Рефераты. Взаимоотношение полномочий в социальной работе

Органы государственной власти в целях контроля за исполнением делегированных полномочий вправе:

— запрашивать необходимую информацию от органов и должностных лиц местного самоуправления о выполнении переданных полномочий и целевом использовании средств;

— производить проверки деятельности органов местного самоуправления;

— назначать уполномоченных представителей для оперативного контроля за выполнением делегированных полномочий и за целевым использованием выделенных ресурсов;

— осуществлять методическую работу и координацию деятельности органов местного самоуправления по вопросам выполнения переданных государственных полномочий.

В законе, наделяющем органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, важно указывать:

— цель наделения;

— срок действия делегированных полномочий;

— дату начала осуществления;

— нормативы обеспечения материальными и финансовыми средствами;

— порядок и сроки передачи соответствующих средств;

— органы государственной власти, уполномоченные осуществлять материальное и финансовое обеспечение исполнения данных полномочий;

— органы государственной власти, уполномоченные осуществлять контроль за исполнением делегированных полномочий;

— сроки и перечень проведения подготовительных мероприятий, необходимых для организации и осуществления делегированных полномочий;

— порядок прекращения исполнения делегированных полномочий в случае их отзыва или истечения срока действия;

— критерии качества и эффективности осуществления делегированных полномочий;

— порядок отчетности органов местного самоуправления по осуществлению ими данных полномочий.

Прекращение исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они были наделены, осуществляется в случае истечения срока их действия. В случае невыполнения или невозможности выполнения органами местного самоуправления муниципального образования отдельных государственных полномочий, которыми они были наделены, указанные полномочия могут быть отозваны. Основанием для отзыва может являться взаимное соглашение органов местного самоуправления и органов государственной власти о необходимости отзыва соответствующих полномочий, а также заключение суда о неисполнении органами местного самоуправления полномочий, которыми они были наделены, вынесенное по обращению органа государственной власти, уполномоченного осуществлять контроль за исполнением полномочий. Органы местного самоуправления муниципального образования не могут быть признаны ответственными за неисполнение отдельных государственных полномочий, которыми они наделены в соответствии с законом, если суд установил, что исполнение указанных полномочий не было обеспечено необходимыми материальными и финансовыми средствами в соответствии с законом либо их исполнение было невозможно в результате решений и действий органов государственной власти.

Отзыв либо прекращение действия отдельных государственных полномочий устанавливается законом. По прекращении исполнения органами местного самоуправления муниципального образова­ния отдельных государственных полномочий представительный орган местного самоуправления в соответствии с законом, наделившим органы местного самоуправления указанными полномочиями, издает нормативный правовой акт, в котором определяются порядок и сроки возврата неиспользованных материальных и финансовых средств, подлежащих возврату.

Расходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение осуществления государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, учитываются в соответствии с номенклатурой статей бюджетной классификации Российской Федерации.

При утверждении бюджета уполномоченные органы местного самоуправления представляют органам государственной власти обоснование потребностей и расчет финансовых средств, необходимых для осуществления соответствующих государственных полномочий[5, С.12-13].

В случае, если расходы на реализацию отдельных государственных полномочий превысили размер переданных в местный бюджет финансовых средств, исчисленных исходя из действующих нормативов, органы местного самоуправления имеют право на получение компенсации дополнительных затрат. Для получения компенсации представительный орган местного самоуправления представляет уполномоченному органу государственной власти обоснование перерасхода финансовых средств и требование о возмещении дополнительных затрат на реализацию отдельных государственных полномочий. В случае неудовлетворения указанного требования спорный вопрос может быть решен в судебном порядке.

Органы местного самоуправления не вправе использовать материальные и финансовые средства, переданные им для осуществления государственных полномочий, не по целевому назначению.

Органы местного самоуправления и вышестоящие органы управления не обязательно Должны строить взаимодействие только на основе четкого разделения полномочий. По целому ряду текущих вопросов целесообразно использовать иные, более оперативные формы. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления без взаимной передачи полномочии друг другу должно строиться на принципах добровольности, законности, а также принципе повышения эффективности управления. Основными формами такого взаимодействия являются договоры, соглашения, а также участие в совместных комиссиях, комитетах, организациях, выполняющих общие задачи.

Если характер взаимодействия в определенной сфере требует детального определения прав, обязанностей и ответственности, а также связан с выделением материально-финансовых средств, предпочтительной формой взаимодействия является договор.

Если вопросы взаимодействия не требуют выделения дополнительных материально-финансовых ресурсов, помимо запланированных бюджетных и внебюджетных расходов целесообразно использовать форму соглашения.

Совместные комиссии, комитеты, рабочие группы создаются как для организации постоянного взаимодействия, так и на определенный срок для решения конкретных вопросов, например, для подготовки проектов договоров и соглашений и т.п. Договоры и соглашения подписываются главами исполнительных органов власти, но в ряде случаев, установленных законом, вступают в силу только после утверждения со стороны представительных органов власти и после их официального опубликования в средствах массовой информации.

