисы, которые возникают между людьми и сторонами, участвующими в проекте [2]. Когда возникает конфликт, важно, чтобы менеджер проекта всегда оставался в центре событий. Конфликт или кризис может повлиять на результаты проекта, и поэтому важно, чтобы менеджер проекта нес ответственность за возникающие споры. Он должен быть постоянно уверен в том, что цели проекта не подвергаются рискам. Менеджер проекта должен сохранять позитивный настрой в ходе решения этих проблем. Использование юмора в этом случае, так же как и во время переговоров, может облегчить поиск решения, устраивающего все стороны. Чтобы проявлять чувство юмора в конфликтах, кризисах и на переговорах, менеджер проекта должен уметь своевременно находить ответы, принимать во внимание чужой опыт, признавать, что, будучи в группе, люди острее чувствуют опасность, чаще надеются, испытывают неудовлетворенность и видят возможности [11]. Обращение к юмору также способствует формированию навыков, которые могут понадобиться менеджеру проекта в трудных ситуациях. «Этика» является важным элементом поведенческой компетентности. Этичность — это морально приемлемое поведение человека [2]. Используя юмор в качестве рабочего инструмента, менеджер проекта должен помнить, что между людьми существуют расхождения (половые, расовые, культурные различия, разные сексуальные предпочтения). Следует учитывать их, иначе шутки могут привести к обратному результату: члены команды проекта перестанут верить в менеджера. Более того, обиженные участники проекта могут сообщить о проблемах в вышестоящую инстанцию, и это поставит менеджера проекта в сложное положение.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЮМОРА КАК ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

Чтобы выяснить, воспринимается ли юмор как важный инструмент из арсенала менеджера проектов, было проведено исследование. В нем участвовали менеджеры проектов, программисты и тестировщики, корпоративные управляющие и другие люди, хорошо знакомые с теорией и практикой управления проектами (28% участников были менеджерами проектов, 11% — корпоративными управляющими, остальные являлись программистами, консультантами по обеспечению качества и опытными членами проектных команд). 70 из 84 участников посещали магистерские курсы по управлению проектами в Университете Исландии.

Респондентам была задана серия вопросов, связанных с темой этой статьи — поведенческой компетентностью по ICB; количество вопросов было сведено к минимуму, чтобы получить максимально полные ответы. Большинство из них относится к тем элементам компетентности, связанным с юмором, речь о которых шла выше. Целью исследования было выяснить, разделяют ли участники мнение, что юмор может использоваться в различных разделах поведенческой компетентности по ICB и считаться элементом «Глаза компетентности» IPMA. Всего в ходе исследования участникам нужно было ответить на 15 вопросов. Для 13 из них предлагались варианты ответов, два были открытыми. В ответе на последний вопрос участникам разрешалось выразить свою точку зрения на исследование в целом. Ответы респондентов были разделены в соответствии с профессиональным статусом последних на три категории: ответы менеджеров проектов, корпоративных управляющих и студентов, обучающихся по магистерской программе по управлению проектами в Университете Исландии. Опытные участники проектов также были отнесены к последней категории. Сначала нужно было указать свой пол, описать свою работу и дать определение юмора. Результаты ответа на вопрос о важных качествах менеджера проекта (четвертый) показали, что менеджеры проектов, участвовавшие в опросе, не ставят юмор на первые места, более того, фактически причиляют его к наименее важным качествам. На рис. 2 видно, что самым важным, согласно результатам опроса, участники считают способность к снятию напряженности. Респондентов попросили распределить различные качества по шкале от одного до десяти. Спокойствие, способность к снятию напряженности оказались одними из самых ценимых качеств, за ними следовал творческий подход, на третьем месте оказалась способность видеть общую картину происходящего.



Как показано на рис. 3, 78% респондентов считают, что юмор важен в управлении проектами. Если говорить о рабочей атмосфере, большинство участников исследования (98%) считают, что юмор может улучшить рабочую атмосферу в проектах (рис. 4).


Разница между ответами менеджеров проектов и других участников относительно рабочей атмосферы не выявлена. В шестом вопросе спрашивалось, может ли юмор увеличить шансы на успех проекта, и большее число респондентов (67%) согласились с этим. Обсуждая напряжение и улучшение настроения проектной команды, подавляющее большинство, или 92%, согласились, что и здесь юмор может помочь. Способность к творчеству важна во всех проектах. Члены команды хотят проявлять творчество в достижении своих целей, и юмор может способствовать этому. На рис. 5 показано, что 54% респондентов согласны с этим утверждением.

Умение вести переговоры — важная составляющая компетентности менеджера проектов, и чувство юмора может способствовать успешности этой деятельности. На рис. 6 показано, что большинство участников занимают нейтральную позицию по отношению к этому утверждению.



