Это все касалось личного тайм-менеджмента. А как же быть в случае организационного, или корпоративного тайм-менеджмента? Тайм-менеджмент в масштабах организации - это движение с нижних слоев иерархии. Действительно, невозможно заставить работников экономить собственное время и таким образом увеличить их производительность труда. У организационного менеджмента есть ряд возможностей для оптимизации временного ресурса, однако это связано с такими понятиями как управление проектами, технологиями производства и т. п., оно не относится к тайм-менеджменту. Тайм-менеджмент же должен начинать свое движение по организации снизу. Для этого следует заинтересовать людей. Работники рассматривают свое рабочее время как «проданное» работодателю время, однако можно внушить им, что хотя оно и «продано» работодателю, но это по-прежнему невосполнимый ресурс жизни человека. После этого в сотруднике компании достаточно быстро пробуждается понимание, что его ценнейший и невосполнимый ресурс безвозвратно тратится из-за окружающего беспорядка – отсутствия должностных инструкций, нормального корпоративного планирования, и т.п. Поняв и прочувствовав на себе значение организации и планирования, человек гораздо более спокойно и конструктивно воспринимает новации в этой области, исходящие от руководства. Теперь для него внедрение управления проектами, или корпоративной информационной системы, или системы менеджмента качества – не «блажь начальства», а вполне понятный и естественный шаг развития. Даже если первоначально таких людей в организации мало, 5-10%, они вполне способны заразить своим пониманием данной проблемы и энтузиазмом большую часть персонала организации. Глеб Архангельский называет подобную технологию внедрения тайм-менеджмента «бациллой», объясняя сходство действия подобных единичных сотрудников с действиями, производимыми бациллами. Глебом Архангельским также предложен интересный метод стимулирования человека к использованию тайм-менеджмента в своей деятельности. Этот метод демонстративен и заставляет самого человека задуматься о том, как много быстро течет его время и о том, что огромное количество его времени тратится впустую. Обычно осознание этого заставляет человека серьезно задуматься о том, что время следует беречь, использовать рационально. Суть этого метода в следующем. Необходимо изготовить настольный календарь - «пинарик», который выглядит как обычный настольный календарик, но со следующими отличиями: над графиком текущего года изображен список цифр – годы от рождения человека примерно до текущего; под графиком – от текущего где-нибудь до 2030-2050, в зависимости его возраста и уровня оптимизма. Заведя «пинарик», человек берет карандаш и с толком, с чувством, с расстановкой, один за другим вычеркивает прожитые годы. Можно – с лирическими воспоминаниями. Затем таким же образом вычеркивает прожитые дни текущего года. «Пинарик» готов к употреблению. Каждое утро, приступая к работе, человек должен зачеркивать половину наступившего дня. Вечером – вторую половину. Желательно держать «пинарик» на видном месте, заглядывать в него почаще, особенно в нижнюю строчку. Можно где-нибудь поблизости прописать стратегические цели, и соотносить реальный ресурс времени с процессом их достижения. Как показывает практика, больше двух-трех недель такой жизни не выдерживает никто: когда время «материализовано», когда каждый день своими руками человек отмечает его ход – появляется стимул как следует задуматься о проблеме «самого невосполнимого ресурса», и начать что-то делать в этом направлении.[6] Работа с «пинариком» занимает 30 секунд утром и 30 секунд вечером, он был изобретен Дмитрием Литваком, вице-президентом московского отделения Института проектного менеджмента.
v. Практическая часть.
