Фактор M. Практичность – развитое воображение.
При низких оценках – человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым номам, ему свойственны некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам.. При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентации на свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человека.
Фактор N. Прямолинейность – дипломатичность.
При низких оценках человеку свойственны прямолинейность, наивность, естественность, непосредственность поведения. При высоких оценках человек характеризуется расчетливостью, проницательностью, разумным и несентиментальным подходом к событиям и окружающим людям.
Фактор О. Уверенность в себе – тревожность.
При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе. При высоких оценках человеку свойственны тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.
Фактор Q1. Консерватизм – радикализм.
При низких оценках человек характеризуется консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям. Он знает, во что должен верить, и, несмотря на несостоятельность каких-либо принципов, не ищет новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями.
При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо информированным. Более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает.
Фактор Q2. Конформизм – нонконформизм.
При низких оценках человек зависим от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать. И принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение. При этом у него зачастую отсутствует инициатива принятия решений.
При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и сам действует. Однако он не всегда доминантен, т.е., имея собственное мнение, он не стремится навязывать его окружающим. Нельзя сказать, что он не любит людей, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке.
Фактор Q3. Низкий самоконтроль — высокий самоконтроль
При низких оценках наблюдаются недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, человек не обеспокоен выполнением социальных требований.
При высоких оценках — развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственны целенаправленность и интегрированность личности. В отличие от социальной нормативности поведения (фактор О), этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения.
Фактор Q4. Расслабленность — напряженность
При низких оценках человеку свойственны расслабление, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость.
Высокая оценка свидетельствует о напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояние фрустрации, в котором человек находится, представляет собой результат повышенной мотивации. Ему свойственно активное неудовлетворение стремлений.
Фактор МD. Адекватность самооценки
Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя.
Опросник уровня субъективного контроля (УСК). Предназначен для того, чтобы определить, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Благодаря опроснику можно определить какое влияние человек может оказывать на организационную среду.
Шкала общей интернальности.
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по этой шкале, соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
Шкала интернальности в области достижений.
Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Они сами строят свою карьеру, не пользуясь связями и не надеясь на удачу. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Шкала интернальности в области неудач.
Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Такой человек может сильно переживать из за ошибок в выполнении своей работы. Низкие показатели, свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
Шкала интернальности в семейных отношениях.
Высокие показатели здесь, означают, что человек считает себя ответственным за события его семейной жизни. Низкий показатель, указывает на то, что он считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
Шкала интернальности в области производственных отношений.
Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д.
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.
Высокие показатели, свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем, считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Низкий показатель, указывает на то, что он склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению.
Низкий уровень субъективного контроля. Экстерналы не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.
Высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Интерналы считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, их компетентности, целеустремленности и способностей, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.
3.4 Рекомендации по учету индивидуально-психологических особенностей подчиненных
Рекомендации сформулированы с учетом индивидуально-психологических особенностей исследуемой личности. Одному из студентов второго курса было предложено пройти несколько не сложных тестов. На основании полученных результатов, был составлен психологический портрет личности. Далее на основании полученных данных были сформулированы рекомендации.
По результатам тестирования были выделены характерные черты исследуемой личности. Опросники помогли определить тип индивидуального темперамента, тип акцентуации характера, психологический профиль личности и уровень субъективного контроля.
Перед тем как давать конкретные рекомендации руководителю, хотелось бы отметить, как исследуемый человек может влиять на организационное поведение посредством своих индивидуальных особенностей.
Исследуемая личность имеет высокую предрасположенность к лидерству. Этот человек вполне может занимать руководящий пост. Однако отношения с подчиненными и руководством могут быть не всегда гладкими, это связано с тем что данная личность холерического типа. Такие люди испытывают резкие перепады настроения, могут резко переходить от смеха к гневу.
Активная и инициативная личность. Вполне может перевести организацию в стадию активного роста.
Этот человек легко находит общий язык с людьми, поэтому имеются все шансы на установление благоприятных отношений в коллективе. Так же этому способствует уживчивость..
По типу индивидуального темперамента испытуемый: холерик.
Такой сотрудник активный, инициативный и энергичный. Его не нужно подгонять, проверять и специально мотивировать на работу. Он самомотивирован на успех и достижения. На первом месте у него потребность — в новой информации и новом опыте. Любит учиться и всегда стремится к повышению компетентности. Однако существует опасность для руководителя что такой сотрудник в скором времени может стать ему конкурентом.
Сотруднику – холерику нужно давать больше самомостоятельности. Он хорошо себя может проявиться инновационных проектах. Такого сотрудника можно часто посылать в командировки, так как ему нравится смена мест и он любит заводить новые знакомства. Холерику нравится когда его хвалят в присутствии других – для него это сильнейший мотиватор к работе. Такой сотрудник готов постоянно самосовершенствоваться, хорошо обучаем.
По типу акцентуации характера
В больше степени проявляется гипертимический тип и циклотимический тип.. Это человек, который всегда имеет хорошее настроение, активен и энергичен. Он стремится к лидерству, чаще всего к неформальному. Общителен, однако, уровень общительности может меняться в зависимости от настроения. Легко приспосабливается к новой обстановке. Тяжело переносит одиночество, монотонный труд. Излишне переоценивает свои возможности. Средняя самооценка.
В данном случае руководителю не помешало бы пользоваться таким качеством этой личности как общительность. Такой сотрудник вполне может работать с персоналом или с клиентами.