Договоры и соглашения в обязательном порядке должны определять источники финансирования совместных мероприятий и иных актов взаимодействия государственных и муниципальных органов власти и устанавливать обязательства сторон по обеспечению материально-финансовыми ресурсами.

Заключение соглашений и договоров может использоваться для проведения социально-экономических экспериментов в рамках отдельно взятого субъекта федерации с тем, чтобы удачные экономические модели, инициативы, новшества распространять в рамках всей страны.

Среди перспективных сфер применения договоров и соглашений можно выделить:

— разработку и реализацию долгосрочных программ и планов социально-экономического развития территорий;

— решение вопросов, по которым четкое разделение или передача полномочий невозможна или не состоялась по различным причинам;

— урегулирование и предотвращение региональных конфликтов;

— урегулирование взаимоотношений внутри сложносоставных субъектов (краев, областей и входящих в их состав автономных округов);

— налаживание кооперации и взаимодействия между территориями и субъектами хозяйствования;

— изменение территориального устройства государства, укрупнение субъектов Российской Федерации;

— оптимизацию структуры органов исполнительной власти и совершенствование системы управления, например, наделение реальными функциями и полномочиями института федеральных округов[8, с.22].

В процессе реализации своих полномочий между членами организации, внутренней и внешней средой происходят на фоне конфликтов различного рода. Они возникают по самым разным поводам. Предметом конфликта может быть как материальное, так и духовное явление или процесс.

Конфликты преследуют организации буквально с самого зарождения человеческого общества.

Конфликтов в нашей жизни больше, чем даже можно представить. Очевидно, их нужно изучать и разрешать демократическими способами.

Проблемы конфликтов имеют как теоретический, так и актуальный практический характер. Учитывая это, в последние годы сформировалось целое научное направление – конфликтология, или наука разрешать конфликты.

В теории под конфликтом понимают столкновение (обострение противоречий) противоположных взглядов и позиций, несовпадающих интересов, действий лидеров, социальных групп, институтов и организаций, социально-экономических и политических систем.

Данное определение показывает, что конфликты различаются по уровням и субъектам участников. Обобщая, можно сказать, что конфликт представляет собой специфический тип социальных взаимоотношений, определяемый взаимодействием интересов, несовпадением условий удовлетворения потребностей людей. В этой связи конфликтологию еще можно определить как науку о закономерностях возникновения, развития и разрешения конфликтов, т. е. науку о согласовании и урегулировании различных социальных интересов в организациях.

Интересы — это убеждения, связанные со способом функционирования органов власти в обществе и организациях, стиль деятельности которых во многом определяет и стиль нижестоящих звеньев системы управления. Иначе говоря, интересы – это отношения, возникающие по поводу осуществления власти в организациях, устройства и функционирования управленческой системы в целом; а так же ее отдельных частей.

Несхожесть интересов является базой существования противоречий в обществе, обострение которых приводит к конфликтам и кризисным ситуациям. Конфликт возникает на основе кризисной ситуации, т. е. такого положения, которое указывает на возможность возникновения конфликта.

Кризисная ситуация, которая вызывается различием и противоположностью интересов, целей и ценностных ориентации различных субъектов политики. Неадекватное понимание и неверная оценка объективных интересов со стороны различных индивидуумов и групп власти и управления выступает субъективным фактором формирования конфликтных ситуаций. Источником конфликта могут быть и неправомерные притязания отдельных членов организации на осуществление властных полномочий. Таким образом, конфликт в организации могут порождать и субъект и объект управления.

Общественная жизнь сложна и многообразна. Она пестра множеством разнообразных конфликтов, которые не всегда играют только деструктивно-разрушительную роль в жизни общества. Они могут выполнять и конструктивно-стабилизирующие функции: борьба за преодоление отчуждения, сопротивление диктату командно-бюрократической системы управления и авторитарному стилю и т. д.

Даже самое незначительное обострение любых социальных противоречий способно вызвать конфликт и столкновение. На первый взгляд складывается впечатление, что несхожесть конфликтов между собой делает невозможным их группировку. Однако в конфликтологии существует довольно много подходов к классификации конфликтов.

Приведем один из возможных вариантов.

В основе классификации лежит объект конфликта:

1. Экономические конфликты, основанные на различиях экономических интересов. Отчуждение от собственности и результатов труда, всевозможные противоречия в организации труда, производства и распределения материальных благ являются предпосылкой возникновения и развития экономических конфликтов. Перечислим некоторые конкретные проявления конфликтов в сфере экономики. Прежде всего они делятся на две большие группы: внутри страны и международные. Внутригосударственные экономические конфликты проявляются в забастовках, стачках, требованиях индексации цен и зарплаты, конфликтах между производителями и потребителями продукции и других. Во внешних отношениях могут возникать межгосударственные экономические конфликты: «таможенные войны», эмбарго, проблемы по поводу выплаты долгов, борьба за сферы экономического влияния и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.