Практическую часть я хочу продемонстрировать на примере одного из недавно появившихся небольших предприятий. Назовем его «Ариадна». Основным видом его деятельности является пошив одежды, а именно платьев и костюмов. То есть практическая часть будет рассмотрена на примере ателье. Анализ работы данного предприятия сразу показывает, что рано или поздно руководителю его придется столкнуться с необходимостью использования различных методик тайм-менеджмента. В связи с тем, что предприятие молодое, еще четко не выработаны функциональные обязанности сотрудников, взаимодействие во многом осуществляется на основе неформального общения. Рабочий день менеджера ненормированный, то есть при необходимости он остается на работе допоздна и часто задерживает сотрудников, чтобы решить какой-либо важный вопрос. Довольно часто он лично присутствует при приеме заказа, чтобы лично убедится, что работники его фирмы грамотно оформляют заказ и работают с клиентами. Фирма работает без перерыва на обед, работники могут по несколько человек перекусить в обеденное время. В настоящий момент наблюдается большое количество клиентов, желающих заказать своим детям соответствующую одежду на выпускной бал. В связи с этим приемщицы заказов не всегда успевают принимать все заказы и часто заказы принимает раскройщица. Руководителю часто приходится уезжать из офиса с целью решения различных вопросов с налоговыми органами, другими организациями. Как говорит сам руководитель, у него не остается времени не только на какое- то совершенствование деятельности фирмы и разработку стратегий ее развития, но и на дела личного характера. Однако он надеется, что со временем многие проблемы будут решены, возможно, будет создана должность его заместителя, что значительно освободит его от нагрузки. Мною были проанализированы 2 рабочих дня этого менеджера. К сожалению, анализ не может соответствовать 100-процентно рабочему дню руководителя, так как таблицы составлены на основе результатов Записей, сделанных по моей просьбе секретарем руководителя этой организации. В итоге получилась следующая картина:
29 апреля 2004 года. |Действие руководителя |Время |Время |Продолжительность | | |начала |окончания |действия | | |действия|действия | | |Предварительная утренняя|9.00 |9.10 |10 минут | |проверка явки работников| | | | |Работа с почтой, |9.10 |10.15 |65 минут | |корреспонденцией, | | | | |газетами и журналами | | | | |Проверка работы |10.15 |10.20 |5 минут | |сотрудников | | | | |Поездка для изучения |10.20 |12.45 |145 минут | |возможности поставки | | | | |нового сырья | | | | |Отдых после поездки, |12.45 |13.05 |20 минут | |просмотр бумаг | | | | |Беседа с начальником |13.05 |13.30 |25 минут | |цеха по поводу новых | | | | |материалов | | | | |Работы с бумагами |13.30 |13.45 |15 минут | |Общение с |13.45 |13.55 |10 минут | |распространителем книг | | | | |Изучение приобретенных |13.55 |14.15 |20 минут | |книг | | | | |Обед на рабочем месте |14.45 |15.05 |20 минут | |Отдых после обеда |15.05 |15.30 |25 минут | |Работа с бумагами |15.30 |16.55 |75 минут | |Отдых на рабочем месте |16.55 |17.05 |10 минут | |Проверка работы |17.05 |17.25 |20 минут | |сотрудников, беседа с | | | | |ними | | | | |Организация совещания |17.25 |17.35 |10 минут | |Совещание |17.35 |18.05 |30 минут | |Работа с бумагами |18.05 |19.30 |85 минут |
30 апреля 2004 года |Действие руководителя |Время |Время |Продолжительность| | |начала |окончания |действия | | |действия|действия | | |Предварительная утренняя |9.00 |9.10 |10 минут | |проверка явки работников | | | | |Работа с почтой, |9.10 |9.35 |25 минут | |корреспонденцией, | | | | |журналами и газетами | | | | |Проверка работы |9.35 |9.40 |5 минут | |сотрудников | | | | |Поездка для заключения |9.40 |12.00 |140 минут | |договора о поставке сырья| | | | |Перевозка собственным |12.00 |12.40 |40 минут | |транспортом первой партии| | | | |сырья | | | | |Совместное с начальником |12.40 |13.20 |40 минут | |цеха и некоторыми швеями | | | | |изучение нового материала| | | | |Обед на рабочем месте |13.20 |13.35 |15 минут | |Отдых на рабочем месте, |13.35 |14.00 |25 минут | |беседа с секретарем на | | | | |личные темы | | | | |Работа с бумагами |14.00 |15.20 |80 минут | |Наблюдение за работой |15.20 |15.45 |25 минут | |сотрудницы по приему | | | | |заказов | | | | |Анализ реакции клиентов |15.45 |16.10 |25 минут | |на новый материал | | | | |Поездка для закупки |16.10 |17.15 |65 минут | |различных предметов для | | | | |офиса | | | | |Работа с бумагами |17.15 |18.10 |55 минут | |Наблюдение за работой |18.10 |18.25 |15 минут | |сотрудников, беседа с | | | | |ними | | | | |Подготовка к совещанию |18.25 |18.35 |10 минут | |Проведение совещания |18.35 |19.30 |55 минут | |Работа с бумагами |19.30 |20.20 |50 минут |
