Освоение управленческих технологий начинается с типологизации управленческих ситуаций, поскольку их основные виды предполагают адекватные им формы и методы управленческой деятельности. Анализ состояния и поведения управляемых объектов, находящихся в ведении того или иного государственного органа (их подсистемы), к тому же в течение длительного времени, открывает возможность такой работы. Это простые, понятные и адекватные описания повторяющихся (ординарных), проблемных и экстремальных ситуаций, типовые (заранее смоделированные) управленческие решения и действия по ним; наборы модулей ресурсов, процедур и операций, применяемых при реализации последних. В зависимости от специфики государственных органов и управляемых объектов выделяют различные виды управленческих технологий: диагностирования, проектирования и реформирования соответствующих подсистем; информационные, внедренческие и обучающие технологии; по уровням управления - центрального, регионального и местного управления; разрешения социальных конфликтов (конфликтология), инновационного развития управляющих компонентов и др.
Существует несколько аспектов управленческой деятельности, где в современных условиях внедрение управленческих технологий крайне актуально. Прежде всего, это процессы прогнозирования, программирования, оценки и отслеживания общественного развития и, соответственно, реформирования организации и функционирования компонентов субъекта государственного управления. Нельзя же управлять, если нет исходных данных для этого. Обо всем, что происходит в рыночной экономике, тоже необходимо иметь своевременную, достоверную и полную информацию. Технология деятельности в этом направлении включает в себя: установление общих, унифицированных показателей, адекватно характеризующих соответствующие процессы; обеспечение должной согласованности, логики в систематизации таких показателей, чтобы они в целом давали реальную картину общественной жизнедеятельности (как исходную, так и предполагаемую); создание организационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации через все структурные подсистемы, звенья и их подразделения, вовлеченные в указанные процессы; применение идентичных методов, процедур и операций анализа и характеристики изучаемых и программируемых объектов; использование тождественных форм фиксации информационных материалов и другие моменты, свойственные рассматриваемому аспекту государственного управления.
Актуально использование управленческих технологий в практике программирования и планирования комплексного развития территорий. В условиях значительной самостоятельности разных органов государственной власти и местного самоуправления, сосредоточения основных экономических ресурсов в руках предпринимательских структур, включения множества управляемых объектов в решение соответствующих проблем без таких технологий нельзя сделать ничего серьезного. Нужны единые сроки и методики разработки предполагаемых мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях, отраслевых подсистемах и территориальных (общей компетенции) государственных органах, идентичные формы и показатели программных и плановых документов, взаимосвязанный, согласованный порядок прохождения и утверждения программ и планов, приемлемые процедуры рассмотрения спорных вопросов, определенные механизмы взаимоконтроля и т.д.
Современная общественная практика свидетельствует о развитии межотраслевых, межтерриториальных, проблемных целевых программ, разрабатываемых и реализуемых на различных уровнях - от международного (в рамках ряда стран), общегосударственного до местного. Она также требует адекватных управленческих технологий, способных придать деятельности в данном направлении должную организованность, необходимую регламентацию и эффективность.
В рамках всего государственного аппарата принимается и действует очень много управленческих решений как текущего, оперативного, так и перспективного, нормативного и стратегического характера. Почти всем должностным лицам приходится постоянно обосновывать различные варианты решений, изыскивать альтернативы ресурсного обеспечения и временной реализации, "состыковывать", согласовывать различные решения (и их положения) между собой, активно анализировать ход выполнения одних решений и учитывать его результаты при подготовке других, подводить итоги реализации, решений и снимать их с контроля, заниматься другими вопросами в этой объемной и ответственной сфере управленческой деятельности. Здесь особо нужны научно обоснованные технологии подготовки, принятия и реализации управленческих решений, начиная с унифицированного языка и кончая графическими формами конкретных документов. Все должно быть четко, ясно, последовательно и понятно как для тех, кто принимает решения, так и для исполнителей.
Слабым местом в государственном управлении остаются технологии контроля, связанные с непрерывным наблюдением над управляемыми процессами, их изучением, измерением и сравнением, объективным соотнесением их с управленческими моделями, выраженными в решениях, их нормах и требованиях. В этом аспекте большой интерес представляют технологии обратных связей, обеспечивающие достоверное отражение результатов управляющих воздействий.
Столь же значимыми являются и технологии организационных форм управленческой деятельности, ведь их результативность определяется несколькими условиями: административно-правовыми, связанными с компетенцией соответствующего мероприятия (что оно может?), организационно-функциональными, выражающимися в характере его подготовки и порядке проведения (готово ли оно и использованы ли его возможности?), социально-психологическими (заинтересованы ли участники в данном мероприятии?), физиологическими (каковы самочувствие участников, их способность выдавать и усваивать информацию?), техническими (обеспеченность средствами записи и фиксации информации) и т.д. Все это должно быть сведено в одну систему, внутренне согласовано и представлять собой организационную технологию, в частности, позволяющую получать желаемый интеллектуальный управленческий "продукт".