Что касается результатов относительно управления конфликтами (рис. 7), 52% респондентов согласились с утверждением о том, что юмор помогает их разрешению. В ответах на вопрос о том, важен ли юмор для мотивирования команды проекта, не наблюдалось различий между мнениями менеджеров проекта и других участников. Из рис. 8 видно: большинство участников опроса (83%) согласны с утверждением о том, что юмор может использоваться для мотивирования команд проектов.


Одним из самых трудных решений касательно структуры исследования было то, просить ли участников дать определение юмора, и если да, то как. Сначала это казалось неосуществимым, однако впоследствии было решено предложить свое определение юмора в исследовании: юмор — это способность здраво и позитивно смотреть на жизнь. Респондентам было предложено дать собственное определение юмора или выбрать сформулированное авторами исследования. Как видно из рис. 9, большинство участников выбрали авторское определение.


Что касается разницы между ответами мужчин и женщин, участвовавших в исследовании, результаты показали, что представители обоих полов придерживаются одинаковых взглядов на юмор в управлении проектами. Они одинаково оценили десять качеств из четвертого вопроса, по другим вопросам ответы представителей того и другого пола также были похожи. Это может означать, что и мужчины, и женщины считают: менеджеры проектов должны задействовать юмор в ежедневной работе. Можно было бы сделать выводы о различии чувства юмора у мужчин и женщин, однако это не входило в задачу данного исследования.

3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

По результатам исследования самым важным качеством менеджера проекта была признана способность к снятию напряженности. Интересно увидеть разницу между мнениями менеджеров проектов и других участников. Менеджеры проектов могут испытывать потребность быть спокойными, быть способными лучше работать и контролировать свои проекты. Для других участников важнее, чтобы менеджер проектов видел общую картину происходящего, мог контролировать проекты и обладал творческим подходом к работе. При ответе на вопрос, является ли юмор важным качеством, 98% респондентов согласились с тем, что менеджер проектов должен уметь видеть во всем хорошее, чтобы помочь команде поддерживать оптимистичный настрой и таким образом увеличить шансы на достижение целей. 98% респондентов считают, что юмор может создавать хорошую рабочую атмосферу. Возможно, причина этого в следующем: участники полагают, что умение смеяться во время работы минимизирует напряжение и создает необходимую атмосферу для увеличения продуктивности, и менеджер проекта может этим воспользоваться. В ICB говорится, что юмор должен использоваться в проекте, и похоже, что участники исследования согласны с этой мыслью. Менеджер проекта может при помощи юмора сплотить команду, стимулировать к творчеству и создать более спокойную атмосферу. В одном из ответов участник написал, что юмор — это «способность смеяться над собой и таким образом способствовать созданию позитивного рабочего окружения». Смеясь и заставляя смеяться других, менеджер делает рабочую атмосферу менее давящей, что увеличивает шансы на успех проекта. Что касается напряжения и улучшения настроения команды проекта, менеджер может использовать юмор, чтобы люди чувствовали себя на работе спокойно. 92% участников согласились с этим утверждением. Во всех проектах возникают стрессовые ситуации, и способность видеть смешное может помочь преодолеть стресс, позволяя команде проекта погрузиться в то, что важнее всего, — выполнение требований проекта. Только 54% респондентов согласились с тем, что юмор стимулирует творчество в проекте. Возможно, причина этого в следующем: некоторые участники считают, что способность к творчеству или есть, или нет, и поэтому трудно помочь человеку творчески раскрыться. Чувство спокойствия и отсутствие напряжения позволяет создать условия, необходимые для стимулирования творчества членов команды, что важно для проектов. Сотрудники, которые могут творить во время работы на проекте, чувствуют себя более счастливыми, а юмор может отвлекать людей от проблем и таким образом стимулировать творчество. Респонденты также не пришли к согласию в вопросе о том, дает ли юмор преимущества на переговорах. Возможно, они считают, что юмор может негативно повлиять на этот процесс. Он должен использоваться с осторожностью, т.к. даже умное или смешное замечание может оказать противоположный эффект и убить все шансы на успех переговоров. Юмор может использоваться для мотивирования членов команды, т.к. благодаря ему команду можно сплотить, создать чувство единства и близости, необходимые людям для эффективной совместной работы. Юмор может использоваться в управлении конфликтами, так же как и на переговорах, и даже более эффективно, поскольку эмоционально в конфликтах люди раскрываются больше. Менеджер проекта должен объединить противоборствующие стороны, стремящиеся к получению определенного результата, а затем создать ситуацию победы. Это означает, что он должен поддерживать позитивный настрой всех членов команды и убеждать людей в том, что нужно во всем видеть светлую сторону. Важно, чтобы юмор был добрым: менеджер проектов может легко увлечься и получить не тот результат, на который рассчитывал. Смешное замечание или рассказ о себе может растопить лед и помочь конфликтующим сторонам приступить к переговорам, но помните о том, что юмор может повредить, если его использовать неправильно.

