Наряду с этим срок внешнего управления может быть сокращен арбитражным судом по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего. Законодатель предусматривает основания досрочного прекращения внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством: невыполнение мероприятий, предусмотренный планом внешнего управления, наличие иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 5 ст. 219 Закона о банкротстве 2002 г). Более того, досрочное прекращение внешнего управления в этом случае влечет за собой признание фермерского хозяйства банкротом и открытие конкурсного производства. С моментом введения внешнего управления связан ряд правовых последствий:
— прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, при этом он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом организации, оказавшейся в ситуации неплатежеспособности. Внешний управляющий вправе так же издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
— прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия; более того, на них возлагается обязанность передачи внешнему управляющему бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей, штампов, материальных и иных ценностей;
— снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, причем аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника снимаются в силу прямого указания закона, иными словами, не требуется специального определения арбитражного суда, к примеру, о снятии ареста;
— аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
Итак, внешнее управление является процедурой реабилитационного характера, но она также является принудительной процедурой, направленной на восстановление платежеспособности должника.
Однако процедуру внешнего управления нельзя считать новой для нашего законодательства. По своей правовой природе внешнее управление (судебная санация) - это процедура банкротства, которая применяется к должнику при наличии реальной возможности восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
1.2 Кредиторы как участники процедуры внешнего управления
Одним из наиболее привлекательных для должника последствий внешнего управления является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.
Данная льгота, предоставляемая должнику, позволяет использовать суммы, предназначенные для исполнения денежных обязательств, на проведение соответствующих организационных и экономических мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния должника.
Аналогичное ограничение прав кредиторов существовало еще в Законе о банкротстве 1992 г. Однако данный закон не раскрывал понятия моратория, не указывал обязательства, на которые мораторий распространяется и на которые он не распространяется.
Закон о банкротстве 1998 г. четко определил, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.[10,с.98]
Та же концепция воспринята и Законом о банкротстве 2002 г: под мораторий не подпадают требования, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Иными словами, под мораторий не должны подпадать требования кредиторов, являющиеся текущими. Текущие требования должны удовлетворяться по мере наступления срока их исполнения и не должны вноситься в реестр. Поскольку текущие кредиторы оказываются достаточно уязвимой категорией, они имеют право настаивать на немедленном исполнении своих требований.
Стоит отметить, что мораторий не распространяется на следующие требования (ст. 95 Закона о банкротстве 2002 г.):
— требования о возмещении морального вреда;
— требования 1федиторов первой и второй очередей;
— виндикационные требования.
Требования, не подпадающие под мораторий, удовлетворяются по мере их поступления (для них устанавливается режим, идентичный режиму текущих требований). Позиция ВАС РФ в отношении данных требований заключается в том, что их удовлетворение должно осуществляться с соблюдением очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.
Кроме того, закрепляются еще несколько важных положений в отношении введения моратория:
— мораторий распространяется и на начисление неустойки (штрафов, пени), на иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также проценты, подлежащие уплате; вместо этого производится начисление процентов в порядке и размерах, которые предусмотрены ст. 395 ГК РФ;
— мораторий распространяется на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.
Статья 100 Закона № 127-ФЗ определила следующий порядок по установлению размера требований кредиторов:
- кредиторы в ходе внешнего управления имеют право в любой момент предъявить к должнику требования, направляемые ими в арбитражный суд и внешнему управляющему. При этом к требованиям прилагаются судебные акты или иные документы, подтверждающие обоснованность этих требований.[8, с.123]
Полученные требования кредиторов включаются внешним управляющим или реестродержателем, в зависимости оттого, кто ведет реестр требований кредиторов, в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда; - в течение 5 дней с даты получения требований кредиторов внешний управляющий в обязательном порядке уведомляет об их получении представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия и предоставляет им возможность осуществить ознакомление с указанными требованиями кредиторов и документами, приложенными к ним;
- при наличии возражений относительно полученных требований кредиторов они могут быть предъявлены в арбитражный суд как самим внешним управляющим, так и представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также и кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. В этом случае Закон о банкротстве в ст. 100 ограничивает срок подачи возражений в течение 1 месяца с даты получения внешним управляющим указанных требований;
- определение арбитражного суда о включении или отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов выносится только после проверки, включая и поступившие возражения относительно требований кредиторов. В своем определении арбитражный суд указывает в обязательном порядке размер и очередность удовлетворенных требований кредиторов.
Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов подлежит направлению арбитражным судом внешнему управляющему или реестродержателю и заявителю для немедленного исполнения, но может быть обжаловано.
Статья 101 установила порядок распоряжения имуществом должника внешним управляющим, заключающийся в следующем:
- внешний управляющий заключает крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) при условии, что иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
К крупным сделкам относятся сделки или несколько взаимосвязанных сделок по приобретению, отчуждению или возможностью
отчуждения прямо или косвенно имущества должника балансовой стоимостью выше 10% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения такой сделки.
К сделкам, в совершении которых имеется заинтересованность, относятся сделки, при которых одной из сторон является заинтересованное лицо по отношению к внешнему управляющему или конкурсному кредитору;
- сделки, способствующие получению или выдаче займов, выдаче поручительств или гарантий, уступке прав требований, переводу долга, отчуждению или приобретению акций, долей хозяйственных товариществ и обществ, учреждению доверительного управления могут быть заключены внешним управляющим без согласования с собранием кредиторов (комитетом кредиторов), в том случае, если возможность и условия указанных сделок предусмотрены планом внешнего управления;
- продажа имущества, являющегося предметом залога, допускается только при наличии согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом этого имущества, и производится на открытых торгах.
Но в этом случае требования указанного кредитора погашаются за счет стоимости проданного имущества преимущественно перед иными кредиторами, но только после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Статьи 102 и 103 установили порядок, согласно которому производится отказ внешним управляющим от исполнения сделок должника или признание их недействительными, и заключающийся в следующем:
- в течение 3 месяцев с даты введения внешнего управления:
в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, отказ может быть заявлен в случае, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или при их исполнении возникнет убыток для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключенными при сравнимых обстоятельствах; договор по сделкам, указанным выше, считается расторгнутым с даты получения всеми сторонами по такому договору заявления внешнего управляющего об отказе от исполнения договора, но в этом случае сторона по договору, в отношении которого заявлен отказ от исполнения, наделена в соответствии с п. 4 ст. 102 Закона о банкротстве правом требования от должника возмещения убытков, вызванных отказом от исполнения договора должника.[7, с. 32]
Актуальной и в теоретическом, и в практическом плане является проблема, состоящая в ответе на вопрос, в каком порядке (конкурсном или внеконкурсном) предъявляются требования о признании совершенной должником сделки недействительной, а также о применении последствий ее недействительности.
Закон о банкротстве 1998 г. не содержал ответа на этот вопрос, поскольку четко не было установлено, какие требования рассматриваются в конкурсном процессе (п. 4 ст. 12 и п. 1 ст. 57). Гражданский кодекс РФ содержит общее положение, согласно которому сделка признается недействительной по решению суда (ст. 166). Судебно-арбитражная практика идет по пути рассмотрения требований о признании сделки недействительной во внеконкурсном порядке. Закон о банкротстве 2002 г. четко определяет, что в конкурсном процессе, во-первых, рассматриваются только денежные требования, во-вторых, сделка признается недействительной судом, арбитражным судом (ст. 103). Признание арбитражным судом сделок должника недействительными является, безусловно, одним из наиболее эффективных способов восстановления платежеспособности должника. Достаточно обширный практический опыт по применению данного способа накоплен в зарубежных странах. В традиционном законодательстве континентальной Европы признание сделок недействительными («шаги по отмене») рассматривается исключительно как мера ликвидационных процедур, а не реабилитационных, которые считаются выгодными для должника (за исключением законодательства Германии, где данная мера рассматривается в качестве реабилитационной). Таким образом, признание сделок должника недействительными служит способом восстановления равенства между кредиторами и отмены невыгодных сделок или односторонних юридических действий, которые наносят ущерб будущему праву на недвижимость и правам кредиторов. Оспаривание сделок должника может быть осуществлено в течение продолжительных периодов с момента их заключения. Так, в Германии сделка может быть оспорена в течение четырех лет; если же эта сделка причинила ущерб кредиторам, то в течение более продолжительного периода времени — 10 лет (§ 134, 135 Германского послереформенного закона 1991 г.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5