По психическому профилю человека
Свойственны: Общительность, быстрая обучаемость, эмоциональная устойчивость, независимость, самоуверенность, экспрессивность, жизнерадостность, импульсивность, беспечность, веселость, разговорчивость, подвижность, Беспринципность, неорганизованность, социальная смелость, ,активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Чувствительность, мягкость, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность в восприятии мира. Доверчивость откровенность уживчивость, развитом воображении, высокий творческий потенциал, прямолинейность, наивность, естественность, непосредственность поведения, Уверенность в себе, Безмятежность, аналитичность мышления, спокойно воспринимает новые не устоявшиеся взгляды и перемены, независимость.
Руководитель должен учитывать психологический профиль человека и свойственные ему черты. В данном случаи для эффективности работы такого подчиненного необходимо: давать ему больше самостоятельности, способствовать возможности дальнейшего обучения , не ставить его на должность где используется монотонный труд.
По уровню субъективного контроля
Низкий уровень субъективного контроля. Этот человек считает, что все зависит от случая и действия других людей. Не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями. Не считают себя способными контролировать развитие событий.
Для руководителей среднего и высшего уровня низкий уровень контроля не благоприятен, а для специалиста общего профиля приемлем.
Хотелось бы отметить что низкий уровень субъективного контроля у этого человека свидетельствует о том что при своих уникальных возможностях и перспективах развития он не стремится к росту карьерного потенциала. И возможность карьерного роста рассматривает как стечение обстоятельств, связанное с внешними факторами, а не с самим собой.
В менеджменте все более активно используются данные о разнообразии человеческого поведения и личностных характеристик, предлагаемые психологией. И традиционно большое внимание у менеджеров вызывают психологические рекомендации об особенностях обращения с разными людьми.
Личностные параметры уже давно являются значительными и успешно действующими критериями при отборе и найме сотрудников. Личность рассматривается в качестве ключевого фактора для понимания отношения к работе и карьере, преодоления стресса, анализа проблем и принятия решений. Кроме того, личность рассматривается кик центральный фактор в движущих силах мотивации, в межличностных отношениях.
Не существует единой теории, включающей в себя все, что нам известно о таком понятии, как личность. Каждая теория и каждый подход предлагает свой путь к изучению личности. Например, некоторые теории рассматривают личность как систему склонностей вести себя сходным образом в ряде ситуаций. Эти теории делают упор на характерные черты людей, их взгляды и потребности, управляющие их поведением. Существуют также образовательные теории личности, в том числе теория социального обучения, которая рассматривает людей как общую сумму всего, чему они научились. Другие теорий подчеркивают значение движущих сил личности в виде ощущений, мыслей и суждений людей, возникающих по мере познания и развития окружающего мира. Концепция личности формируется на базе попыток самовыражения и реализации своих способностей. Наконец, некоторые теории сосредоточивают внимание на внутреннем состоянии индивида и рассматривают личность как следствие внутренних конфликтов и путей их разрешения.
Личность как научная категория является предметом исследования различных отраслей знаний: психологии, медицины, социологии, управления и т.д. В организационном поведении ориентируются на концепции личности, имеющие существенное значение для эффективного управления человеческими ресурсами в экономических системах.
При написании курсовой работы у меня получилось выполнить все задачи поставленные мной для достижения цели.
Был проведен анализ влияния индивидуальных особенностей личности. Выяснилось что индивидуальные особенности играют существенную роль как в жизни самой личности так в организации в которой эта личность работает. Для каждой компании важно что бы ее сотрудник как можно эффективней работал и приносил выгоду. Добиться максимальной эффективности работы организации можно посредством правильного подбора и распределения сотрудников. Так как каждый сотрудник обладает определенными индивидуальными характеристиками, то их необходимо учитывать и использовать в работе.
Для исследования индивидуальных особенностей личности инструментарием я выбрала тестирования. На мой взгляд с помощью трех популярных тестов получилось выявить многие личностные особенности индивида, которого я обследовала. Однако данный метод исследования не является точным, и иногда результаты могут противоречить друг другу. Кроме того человек, который проходит тестирование может быть не достаточно искренним и правдивым в своих ответах. Поэтому нельзя говорить о том, что результаты тестов стопроцентно отражают все индивидуальные особенности человека. Однако на основании полученных результатов можно формулировать рекомендации для руководителей по управлению подчиненными с учетом влияния индивидуальных особенностей каждого.
1. Бескова Л.А., Удалова Е.А., Я и все остальные. Начала соционики. М.: Изд-во ГРОСС_МЕДИА, 2006.224с
2. Гапоненко А.Л. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности, Элитариум Центр дистанционного образования www.elitarium.ru
3. Джорж ДЖ.М. , Джоунс Г.Р. Организационное поведение .Основы управления, М.. Изд-во ЮНИТИ ,2003. 463с
4. Дохолян С.В. Психологические типы коллег и сотрудников Элитариум Центр дистанционного образования www.elitarium.ru
5. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение. Учебник. М.: ,ЭКОНОМИСТЪ, 2006. 665с
6. Карташова Л.В., Никонова Г.В., Соломанидина Г.О. Организационное поведение. Учебник М.: Изд-во ИНФА-М, 2007
7. Самоукина Н.В. Методы влияния на руководителей и подчиненных с учетом их типа темперамента Элитариум Центр дистанционного образования www.elitarium.ru
8. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. Учебное пособие для Вузов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 416с
9. Станкин М.И. Психология управления. Практическое пособие. М.: Изд-во ЗАО «Бизнес школа. Интел- синтез» , 2002
10. Шапиро С.А. Организационное поведение М.: Изд-во ГРОСС-МЕДИА, 2005. 336с
11. Карпов А.В.Психология менеджмента Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. .584 с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6