Рефераты. Введение в специализацию Менеджмент

Введение в специализацию Менеджмент

Южно-Уральский Государственный Университет

Международный факультет

Кафедра (Международный менеджмент(

В.П.Гальетов

Учебно-методический комплекс по дисциплине

(Введение в специальность "Менеджмент( и специализации"

г.Челябинск

1999г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Фрагменты учебного плана и графика изучения дисциплины

1. Очное обучение

2. Заочное обучение

2. Программа дисциплины

2. Положение об итоговой аттестации

3. Список учебно-методической литературы

4. Рекомендации для студентов по изучению дисциплины

1. Контрольные вопросы для самоподготовки.

2. Темы самостоятельных работ (рефератов).

3. Рекомендуемая структура реферата.

4. Учебно-практическое пособие по дисциплине.

1. ФРАГМЕНТЫ УЧЕБНОГО ПЛАНА И ГРАФИК ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Очное обучение

|№ |Код |Наименование |Виды и объем контроля |Виды и объем нагрузки |Распределение по годам и семестрам, час |
| | |дисциплины | | | |
| | | |Экзаме|Зачет|Курс.|Контр.|Всего|Лекц|Практ|Самост| | | | | |
| | | |н | |раб. |работ,| |ии |ика |оят. |1 |2 |3 |4 |5 |
| | | | | | |рефер | | | |Работ | | | | | |
|1 |2 | 3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |13 |14 |15 |16 |17 |18 |19 |20 |
| | |Введение в | | | | |96 | | | | | | | |96 | | | | |
| | |специальность |- |1 |- |1 | |18 |34 |34 | | | | | | | | | |
| | |"Менеджмент" | | | | |40 | | | | | | | |40 | | | | |


[pic]

|1. УПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ И ДРУГИМ |лекции |практи-|самост. |
| | |ка |Работа |
|1.1.Управление собой (я как объект и субъект|5 |2 |4 |
|управления). | | | |
|Анализ ситуации управления собой в |0,5 | | |
|настоящем. | | | |
|Более сложная модель себя как организации |0,5 | | |
|Анализ ситуации внешнего управления |0,5 | | |
|Сотрудничество с другими исполнителями. |0,5 | | |
|Маркетинговый анализ ситуации управления |0,5 | | |
|собой | | | |
|Интегральная оценка своей «организации» |0,5 | | |
|Ситуация саморазвития меня как организации |0,5 | | |
|Изменения в ценностях жизни и деятельности |0,5 | | |
|Проектирование желаемой ситуации |0,5 |1 |2 |
|Разработка Программы реализации изменений|0.5 |1 |2 |
| | | | |
|Управление Другим человеком. |5 |5 |10 |
|Цель управления Другим. Процесс, |1 |1 |2 |
|методы-средства и результаты. | | | |
| Закономерные причины, дающие возможность |1 |1 |2 |
|управления Другим. | | | |
|Директивные методы управления: сильные и |1 |1 |2 |
|слабые стороны. | | | |
|Недирективные методы управления: сильные и |1 |1 |2 |
|слабые стороны | | | |
| Возможности демократических методов |1 |1 |2 |
|управления. | | | |
| | | | |
|Управление группой. |6 |10 |10 |
|Цели управления группой. Процесс, предмет, |1 |1 |2 |
|методы-средства и результаты. | | | |
|Закономерные причины, создающие возможность|1 |1 |2 |
|управления Группой. | | | |
|Директивные и недирективные методы |1 |1 |2 |
|управления Группой. | | | |
|Делократический метод управления группой.|1 |1 |2 |
|Отличие управления от менеджмента и | | | |
|руководства. | | | |
|Технология согласованной групповой работы. |2 |6 |2 |
|Процесс, предмет, методы, средства и | | | |
|результаты. | | | |
| | | | |
|2. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО |6 |6 |16 |
|ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА | | | |
|Изучение потребностей и возможностей |2 |2 |4 |
|Среды как деятельность менеджера: | | | |
| | | | |
|Среда как источник возможностей и |4 |4 |12 |
|ресурсов | | | |
|А) доступные ресурсы: |1 |1 |3 |
|других студентов и преподавателей; | | | |
|университета и других вузов города; | | | |
|библиотеки и другие фондов университета; | | | |
|кафедр и факультетских библиотек; | | | |
| | | | |
|Б) платные ресурсы университета и города: |1 |1 |3 |
|возможности для копирования литературы; | | | |
|возможности платных консультаций; | | | |
|другие возможности. | | | |
| | | | |
|В) риски, искушения и опасности в Среде. |1 |1 |3 |
| | | | |
|Г) Среда как пространство саморазвития |1 |1 |3 |
|менеджера. | | | |
| | | | |
| | | | |
|3. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИИ |3 |3 | |
|(разрабатывается другими преподавателями). | | | |
| | | | |
|Управление персоналом. |1 |1 | |
| | | | |
|Производственный менеджмент. |1 |1 | |
| | | | |
|Международный менеджмент. |1 |1 | |
| | | | |
|ВСЕГО ЧАСОВ ПО КУРСУ |18 |18 |34 |