Как видно из этих двух таблиц, деятельность организации начинается ежедневно в 9 часов утра проверкой присутствия сотрудников и заканчивается в 19 часов вечера совещанием. Среднее время работы руководителя составляет 10 часов 55 минут, или 655 минут. Однако считается, что нормальный режим работы составляет 8 часов или 480 минут, что и оговорено как максимальное рабочее время в трудовом законодательстве России. Следовательно, руководителю для качественной работы необходимо дополнительное время, что говорит о желательности рационального использования времени. Из этого графика работы также можно сделать вывод, что руководитель данной организации является человеком, который если и расходует время непроизводительно, то не большую его часть, который также применяет планирование своей деятельности, так как в течение двух дней многие схожие действия он осуществлял примерно в одно и то же время. Проанализируем график его работы. Во-первых в глаза сразу бросается то, что он в течение нескольких раз в день контролирует деятельность своих работников, то есть предварительно проверяет их присутствие на рабочем месте, их работу в течение рабочего дня и по окончании рабочего дня, также он наблюдает за тем, как происходит процесс приема заказа. Это время в сумме занимает 35 минут в первый день и 55 минут во второй день, то есть 45 минут в день, что составляет около 7 процентов времени, которое руководитель проводит на работе. Время не выходит за рамки, в которых оно не сильно влияет на загруженность руководителя, при этом он получает информацию, которая будет необходима при совершенствовании структуры организации и производственных процессов и принятия управленческих решений. Во-вторых работа с корреспонденцией. Она занимает в среднем 7 процентов рабочего времени менеджера (45 минут). Менеджер получает мало корреспонденции, однако большое количество различных подписных изданий коммерческого характера, в том числе и посредством сети интернет, то есть работа с корреспонденцией, газетами и журналами является для руководителя источником деловой информации. Это время также вполне удачно распределено руководителем, так как он получает свежую информацию утром в самом начале работы и отправляет корреспонденцию, тоже утром, не оставляя ее «на потом». При этом время, затраченное на этот процесс незначительно, менее 10 % от общего рабочего времени. В-третьих, определенное время занимает отдых, послеобеденный, текущий и после каких-либо определенных действий, например, поездок. Время отдыха составило в первый день 55 минут (8% рабочего времени), во второй день 25 минут (4% рабочего времени), то есть время отдыха также было незначительным. Совещания, общие и с отдельными сотрудниками составили за 2 дня 125 минут или 62,5 минуты в сутки, что составляет 9,5% общего рабочего времени. Учитывая, что организация молодая, вполне логично то, что руководитель для анализа, координации и руководства фирмой будет созывать длительные совещания или часто вызывать к себе сотрудников для совместного поиска решения каких-либо проблем. Следует заметить, что данные совещания не занимают много времени, менее 10% от длительности рабочего дня. Одним из самых длительных процессов, осуществляемых руководителем является процесс изучения различных бумаг. Этот процесс является источником информации для руководителя, способом работы с ней (анализ, синтез, разработка идей и отражение их в письменном виде для последующей работы в том числе и на совещаниях) и в то же самое время он является одним из способов экономии времени. Работа с бумагами заняла столько времени: первый день – 195 минут (30% времени), второй день 185 минут (28% времени). Работа с бумагами – процесс очень емкий в части временных затрат. Еще один растянутый во времени процесс – это различного рода поездки руководителя. Если в первый день на это было затрачено 145 минут (22% времени), то во второй уже 245 минут (37% времени), что связано с тем, что именно 30 апреля был заключен договор на поставку сырья фирме «Ариадна», а также необходимостью осуществить закупки офисных принадлежностей. «Воры времени» были представлены распространителями, которые заняли 30 (5% времени) минут и беседой с секретарем, длившейся 25 минут (4% времени). Однако они не имеют значительного влияния на рабочее время руководителя. Телефонные звонки руководителю довольно малочисленны и в большинстве случаев секретарь или сотрудник, принимающий заказы, самостоятельно отвечают на них. Для того, чтобы рассмотреть возможность применения управления временем относительно данного руководителя и данной организации следует поставить цели, которые буду стоят перед тайм-менеджментом. Из анализа рабочего дня руководителя