Что касается мотивации, юмор может заставить людей чувствовать себя комфортно на работе. Они должны стремиться на работу, и их опыт следует заложить в основу деятельности компании в целом. Большинство людей хотят испытывать радость, работая в проектных командах, и получать удовольствие от достижения целей. Чувство спокойствия и счастья на работе может мотивировать людей добиваться больших результатов как индивидуально, так и в составе команды. Особый интерес представляет проблема определения юмора. Ни один из участников не согласился с утверждением, что использовать юмор — значит быть шутом. Менеджер проекта должен остерегаться того, чтобы к нему стали относиться как к клоуну или как к человеку, у которого отсутствует вкус, отпускающему шутки и замечания, негативно отражающиеся на его репутации. Вот некоторые из определений юмора, предложенных участниками: 􀁑 «Юмор — это способность смеяться над собой и умение создавать позитивное рабочее окружение»; 􀁑 «Способность видеть смешную сторону вещей даже в трудностях. Делает жизнь легче»; 􀁑 «Юмор — это когда все могут смеяться и делиться взглядами»; 􀁑 «Юмор — это радость, смех и легкость, которые появляются в маленьких или больших группах»; 􀁑 «В рабочих ситуациях юмор — это мощный инструмент, позволяющий снижать напряжение там, где могут возникать конфликты»; 􀁑 «Способность радоваться, рассмеяться или улыбнуться чему-то забавному»; 􀁑 «Способность поднимать настроение и видеть хорошее даже в трудных ситуациях». Из этих определений понятно, что давшие их участники согласны с тем определением юмора, которое мы привели. Обладать чувством юмора — не значит быть клоуном, бесконечно потешающим всех. Юмор — это здоровый и позитивный взгляд. Юмор — это способность видеть смешную сторону жизни, даже если жизнь кажется трудной. Юмор — это способность поднимать настроение, это большой запас энергии, который может создаваться в маленьких или больших группах. Все эти утверждения подчеркивают то, что было сказано в этой статье: юмор — это путь к созданию открытого окружения, в котором команда чувствует себя комфортно и которое повышает шансы на успех проекта. Исследование юмора дало ожидаемые результаты. Некоторые вопросы респонденты признали имеющими косвенное отношение к важности юмора, с некоторыми утверждениями не согласились. Также существует вероятность определенного влияния отрасли, в которой работает большое количество участников (IT). На достоверность результатов также могла оказать воздействие незначительность масштаба исследований. Повысить достоверность можно путем расширения масштаба исследований и привлечения к нему респондентов из разных стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея узнать больше о юморе в управлении проектами поначалу казалась простой в реализации, однако на протяжении четырех месяцев она постоянно претерпевала изменения. Сначала мы планировали посмотреть, как менеджеров проектов изображают в различных комических скетчах.

Затем исследование превратилось в сбор шуток о менеджерах проектов и выяснение у менеджеров, что они думают о собственном образе. Впоследствии исследование было сужено до рамок соответствия модели «Глаза компетентности» IPMA. После изучения поведенческой компетентности было решено выяснить, следует ли отнести к ней юмор. Имея на руках результаты исследований, подобные тем, которые получили мы, трудно не согласиться с тем, что менеджер проекта должен использовать юмор в ежедневной работе: в упражнениях, направленных на формирование команды, при ведении переговоров, демонстрации лидерских качеств и в итоге для достижения целей проекта. Менеджер проекта должен делать все, что в его силах, для того чтобы проектная команда чувствовала себя комфортно на рабочем месте. Если он может добиться этого, есть шанс, что команда действительно будет работать лучше и превысит ожидания, вследствие чего менеджер проекта также будет чувствовать себя хорошо.

