Рефераты. Всемирное значение иллюзий (к основам иллюзиологии)

Они возникают, передаются, используются, отвергаются, опять возникают и т.д. Если перефразировать слова А.С. Пушкина, то можно сказать так: иллюзиям все возрасты покорны. Вообще думается, что можно говорить даже о вечных иллюзиях человека и человечества.

ПОСЛЕДСТВИЯ ИЛЛЮЗИЙ

Из-за большого количества иллюзий последствия можно разделить на множество категорий, однако ограничимся следующими:

1) нерешенные вопросы, испорченные отношения с людьми, мелкие восполнимые потери, возникающие из-за ошибочных представлений о людях, особенностях окружающего мира в процессе общения и взаимодействия с людьми;

2) срывы в деятельности и ошибки, приводящие к экономическим и техническим потерям;

3) человеческие жертвы, невосполнимые экономические потери.

СТРУКТУРА ИЛЛЮЗИЙ

Структура иллюзий различна: от простой до многослойной. Последняя часто возникает, когда создается комплексная ложь. Например, прошли какие-либо выборы. Проигравшие могут на заседании правительства поднять вопрос о доверии к избиркому. С такой претензией часть членов законодательного собрания демонстративно покидают зал заседаний. В это время ведущие газеты прямо обращаются к главе государства с обвинениями в пособничестве выигравшим. Так в чем же здесь ложь? У кого должна сложиться иллюзия и какая? Конечно, у народа — иллюзия активной позиции тех, кому налогоплательщик отдает деньги. В данной ситуации нарушено одно простое правило: если кого-то обвиняешь — предоставь доказательства (номера избирательных участков и перечень нарушений на них). Стоит подключить к этому правоохранительные органы, а не заниматься самоуправством и скандалить. Нужно обычное следствие, сбор доказательной базы и передача дела в суд.

