Из всего списка
сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые
сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы
SWOT-анализа.
Шаг 2. Определение
рыночных возможностей и угроз
Второй шаг
SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне
предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных
возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и
слабых сторон предприятия:
За основу можно взять
следующий список параметров:
Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание
емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию
вашего предприятия и т.п.)
Факторы
конкуренции (следует учитывать
количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту
барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между
основными участниками рынка и т.п.)
Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству
посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и
комплектующих и т.п.)
Экономические
факторы (учитывается курс
рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения,
налоговая политика государства и т.п.)
Политические и
правовые факторы (оценивается
уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности
населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)
Научно-технические
факторы (обычно принимается во
внимание уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров,
технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки
развития науки и т.п.)
Социально-демографические
факторы (следует учесть
численность и половозрастную структуру населения региона, в котором работает
предприятие, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и
т.п.)
Социально-культурные
факторы (обычно учитываются
традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления
товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)
Природные и
экологические факторы
(принимается в расчет климатическая зона, в которой работает предприятие,
состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды
и т.п.)