Регламентация конкуренции. Регламентация конкуренции посредством таких политических акций, как поддержание государственной монополии, регулирование порядка появления новых фирм на рынке или фиксирование цен, обычно противодействует совершенствованию конкурентного преимущества в экономике. Негативные последствия заключаются прежде всего в том, что подавляется соперничество и внедрение новшеств. Без открытой конкуренции фирмы теряют динамизм и обращают свое основное внимание на взаимоотношения с регулирующими инстанциями и на защиту того, что они уже имеют. ггламентация конкуренции часто приводит к тому, что данная отрасль станоится менее желанным покупателем или поставщиком, о чем уже говорилось выше. Нехватка динамизма и новаторского духа в отрасли находит свое отражение в менее передовых и сложных потребностях в отношении товаров и услуг производственного назначения и приводит к тому, что отрасль предоставляет другим отраслям своей страны, выступающим в качестве клиентов, ее новаторские изделия и услуги.
Страна, в которой сама конкуренция подвергалась наименьшей регламентации, часто занимала ведущее положение на международном рынке в тех отраслях, которые мы изучали. В страховании, например, принятая в Англии политика "Laisser faire" сделала возможным внедрение новшеств в необычно высокой степени. Лондон удержал свои позиции как международная столица страхового дела. В то время как регулирование с целью защиты интересов потребителей, рабочих или охраны окружающей среды желательно, этого часто нельзя сказать о воспрепятствовании появлению новых изделий и производственных процессов путем ограничения конкуренции.
Отмена регламентации конкуренции и приватизация государственных монополий обычно подстегивают рост национального преимущества. Они стилизируют соперничество и оказывают побочное воздействие на смежные отрасли.
Служба телекоммуникации стала, например, инкубатором усовершенствований и новшеств в сегодняшней Америке после распада "АТ энд Т", несмотря на проявлявшиеся вначале неуместные опасения. Однако отмена регламентации и приватизация не принесут успеха без активного соперничества на внутреннем рынке. Для достижения желаемого эффекта нужна сильная антитрестовая политика. Усилия в направлении приватизации и отмены регламентации в Великобритании и США наталкивались на препятствия по причине недостаточного внимания к конкуренции.
В дополнение к устранению регламентации структуры промышленности следует отменить правительственные ограничения на действия, связанные с внедрением новшеств. В числе примеров можно назвать трудовое законодательство, препятствующее пересмотру содержания работы, и ограничения на выбор фирмами места для их деятельности. Такие ограничения подрывают сами основы длительного национального преимущества. Нужно найти другие, более целесообразные подходы к решению тех социальных вопросов, которые находят отражение в такого рода политике.
Протекционизм и соперничество на внутреннем рынке. Протекционизм в его различных формах изолирует фирмы данной страны от давления со стороны международной конкуренции. Протекционизм практикуется всеми странами, ключая Соединенные Штаты. Как правило, его оправдывают ссылками либо на взращивание нарождающихся местных отраслей, либо на необходимость сделать "передышку", чтобы позволить уже сложившейся отрасли приспособиться новым условиям. И хотя в обоих случаях подразумевается поддержание протекционистских мер в течение короткого срока, результатом часто является долговременный протекционизм. Как показывают наши исследования, протекционизм не срабатывает в подавляющем большинстве случаев.
Зарождающиеся отрасли. Оказание протекционистской поддержки зарождающимся отраслям может быть эффективным в стране, где отсутствуют устоявшиеся конкуренты в отрасли, для которой характерно наличие сильных иностранных конкурентов. Благодаря отсрочке вхождения иностранных конкурентов на рынок данной страны возникает возможность дать укрепиться определенному числу соперников из числа местных фирм, которые дают ход самоукрепляющемуся процессу расширения и совершенствования национального "ромба". Оправдание протекционизма ссылками на защиту нарождающейся отрасли закономерно только в развивающихся странах, не располагающих солидной базой отраслей, и в отраслях, где уже заняли прочное положение иностранные конкуренты.
Однако протекционизм, даже в тех случаях, когда он оправдан, представляет собой рискованную политику, которая не часто приводит к успеху. Он срабатывает только при трех условиях. Первое - это наличие эффективного соперничества на внутреннем рынке. Интенсивное внутреннее соперничество заменяет давление со стороны международной конкуренции. Конкуренция у себя дома в сочетании с насыщением внутреннего рынка заставляет обратить внимание на иностранные рынки. При условии такой структуры внутри страны протекционизм не притупляет стимулов к внедрению новшеств и совершенствованию.
Оказание протекции местной доминирующей фирме редко приводит к подлинному конкурентному преимуществу. Без конкуренции защищенная протекционистскими мерами отрасль никогда не выдвинется на положение отрасли, имеющей успех на международном рынке. Протекционизм имел некоторый успех в процессе развития Японии и Кореи только потому, что он сопровождался соперничеством внутри страны. В обеих странах те защищенные отрасли, которые достигли конкурентного преимущества, неизменно имели многочисленных и существенных конкурентов. Так обстояло дело, например, в автомобилестроении, сталелитейной промышленности, производстве станков в электронике и в многочисленных других японских отраслях. По иронии судьбы, МИТИ пыталось ограничить появление новых фирм в ряде важных отраслей, поскольку это учреждение без нужды стремилось достичь экономии за счет масштабов производства и избежания чрезмерного соперничества. К счастью для Японии, фирмы неоднократно отказывались прислушаться к руководящим указаниям со стороны МИТИ. В Корее в большинстве важных экспортных отраслей представлены несколько, если не все четыре, из числа крупнейших промышленных групп. Энергичная борьба между этими архисоперниками сыграла существенную роль в том быстром процессе внедрения новшеств, который был для них характерен, и в их успехе на внешних рынках, о чем уже говорилось.