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «МЕНЕДЖЕР»

1.1.Управление собой (я как объект и субъект управления).

1) Анализ ситуации управления собой в настоящем. Выявление объекта и субъекта управления. Оценка ситуации на основе анализа. Анализ действий собственного управляющего. Выявление предмета, процесса, результатов и средств управления собой. Оценка процесса и результатов управления.

1) Более сложная модель себя как организации: я-идеолог, я-политик, я- управляющий, я -исполнитель. Взаимодействие между сущностями в различных ситуациях. Оценка согласованности действий в ситуациях.

2) Анализ ситуации внешнего управления мной. Другие идеологи, политики и управляющие. Оценка их управления мной. Процесс и результаты внешнего управления. Средства внешнего управления.
Сотрудничество с другими исполнителями. Оценка взаимодействий и их результатов.
1) Маркетинговый анализ текущей ситуации: мои потребители и поставщики.

Мои отношения со Средой и их оценка.

5) Интегральная оценка своей «организации» методом ССВП: мои сильные и слабые стороны; возможности для моего развития; препятствия и угрозы для моего развития.

6) Ситуация саморазвития меня как организации : необходимые изменения.
Изменения в ценностях жизни и деятельности. Изменение в целях и средствах управления. Изменения в методах отстаивания ценностей. Изменения в методах решения жизненных и учебных задач.

7) Проектирование желаемой ситуации: мои отношения со Средой и внутри моей «организации». Сценарий оптимального взаимодействия моего управляющего и исполнителя между собой. Прогнозирование ожидаемых результатов и новых проблем.

8) Разработка Программы реализации изменений во мне и методах самоуправ-ления. Причины для изменений: проблемы устраняемые программой. Цель программы и ее задачи. Планирование своего изменения как последователь-ности решаемых задач. Критерии контроля выполнения программы.

2. Управление Другим человеком.

1) Цель управления Другим. Процесс, методы-средства и результаты.
2) Закономерные причины возможности управления Другим.
3) Насильственные методы управления: сильные и слабые стороны.
4) Ненасильственные методы управления: сильные и слабые стороны
5) Возможности ненасильственных методы управления. Гуманистические представления об управлении другим человеком. Законы гуманистического управления человеком.

3. Управление группой.

1) Цели управления группой. Процесс, предмет, методы-средства и результаты.
2) Закономерные причины, создающие возможность управления Группой.
3) Директивные и недирективные методы управления Группой.
4) Делократический метод управления группой. Отличие управления от менеджмента и руководства.
5) Технология согласованной групповой работы. Процесс, предмет, методы, средства и результаты.