Необходимо выделить большую группу профессиональных иллюзий и среди них иллюзии полета. Именно исследования психологических особенностей пространственного ориентирования летного состава гражданской авиации [10] позволили установить, что у них в зависимости от метеоусловий, времени суток и года, этапов полета и еще около 100 факторов может возникать более 150 иллюзий пространственного положения и движения. Это помогло сформулировать и разработать в рамках авиационной психологии новое научное направление — авиационную иллюзиологию / делиалогию (от греческого delia — иллюзия, logos — учение) — учение об иллюзиях полета [11]. Учитывая указанный выше невероятный по своим размерам потенциальный объем возможных описаний иллюзий, которые могут возникать и наверняка возникают практически во всех аспектах жизни человека, можно сказать, что поднятая проблема выходит далеко за рамки любой частной науки и требует создания нового направления (как минимум в теории познания, а как максимум новой науки — иллюзиологии). Причем речь не идет о проекте «нью-васюковского» типа, т.к. реальные потери человечества от возникающих у него иллюзий в настоящее время даже невозможно подсчитать. Несмотря на то что иллюзии достаточно часто являются скрытыми причинами многочисленных нарушений человеческой деятельности, нередко завершающихся не только авариями с экономическими потерями, но и различными катастрофическими последствиями с человеческими жертвами, на этот феномен (явление) очень редко обращают внимание (за исключением некоторых исследователей [9, 10]). Нет таких работ, в которых бы была разработана система предотвращения различных иллюзий. Встречающиеся в разных видах человеческой деятельности иллюзии представлены в литературе как частные и не совсем взаимосвязанные явления. Между тем иллюзии объединяют их общие свойства, заключающиеся в том, что они представляют собой аномальные явления сознания, возникающие тогда, когда различные психические процессы выходят за рамки ограничений, диапазонов, правил, в которых они работают эффективно. Человек надежно и продуктивно осуществляет свою жизнедеятельность только в рамках определенных органических, физиологических, психологических, информационных, эргономических, гигиенических, педагогических, социальных, экономических, юридических и многих других ограничений (диапазонов), правил, выход за рамки которых сопровождается ошибками представлений (концептуальных моделей) и действий. В этом и есть суть теории ограничений, диапазонов и правил, развиваемой в данном исследовании. Если необходимо выявить причинно-следственные отношения, в которых возникают иллюзии, и их возможные механизмы, стоит прежде всего выявить, за какие ограничения вышли те или иные психические познавательные процессы (внимание, восприятие, мышление и т.д.), участвующие в процессах переработки информации и принятия решений. Ограничения в деятельности людей начинаются с планеты, на которой они живут. Земля имеет определенные характеристики (размер, строение, атмосферу) и может существовать только при определенных условиях (диапазонах). Человек делит Землю на континенты, государства, города, поселки, дома, квартиры и т.д. Все это подчиняется определенным закономерностям (правилам). Кто-то подсчитал, что в человеке более 76 трлн. клеток. Ограничения тела, типология этих ограничений (диапазонов) составляет предмет антропометрии, результаты измерений которой нашли свое отражение в создаваемой мебели, рабочих местах и транспортных кабинах и салонах, одежде, обуви и т.д. Особенности жизнедеятельности людей ограничены различными негативными воздействиями на них, в результате возникли санитарные нормы и правила. Вообще правил огромное количество: от писаных (нормативные акты, кодексы, законы, конституция) до неписаных (огромное количество правил о поведении в быстро меняющейся жизни, правил, которые хранятся в памяти, но практически не осознаются, как, например, грамматические правила родного языка). Все эти ограничения каким-либо образом влияют на жизнедеятельность людей, причем зачастую негативно, и поэтому необходимо в дальнейшем развивать предлагаемую теорию ограничений, диапазонов и правил. Менее всего изучены ограничения, диапазоны и правила, относящиеся к психическим процессам и зачастую приводящие к ошибкам представления, восприятия, мышления и т.д. Целесообразно рассмотреть некоторые иллюзии, которые возникают в тех или иных составляющих предложенной выше классификации. Примеров негативных иллюзий огромное количество. Одними из наиболее гибельных по своим последствиям являются известные «гуманистические» принципы организации и построения человеческого общества «свобода, равенство и братство», которые не раз провозглашали как наиболее правильные и прогрессивные принципы. Между тем даже ближайшая история показала, что «под знаменем» реализации этих принципов были уничтожены миллионы (а может, сотни миллионов) людей во Франции, Советском Союзе, Китае, Вьетнаме, Камбодже и др. странах. Между тем если говорить о свободе, то ни один человек, живущий в человеческом обществе, никогда не бывает свободным от других людей. Один из основных признаков человеческой деятельности — это ее общественный характер, выражающийся формулой «все работают на всех». Все пьют воду, которую добывают, преобразовывают в состояние, возможное для употребления, и доставляют потребителям конкретные люди, члены общества, которых другие обеспечивают электроэнергией, газом, продуктами питания, оказывают им транспортные и другие услуги и т.п. Все люди состоят в различных национальных, религиозных, экономических, производственных, половых, родственных и других взаимосвязях. Тот, кто верит в свободу, по сути находится в очень тяжелом иллюзорном состоянии и может действовать неадекватно. Хотя отрицать то, что люди могут самостоятельно принимать решения, жить и действовать в определенных пространствах, границах, рамках, нельзя. Сложности начинаются тогда, когда кому-то необходима свобода, выходящая за известные рамки. Например, деньги дают определенную степень свободы, однако при этом другие рамки и границы (например, безопасности) сужаются. Таким образом, ограничения, особенно социально-экономические, влияют друг на друга. Как мы видим, здесь вовсю действуют закономерности, установленные в теории ограничений, диапазонов и правил (ТОДП). Можно ли говорить о равенстве возможностей для всех людей: молодых и старых, здоровых и больных, богатых и бедных, с разными задатками и способностями, из различной социальной среды, принадлежащих к разным политическим системам и т.д.? Это иллюзия, т.к. для всех существуют свои ограничения, правила поведения. Обидно, когда человек, всю жизнь трудившийся в поте лица, получает такую же пенсию, как и тот, который провел все это время в тюрьме. Особенно это видно в небольших поселках, деревнях, где все хорошо друг друга знают. Подобных примеров огромное количество. Если же во время политической пропаганды людям обещают установление равенства, то это иллюзия, причем очень вредная, провоцирующая социальный взрыв.