Этот результат доказывает, что одна из целей менеджера проекта — сделать так, чтобы команда чувствовала себя комфортно, поскольку это значит, что организация или проект также будут успешными. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что юмор может быть включен в перечень элементов поведенческой компетентности «Глаза компетентности» IPMA. Было бы интересно провести более масштабное исследование юмора и посмотреть, каковы будут его результаты. Еще одним шагом вперед__ Вот некоторые из определений юмора, предложенных участниками: 􀁑 «Юмор — это способность смеяться над собой и умение создавать позитивное рабочее окружение»; 􀁑 «Способность видеть смешную сторону вещей даже в трудностях. Делает жизнь легче»; 􀁑 «Юмор — это когда все могут смеяться и делиться взглядами»; 􀁑 «Юмор — это радость, смех и легкость, которые появляются в маленьких или больших группах»; 􀁑 «В рабочих ситуациях юмор — это мощный инструмент, позволяющий снижать напряжение там, где могут возникать конфликты»; 􀁑 «Способность радоваться, рассмеяться или улыбнуться чему-то забавному»; 􀁑 «Способность поднимать настроение и видеть хорошее даже в трудных ситуациях». Из этих определений понятно, что давшие их участники согласны с тем определением юмора, которое мы привели. Обладать чувством юмора — не значит быть клоуном, бесконечно потешающим всех. Юмор — это здоровый и позитивный взгляд. Юмор — это способность видеть смешную сторону жизни, даже если жизнь кажется трудной. Юмор — это способность поднимать настроение, это большой запас энергии, который может создаваться в маленьких или больших группах. Все эти утверждения подчеркивают то, что было сказано в этой статье: юмор — это путь к созданию открытого окружения, в котором команда чувствует себя комфортно и которое повышает шансы на успех проекта. Исследование юмора дало ожидаемые результаты. Некоторые вопросы респонденты признали имеющими косвенное отношение к важности юмора, с некоторыми утверждениями не согласились. Также существует вероятность определенного влияния отрасли, в которой работает большое количество участников (IT). На достоверность результатов также могла оказать воздействие незначительность масштаба исследований. Повысить достоверность можно путем расширения масштаба исследований и привлечения к нему респондентов из разных стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея узнать больше о юморе в управлении проектами поначалу казалась простой в реализации, однако на протяжении четырех месяцев она постоянно претерпевала изменения. Сначала мы планировали посмотреть, как менеджеров проектов изображают в различных комических скетчах. Затем исследование превратилось в сбор шуток о менеджерах проектов и выяснение у менеджеров, что они думают о собственном образе. Впоследствии исследование было сужено до рамок соответствия модели «Глаза компетентности» IPMA. После изучения поведенческой компетентности было решено выяснить, следует ли отнести к ней юмор. Имея на руках результаты исследований, подобные тем, которые получили мы, трудно не согласиться с тем, что менеджер проекта должен использовать юмор в ежедневной работе: в упражнениях, направленных на формирование команды, при ведении переговоров, демонстрации лидерских качеств и в итоге для достижения целей проекта. Менеджер проекта должен делать все, что в его силах, для того чтобы проектная команда чувствовала себя комфортно на рабочем месте. Если он может добиться этого, есть шанс, что команда действительно будет работать лучше и превысит ожидания, вследствие чего менеджер проекта также будет чувствовать себя хорошо.

Этот результат доказывает, что одна из целей менеджера проекта — сделать так, чтобы команда чувствовала себя комфортно, поскольку это значит, что организация или проект также будут успешными. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что юмор может быть включен в перечень элементов поведенческой компетентности «Глаза компетентности» IPMA. Было бы интересно провести более масштабное исследование юмора и посмотреть, каковы будут его результаты. Еще одним шагом вперед может стать рассмотрение юмора как элемента для включения в «Глаз компетентности». В этом случае могло бы оказаться полезным исследование с участием сотрудников IPMA, позволяющее изучить их точку зрения на юмор в управлении проектами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Egan G. (1976). Interpersonal Living. Wadsworth Publishing Company, Inc., Belmont, CA.

2. IPMA (2006). ICB — IPMA Competence Baseline Version 3.0. — http://www.ipma.ch/Documents/ICB_V._3.0.pdf.

3. Jones Z. (2008). Finding Humor in Project Management. December. — http://www.pmforum.org/library/papers/2008/PDFs/Jones-12-08.pdf.

4. Lukey S. (2008). Why Every Organization Needs a Humour Resource Department. — http://www.smartnet.co.nz/events/2008/round1/docs/

Why-every-organisation-needs-a-Humour-Resource-Department.pdf.

5. Martin R.A. (2007). Humour and Mental Health. — http://www.rtresearchgroups.org/site/download/conf-docs/2007/2007_Rod-Martin.pdf.

6. McGhee P. (1999). Health Healing and Amuse System: Humour As Survival Training. Kendall / Hunt Publishing Company.

7. McGhee P. (2005). Using Humor to Boost Creativity. — http://www.laughterremedy.com/article_pdfs/Creativity.pdf.

8. MelanieF. (2008). How to Use Humor to Motivate Employees. — http://www.ehow.com/how_2255065_use-humour-motivate-employees.html.

9. Sultanof S.M. (1993). Humour Matters. — http://www.humormatters.com/articles/workplac.htm.

10. The Quotations Page (2005). http://www.quotationspage.com/quote/26753.html.

11. Forester J. (2004). Critical Moments in Negotiations: On Humor and Irony, Recognition and Hope. —http://courses.cit.cornell.edu/practicestories/documents/samples_planning/OnHumorAndIrony.pdf.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.