РАЗДЕЛ 2. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

1. Изучение потребностей и возможностей Среды как деятельность менеджера: проблемы возникающие при незнании Среды; цели изучения Среды, методы и средства; процесс и результаты изучения Среды.

1. Среда как источник возможностей и ресурсов для деятельности менеджера, а также как источник рисков и опасностей:
А) доступные ресурсы: использование возможностей других студентов и преподавателей; использование возможностей университета и других вузов города; использование возможностей библиотеки и другие фондов университета; использование возможностей кафедр и факультетских библиотек;

Б) использование платных ресурсов университета и города: возможности для копирования литературы; возможности платных консультаций; другие возможности.

В) риски, искушения и опасности в Среде.

Г) Среда как пространство саморазвития менеджера.


РАЗДЕЛ 3. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
(разрабатывается другими преподавателями).

1. Управление персоналом.

2. Производственный менеджмент.

3. Международный менеджмент.

3. Положение об итоговой аттестации

В соответствии с планом (п.1 УМК) по дисциплине осуществляется промежуточный контроль в форме выполнения реферата. Он выполняется внеаудиторно после проведения двух практических занятий (тьюториалов).
Задания по работам даны в УМК .

Итоговая аттестация осуществляется в форме зачёта.

В ходе зачета оцениваются знания ключевых понятий дисциплины, умение применять теорию практически, понимая термины и связь тем с практикой менеджмента.

4. ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

|Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.-М.: ВЛАДОС, 1994.-336с. |
| |
|Алиев Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. - М.: Молодая гвардия, 1990.|
|-223с. |
| |
|Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением.Жизненная стратегия |
|творческой личности.-Мн.: Беларусь, 1994.-479с. |
| |
|Андреев Ю.А. Три кита здоровья. -Екатеринбург, Ср.Уральское |
|книж.изд.,1993.-336с. |
| |
|Вейль Питер. Искусство менеджмента. |
| |
|Гинзбург М.Р. Путь к себе.-М.: Педагогика, 1991,.270с. |
| |
|Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, |
|1991.-320с. |
| |
|Джампольски Дж.Д. Любовь побеждает страх / Пер. с англ. Т.В.Зарембо.-М.: |
|Профиздат, 1991.-128с. |
| |
|Ильин А.А. Обет молчания. Роман.-Челябинск: Юж.Уральское книж.изд., |
|1995,-436с. |
| |
|Каппони В., Новак Т.Е. Сам себе психолог.-С-П., Питер, 1994.-224с. |
| |
|Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. Практическая психология на |
|каждый день. -М.: Новая школа, 1993, - 327с. |
| |
|Лао Цзы. Дао Дэ Цзин./Переложение с китайского. - Дубна: Изд.Свента, |
|1994.-96с. |
| |
|Леви В.Л. Искусство быть другим. - |
| |
|Леви В.Л.Искусство быть собой.. -М.: Знание, 1977.-208с. |
| |
|Литвак М.Е. Психологическое айкидо.-Ростов н/д.: РГПИ, 1992,-64с. |
| |
|Лободин В.Т. Здоровье и духовность.-СПб.:АО «Комплект», 1994.-381с.,ил. |
|(Путь к единству; т.1,ч.1, в пяти томах). |
| |
|Орлов Ю.М.Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение,|
|1991.-287с. |
| |
|Суворов В. Аквариум.-М.: НИИО «Демократическая Россия», 1991 |
| |
|Харрис Т. Я хороший, ты хороший./Пер. с англ. К.В.Кленина.М: Соль, 1993.- |
|176с. |
| |
|Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления.-СПб.: АО |
|"Комплект", 1995.-302с., ил.-(Целительные силы; Т.4) |

5. РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Контрольные вопросы (для самоподготовки и сдачи зачета) по дисциплине "Введение в специальность “Менеджмент” и специализации"


|ТЕМА |КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ |
| |(возможные названия разделов) |
|1. Текущая ситуация |Как я управляю собой сейчас? Как мной управляют |
|управления |другие? Какие способы управления приемлемы? Какие|
| |средства управления я использую сейчас? |
|2. Прогнозирование: |Как я хочу управлять собой в будущем? |
|желаемая ситуация |Каким может (должно) быть управление мной в |
|управления |процессе жизни и работы? Какие средства управления|
| |собой я бы хотел использовать? |
|3. Ситуация |Как я планирую свою жизнь и деятельность сейчас? |
|планирования: |Каким должно стать мое планирование в будущем? |
|настоящее и будущее |Какие средства планирования я использовал? Какие |
| |средства планирования я буду осваивать и |
| |использовать? |
|4. Ситуация |Какие цели и как я ставил перед собой? |
|целеполагания |Достигались ли они? |
| |Какие цели я сейчас ставлю перед собой? |
| |Как я буду обнаруживать продвижение к ним? |
|5. Ситуация анализа |Как я анализирую свои действия сейчас? |
|деятельности |Какие средства я использую для этого? |
| |Как я оцениваю качество моего анализа, по каким |
| |критериям? |
|6. Структура моей |Как устроена моя деятельность в настоящее |
|деятельности |время? Из каких действий она состоит? |
| |Какие средства я использую для этого? |
| |Что является результатом моей деятельности? |
| |Что мешает и что помогает в моей деятельности? |
|7. Процесс и |Как и где проходит процесс моей деятельности? |
|результат |Зависит ли результат от процесса и каким |
|деятельности |образом? |
| |Каким образом я управляю ходом процесса |
| |деятельности? Как я направляю этот процесс к |
| |желаемому результату? |

5.2. ТЕМЫ САМОСТОЯ ТЕЛЬНЫХ РАБОТ

1. Моя ситуация управления своей работой и учебой: потребности, возможности и проблемы.
2. Моя желаемая ситуация управления работой и учебой.
3. Целеполагание: средства и методы, которые я могу использовать.
4. Планирование: распределение моих ресурсов в работе и учебе.
5. Анализ деятельности: что и как, с помощью каких средств и методов я анализирую в моей деятельности.
6. Структура деятельности: сходство и различие в работе и учении.
7. Процесс, результат и продукты моей деятельности.

5.3. Рекомендуемая структура реферата

Реферат представляет собой четко структурированный анализ теоретических предложений ряда авторов по избранной теме. Для этого следует использовать необходимые литературные источники (см. нижеприводимый список литературы). Могут использоваться и другие источники, доступные студенту.

ВВЕДЕНИЕ (актуальность избранной темы, цели реферата, значение и место темы в дисциплине)

1. Обзор литературных источников по теме.
1. Проблемы и методы решения проблем, соответствующих теме.
2. Анализ достоинств и недостатков методов решения проблем (в обоснованиях теоретиков или из разных источников, из опыта).
2. Обоснование мнения автора реферата о применимости рассмотренных методов в отечественной практике решения подобных проблем.
1. Особенности современной ситуации в России и/или предприятия
(организации) - места работы (учебы) автора реферата (студента) в области рассматриваемой проблемы, или темы.
2. Выбор лучшего из теоретических методов решения в условиях отечественного объекта управления.
3. Практическое применение метода в конкретных условиях (либо возможности этого) на отечественном объекте, либо примеры использования известные студенту.
Заключение (выводы по результативности и эффективности применения метода и рекомендации по дальнейшему применению).
Литература (на которую имеется ссылки в реферате).

5.4. Учебно-практическое пособие по дисциплине ”Введение в специальность
Менеджмент“ и специализации"

(РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ)

Пособие используется в нескольких направлениях:
1. как раздаточный материал, составляющий главное содержание дисциплины
(оно дополняется и разъясняется преподавателем во время лекций);
2. как совокупность заданий , выполняемых во время практических занятий и самостоятельной работы студента (СРС);
3. как материал для научно-исследовательской студенческой работы в области менеджмента.





2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.