Поговорим об иллюзии братства. По-братски (среди ближайших кровных родственников, любящих, уважающих и заботящихся друг о друге) принято делиться всем (пропорционально количеству благ).

Однако во всей человеческой истории не было такого государственного устройства, при котором существовало бы справедливое распределение материальных ценностей между согражданами. Всегда (тайно или явно) существует небольшая группа людей (не больше 1– 5 тыс. человек), которая называет себя «командой», «кланом», «династией», «государством», «партией и правительством» и т.д., присваивающая большую часть государственных денег и дающая остальным миллионам сограждан обещания лучшей жизни. Принцип красиво декларируется, а в результате получается та же иллюзия. Решение перечисленных выше проблем существует. Однако оно требует разработки достойной и прозрачной системы помощи людям, настоящего контроля и всего того, что провозглашается легко, а реализуется с огромным трудом, т.к. противоречит интересам тех, кому живется лучше всех. Обществу и государству необходимо потрудиться и создать равные условия для реализации каждым человеком своих способностей. Не иллюзия ли это? Если да, то противостоять ей все же нужно. Например, вместо мифического равенства необходимо построить систему справедливой оплаты труда трудоспособного и социального обеспечения нетрудоспособного населения. Вместо пресловутого братства стоит развивать толерантность с привлечением имеющейся системы обучения, СМИ, телевидения, театра, кино, книг и т.д.

Мы поговорили об общечеловеческих иллюзиях, а теперь обратим внимание на национальные.

Если нет толерантности, то на его месте всегда возникают иллюзии национального превосходства. Признаками их возникновения являются, например, анекдоты (у русских о чукчах, у чукчей о русских и др.). Затем эти иллюзии перерастают в нацизм, расизм, антисемитизм, шовинизм и т.д. и завершаются геноцидом, газовыми камерами, концлагерями, локальными и мировыми войнами.

Рассмотрим политические иллюзии. Практически всегда за власть борются в целях «улучшения жизни народа». Так, под лозунгами «построения коммунизма в одной отдельно взятой стране» и «Даешь мировую революцию!» небольшая группа людей пыталась захватить власть навсегда как у нас в стране, так и во всем мире. Несогласных физически и духовно уничтожали.

Существуют также иллюзии властные. Как это часто бывает, существует две стороны.

1. Народная. Одна из распространенных иллюзий — хороший руководитель (Ленин, Сталин, Брежнев и т.д.) и плохие помощники, которые обманывают его, создавая иллюзию того, что народ живет хорошо. Высшему руководителю нельзя (в целях безопасности) зайти в «потемкинские» деревни, в любой московский или петербуржский двор, увидеть там старушек и бомжей, поинтересоваться, как они живут. Он передвигается на личном автомобиле по центральным улицам и не видит городской изнанки.

2. Манипулирование людьми, массами. Речь пойдет о двух вождях: В.И. Ленине и Адольфе Гитлере. Одним из первых декретов (О земле) Ленин определил ход истории практически на большей части земли. Небольшая предыстория. В 1861 г.

Александр II своим указом освободил крестьян Российского государства от крепостного права, за что и поплатился жизнью. Только при этом земли остались в собственности царя, монастырей, помещиков, общин. Около крестьянских поселений выделили территории, которые крестьяне делили каждую весну по семьям. Земли давали только на мужчин. Участков, естественно, не хватало, и семьи с преимущественно женским составом не могли себя прокормить, разорялись и уходили в батраки или в город.

В.И. Ленин в Декрете о земле определил подушное владение территориями каждым крестьянином. В результате уже с 1917 г. она была поделена. Когда к середине 1918 г. белое движение наконец опомнилось и решило устранить тех, кто отобрал у них власть, и вернуть награбленное, оказалось, что им противостоят крестьяне, которые теперь защищают свои наделы и «родну советську власть», давшую ей эту землю, как многие думали, навсегда. Эта неграмотная, плохо организованная, слабо вооруженная, но ведомая в бой собственническими мотивами крестьянская масса выгнала со своей территории одну из опытнейших армий мира, прошедшую Первую мировую войну, возглавляемую кадровыми офицерами отменной выучки, вооруженную, обутую, одетую и накормленную Антантой. Однако время иллюзии «каждый россиянин — собственник русской земли» закончилось в 1924 г., когда землю национализировали (т.е. отобрали), а в 1928 г. крестьян загнали в коллективные хозяйства (кстати, это была очередная иллюзия, просуществовавшая до 1992 г.). Знал ли заранее В.И. Ленин, что этот декрет спасет советскую власть, неизвестно.