Управленческие технологии - это целое направление теоретических поисков и практических экспериментов. Их выдвижение на повестку дня вызвано объективным усложнением и удорожанием процессов государственного управления и одновременно усилением их роли (значения) в жизнедеятельности общества. Сегодня и в прогнозируемом будущем невозможно упорядочить управленческую деятельность и в целом систему государственного управления без разработки и освоения управленческих технологий по всем важнейшим аспектам организации и функционирования государственного управления. Причем речь идет не о придании новых наименований старым, бюрократическим процедурам и операциям, не о простом наполнении чиновничьих кабинетов современными электронными средствами, а о качественно новом осмыслении и реформировании определяющих проявлений государственного управления. Управленческие технологии, если они реально состоятся, должны вызвать глубокие преобразования во всем, что относится к данному системному общественному явлению. Помочь в этом может рациональное использование принципов государственного управления.
Общественные проблемы, которые сегодня признаются комплексными и системными, в том числе экономический кризис, неэффективность многих коммерческих компаний и государственных предприятий, политические кризисы, сотрясающие политические элиты государств СНГ, - большинство этих проблем имеют одну общую причину: плохую управляемость общественных, политических и бизнес-процессов.
По всей видимости, эта причина неочевидна управленцам и исполнителям, населяющим перечисленные социальные системы. Иначе трудно объяснить практически полное отсутствие интереса самих управленцев, широкой общественности и СМИ к технологиям управления и к повышению эффективности управленческой деятельности.
С сожалением приходится комментировать, что наука управлять в современном обществе выглядит как необязательная и скучная учебная дисциплина, которую изучают весьма поверхностно, формально и даже не столько изучают, сколько изображают ее изучение.
Необходимо отметить также и весьма низкий, можно сказать унылый уровень преподавания управленческих дисциплин в государственных и коммерческих ВУЗах. Дисциплины, которые преподаются студентам, представляют собой салат из концепций, подходов и философских построений, которые по большей части утратили актуальность 50-100 лет назад. Можно сказать, что современных студентов не обучают управлению, а дрессируют запоминать чужие мысли в форме обрывочных и лишенных связи друг с другом афоризмов и цитат.
Неудивительно, что получив такое, с позволения сказать, образование, управленцы часто не в состоянии даже понять ситуацию, в которой они оказываются. Стоит ли говорить о том, что они не располагают ни одной эффективной социальной технологией, которая позволяла бы целенаправленно изменять состояние социальных систем и инициировать управляемые процессы их изменения и развития.
Иными словами, если бы кто-то поставил себе целью разрушить систему подготовки управленцев и сделать практически все социальные системы неэффективно работающими, он не мог бы предложить лучшей стратегии, чем та, что успешно реализована в странах СНГ сегодня.
Понятие «социальная технология» остается для современных управленцев неизвестным и загадочным. Сама идея, что возможно целенаправленно изменять состояние социальных систем, зачастую является для них революционной. А когда речь заходит о том, что социальная технология не может работать, пока управленец не освоит необходимые инструменты управления, сознание управленца зачастую испытывает коллапс.
Мы воспитали поколение управленцев, сознание которых настолько нетренированно, что оно не может увидеть социальную систему как систему разнонаправленных процессов коллективной деятельности, сорганизованных друг с другом по некоему принципу.
Мы воспитали поколение управленцев, которые не могут усваивать сложные смысловые структуры и плохо себя чувствуют, когда возникает необходимость мыслить и осмысленно говорить о развитии социальных систем.
Мы воспитали поколение управленцев, которые могут быть всего лишь послушными функционерами, действующими в заданных кем-то рамках.
Возможно, в этом и состояла цель. Но почему мы должны работать на чью-то цель и жить в реальности, созданной кем-то другим?
Я полагаю, что пришло время для того, чтобы начать все сначала. Наступило время управленческой революции. Настала эпоха, когда социальным системам необходимо развитие, и, следовательно, управленцы, способные управлять развитием, становятся важнейшей составляющей социальных процессов современности.
Что такое социальная технология? Это последовательность операций, которые необходимо осуществить для того, чтобы привести управляемую социальную систему в целевое состояние.
Что такое состояние социальной системы? Это конфигурация релятивной сети (сети отношений, определяющих взаимодействия), которая обеспечивает заданный уровень эффективности коллективной деятельности. Поясним это. Взаимодействия субъектов внутри каждой социальной системы осуществляются по деловым и личным связям между ними: если нарисовать эту систему связей, мы получим релятивную сеть. В этой сети разными цветами можно нарисовать отношения подчинения, сотрудничества, обязанностей по отношению друг к другу и личной ответственности. От местоположения субъекта в этой релятивной сети зависит уровень его влияния на ситуацию, его роль в управлении системой и уровень материального вознаграждения, которое субъект получает от социальной системы. Суть в том, что для каждого множества субъектов можно выбрать множество вариантов релятивной сети, имеющих отличающиеся конфигурации, при которых возможна коллективная деятельность. Важно и то, что каждая возможная конфигурация релятивной сети делает возможным тот или иной уровень эффективности коллективной деятельности. Что же касается эффективности коллективной деятельности – это величина, которая может быть измерена. В формулу расчета эффективности необходимо включить все те результаты коллективной деятельности, которые важны для данной социальной системы. Договорившись о формуле, мы сможем сравнивать показатели эффективности, которые были до изменения в релятивной сети и после него.
Страницы: 1, 2, 3