Вторым условием для того, чтобы протекционизм имел успех, является наличие в стране потенциала для благоприятного национального "ромба". Национальная отрасль обычно не сможет конкурировать за границей, если только она не располагает соответствующими условиями спроса, резервами специализированных факторов и другими возможностями на внутреннем рынке, которые способствуют развитию долговременных преимуществ.
Третьим условием для успеха протекционизма является то, что он должен быть ограничен по времени. Все отрасли, защищаемые протекционистскими мерами, в конце концов испытывают на себе отрицательное воздействие отсутствия полной конкуренции. Протекционистские меры становятся своего рода наркотиком, от которого трудно отвыкнуть. За них также обычно приходится платить цену в виде политических векселей и ограничений на деятельность местных фирм. Внимание фирм обращается на внутренний рынок.
Как в Японии, так и в Корее отрасли, добившиеся успеха, - это обычно те отрасли, в отношении которых протекционистские меры или уже отменены, или должны быть вскоре отменены. Фирмы заранее получали уведомление о том, что произойдет, и обещание выполнялось. Начало вступления иностранных соперников на рынок часто порождало взрыв нововведений. Например, в производстве строительного оборудования фирма "Коматиу" доминировала на внутреннем рынке до тех пор, пока действовали протекционистские меры, однако она выпускала изделия низкого качества и имела неэффективный процесс производства. Когда фирма "Катерпиллар" получила разрешение образовать совместное предприятие с концерном "Мицубиси" для ведения конкуренции в Японии, фирма "Коматцу" вступила в период интенсивного обновления и совершенствования, благодаря которому она превратилась в способного глобального конкурента.
Процесс устранения протекционистских мер может подкрепить совершенствование в промышленности, если ее менее сложные сегменты будут открываться несколько раньше, чем другие. В Японии, например, ограничения на импорт станков были сначала сняты для станков с ручным управлением, подтолкнув (вместе с другими политическими решениями) к аналогичному шагу в отношении станков с числовым программным управлением. Такой подход, однако, принесет успех лишь в случае, когда другие части "ромба" оказывают поддержку совершенствованию.
Проведение политики временного протекционизма требует необычной степени независимости и преемственности в правительстве по тем направлениям, о которых говорилось раньше. Во многих странах понятие "временный протекционизм" рассматривается как нечто постоянное, вроде кислородной подушки, которую не стремятся убирать.
Передышка. Протекционистские меры с целью дать сложившимся отраслям возможность приспособиться редко достигают успеха. В отраслях, которые мы изучали, было несколько примеров, когда однажды утраченное конкурентное преимущество было возвращено вновь. На практике наилучший исход заключался в том, что отрасль съеживалась до размеров того ядра, которое было способно к выживанию.
Протекционистские меры в целях дать передышку не устраняют действительных причин упадка отрасли, заключающихся в неблагоприятном "ромбе". Протекционизм часто задерживает, вместо того чтобы поощрять, процесс перестройки отрасли в сторону зон, обладающих подлинным конкурентным преимуществом. Он позволяет фирмам продолжать свою деятельность в тех сегментах, где они не располагают настоящей силой. Он отодвигает те перемены, которые настоятельно необходимы для восстансгчения конкурентного преимущества после многих лет блужданий. Фирмы крайне неохотно идут на перестройку, когда считают, что такого приспособления можно избежать при помощи правительства. Протекционизм, вводимый в привязке к плану приспособления, обычно бывает непрактичен, поскольку такой план, который удалось "пробить" в рамках политической процедуры, не включает в себя банкротств и резкого сокращения производственных мощностей - того, что как раз и требуется.
С большой долей вероятности протекционизм будет сохраняться как в открытых, так и в более скрытых формах еще долгое время после того, как он, предположительно, должен был бы закончиться. Яркий пример этого дает американское автомобилестроение. Оно все еще не располагает существенным конкурентным преимуществом, а его прибыли все еще в весьма большой степени зависят от "добровольных самоограничений" со стороны японцев. Американская промышленность по производству полупроводников движется той же вызывающей беспокойство дорогой: сначала приличное соглашение по маркетингу с целью защиты от импорта, затем санкционирование и государственное субсидирование кооперационного проекта в целях развития производственной технологии; в более позднее время - попытка создать консорциум фирм фактически для производства чипов памяти в обход антитрестовских законов. Япония дает еще более яркую иллюстрацию этого момента. МИТИ учредило десятки "картелей по перестройке" и "картелей для преодоления спада". Лишь немногие из них привели к появлению отрасли, конкурентоспособной на внешнем рынке.
Страницы: 1, 2, 3, 4