Однако он одним росчерком пера сформировал у населения огромной страны иллюзию собственника земли, которая, кстати, с коммунистической идеологией никак не вязалась, и тем самым решил исход гражданской войны в России. К 1930-м гг. достаточно развитый Левый фронт в Германии накопил немалый опыт борьбы «за рабочее дело», когда пришел А. Гитлер. При нем страна начала выходить из кризиса, т.к. государство милитаризуется, за счет чего создаются необходимые рабочие места и т.д. При просмотре старой кинохроники обнаруживается весьма странный момент: невиданное ни ранее, ни позже фанатичное поклонение людей руководителю своего государства. Взрослые и дети тянут руки к любимому вождю. В СССР ждали, что Левый фронт будет оказывать влияние на политику немецкого государства: «рабочие и крестьяне» не позволят напасть на первую страну Советов. Однако они активно участвовали в захватнической войне, которую вела Германия, а Левый фронт перестал подавать признаки жизни. Чем Гитлер смог объединить такую технически и организационно передовую, интеллектуальную, работящую и аккуратную нацию? Что же это была за национальная идея? Она неоднократно и в разных вариантах прозвучала в книге «Моя борьба»: «Каждый немец и рожден, и будет господином над людьми других национальностей, которые будут у него в услужении в качестве рабов, когда он завоюет с оружием в руках колонии для великого Рейха и поместья в них для себя». Обманное представление, иллюзия полностью изменила сознание целой нации. Есть так называемая иллюзия современности. У нас в стране со времен Петра I получило распространение реформаторство. Практически каждый новый руководитель государства обязательно проводил реформы в различных областях народного хозяйства. В советское время было принято планировать его развитие. Для таких проектов выделяли средства, причем огромные. В новой истории нечто похожее существует под названием «национальные проекты». Планы и нацпроекты никогда не завершались всенародным обсуждением с указанием затраченных средств, полученных и упущенных выгод, не отмечались пофамильно исполнители, их вклад в прогресс / регресс. Налицо создание у людей иллюзии размеренного движения вперед. В результате, например, осуществляющийся национальный проект «Доступное жилье» совпал с более чем пятикратным увеличением цен на недвижимость, которая стала вообще недоступной для обычного человека.

Отметим научные иллюзии. Их огромное количество, и они требуют тщательного изучения.

Возьмем, например, педагогические иллюзии.

К ним с полным основанием относится современная структура обучения в средних и высших учебных заведениях. Выпускнику дают диплом на право трудиться по определенной профессии. Однако конкретной профессии практически никогда на учат, поскольку соответствующих описаний, называющихся в психологии труда профессиограммами, просто нет. Сделать их для десятков тысяч существующих профессий очень сложно, но вполне можно, однако психологию, как и многие гуманитарные науки, уже давно финансируют по остаточному принципу, а зачастую вообще не развивают. Если нет модели профессии, неизвестны знания, навыки и умения (компетенции), которыми должны располагать молодые специалисты, то обучение является, по выражению А.А. Вербицкого [12], мозаичным. Cтудентам дают разнообразные знания в расчете, что уже на службе они самостоятельно их упорядочат в сложную систему знаний и умений для выполнения своих обязанностей, получат при необходимости новые навыки и т.п. Получается, что учат в вузе самостоятельной адаптации к профессии. Многие меняют квалификацию (потратив впустую деньги и время), а некоторые из-за своей неграмотности заменяют знания иллюзиями, что способствует увеличению срывов в деятельности, приводит к авариям и катастрофам. Однако иллюзия подготовки молодых специалистов процветает во всем мире. В настоящее время интенсивно разрабатывается проблема управления корпоративной культурой, которая уже традиционно понимается как совокупность моделей поведения, приобретенных организацией в процессе адаптации к внешней среде и к внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством сотрудников организации. В зависимости от характера влияния на общий результат деятельности компании культура может быть позитивной и негативной. По отраслям выделяют культуру торговли, административную, инвестиционную и др. культуры [13]. Положительным моментом этих исследований является то, что сферу производства стали рассматривать не только с экономических, юридических и других позиций, но и с учетом психологических, социально-психологических, этических и прочих особенностей людей, работающих в этой сфере. В этой сложной сфере деятельности людей иллюзии занимают важное место и оказывают отрицательное влияние на деятельность отдельных лиц, групп и коллективов, снижая тем самым уровень указанных видов культуры. Статистические исследования еще впереди, как и разработка психологических и психофизиологических моделей носителей корпоративных культур, но уже сейчас можно предостеречь людей, занимающихся разработкой данной ветви исследований, от иллюзии ее достаточной разработанности. Действительно, теоретическая разработка многих вопросов проведена, предложены классификации, концепции, есть многочисленные результаты аналитической работы исследователей, однако там, где дело касается психики и деятельности людей, необходимы совместные комплексные экономические, юридические и психологические исследования. Да и вообще любая наука — это отрасль народного хозяйства, задачей которой является добыча новых знаний для совершенствования практики. О том, что иллюзий предостаточно и в области корпоративных культур, свидетельствует, например, ситуация, сложившаяся в риэлтерском бизнесе: в красочных рекламных буклетах сообщают о высокой корпоративной культуре работы на рынке недвижимости ведущих агентств. В то же время текучесть кадров в этой области доходит до 90%. Постоянно новые сотрудники не могут обеспечить необходимый уровень культуры обслуживания населения и корпоративной культуры предприятия. Подведем итоги. Иллюзии имеют всемирное значение, и необходимо разрабатывать эту область знаний, принимая определенные меры. Если речь идет о научных иллюзиях, то нужно: _ вести дальнейшую разработку методологических, методических, технических, юридических, экономических и других аспектов социальной иллюзиологии и ее профессиональных направлений; _ обобщать результаты исследований, обсуждать актуальные вопросы на научных форумах, публиковать тематические работы; _ разработать и внедрить методы обучения преодолению иллюзий и профилактики их возникновения.

Для практических иллюзий необходимо предпринять следующие шаги: _ создать при Академии наук России научный центр по исследованию иллюзий в различных областях народного хозяйства и на этой базе разработать Всероссийский каталог иллюзий;  организовать обучение специалистов-иллюзиологов при вузах; _ввести иллюзиологию как обязательную дисциплину во всех учебных заведениях страны, предварительно разработав методическую базу (учебники, пособия, компьютерные обучающие программы и т.д.).

Подобная работа сложна и потребует много времени, но ее нужно начать, чтобы охрана безопасности народного хозяйства в нашей стране превратилась из декларации в действенный инструмент рационального управления жизнью людей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга 2 / Под ред. Б.М. Величковского, В.П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1980.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, 1989.

3. Лопатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / Под ред. Ф.П. Филина. — М.: Просвещение, 1981.

4. Коваленко П.А. Пространственная ориентировка пилотов. Психологические особенности. — М.: Транспорт, 1989.

5. Рыбальский М.И. Иллюзии и галлюцинации. — Баку: Маариф, 1983.

6. Кио Э.Ф. Фокусы и фокусники. — М.: Искусство, 1958.

7. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. — М.: Наука, 1969.

8. Грегг Дж. Опыты со зрением в школе и дома / Пер. с англ. А.И. Когана. — М.: Мир, 1970.

9. Юнацкевич П.И., Кулганов В.А. Психология обмана. Учебное пособие для честного человека. — СПб.: Атон, 1999.

10. Коваленко П.А., Пономаренко В.А., Чунтул А.В. Учение об иллюзиях полета: Основы авиационной делиалогии. — М., 2007.

11. Коваленко П.А. Методические основы авиационной делиалогии // Материалы ХХI Гагаринских научных чтений по авиации и космонавтике. —М., 1991.

12. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. — М.: Исследовательский центр проблемы качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.

13. Спивак В.А. Организационное поведение. — М.: Эксмо, 2007. — 640 с.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.