сразу видно, что рабочий день у него превышает желательные 8 часов и составляет 11 часов 55 минут. Главной целью на мой взгляд следует поставить сокращение рабочего дня до 8 часов. Это даст возможность руководителю иметь большее время для отдыха и жизни вне рабочего места. Также следует поставить целью оптимизацию рабочего дня с учетом того правила, что не следует планировать более 60% своего рабочего времени. Первый метод тайм-менеджмента, который следует применить в данном случае – это передача части своих обязанностей своим подчиненным. К этим обязанностям могут относится такие как сортировка почты (первичная работа с корреспонденцией), частично работа с бумагами (с документами, которые могут быть заполнены и обработаны сотрудниками, при этом необходим контроль за их заполнением), также возможна передача таких функций как доставка партий сырья, которые доставляются за собственный счет и поездки для изучения возможности поставок сырья, если для этого не требуется присутствия менеджера. Работу с персоналом, наблюдение и анализ работы сотрудников также можно поручить какому-либо сотруднику. Однако тут может возникнуть проблема нехватки персонала. Действительно, фирма «Ариадна» - новое предприятие и в целях экономии средств в штатном расписании не предусмотрены должности для организации закупок ресурсов и работы с персоналом. Однако со временем в случае расширения фирмы вопрос о введении этих должностей обязательно встанет и почти наверняка он будет решен положительно. К тому же при отсутствии этих должностей функции работы с персоналом могут быть переданы начальнику цеха при соответствующем стимулировании его деятельности и после необходимого обучения. На мой взгляд, подобная передача должностных обязанностей может освободить более часа времени руководителя, из них 45 минут будет занимать наблюдение за работой персонала, более 15 минут в день – работа с документами. Дальнейшее сокращение рабочего дня может происходить за счет оптимизации графика работы. Оптимальный рабочий день составляет 480 минут, а 60% от этого времени – 290 минут или 4 часа 40 минут. Остальное время следует оставить незапланированным. К обязательным мероприятиям в рабочем графике руководителя следует относить: Подготовку и проведение совещаний (около 75 минут), работу с корреспонденцией и почтой (более 30 минут при передаче сортировки подчиненным), обед (около 20 минут), отдых (около 40 минут в день), изучение и работа с бумагами (более 175 минут). Иные дела могут быть переданы другим сотрудникам или могут быть сделаны в оставшиеся 40% времени. Эти дела также не могут быть внесены в рабочий график менеджера, так как они не возникают периодически (например, поездка с целью подписания договора на поставку сырья), а могут появится в любой момент времени. Наиболее благоприятным на мой взгляд будет являться такой распорядок дня, при котором работа с корреспонденцией будет запланирована на утро, проведение совещаний на вечер, а обед – на обеденное время. Отдых желателен послеобеденный, а текущий отдых и работу с бумагами наилучшим для себя образом может соотнести со временем только сам руководитель. Если учесть все вышеуказанные затраты времени как запланированные в 8- часовой рабочий день, то получится, что они составляют 71 % от этого рабочего дня вместо 60 % рекомендуемых. Для того, чтобы исправить эту ситуацию есть только 1 выход – это руководителю научится более быстро работать с бумагами. Возможно, для этого потребуется посещение различных специальных тренингов и курсов, однако это может дать значительных эффект экономии времени. Также руководителю следует заниматься борьбой с различными ворами времени. В данном случае следует запретить секретарю пускать к руководителю лиц, которые могут помещать ему работать. Беседа же с секретарем проводилась во время отдыха руководителя, однако возможно, что во время работы секретаря, что возможно мешало ему выполнять свои обязанности, следует обратить внимание на это. Для самомотивации можно предложить руководителю использовать «пинарик», идея которого распространяется в настоящее время благодаря небезызвестному Глебу Архангельскому. Это даст стимул для самостоятельного поиска возможностей более рационального использования рабочего времени, так как единственным человеком, который может действительно максимально возможно сократить свои непроизводительные затраты времени руководителя – это только сам руководитель. В целом же можно сказать, что у руководителя фирмы «Ариадна» довольно хорошо продуманный рабочий день и довольно трудно давать ему какие-либо советы и рекомендации, которые значительно рационализировали его свободное время.
vi. Заключение
Мною были изучены основные приемы и методики тайм-менеджмента, позволяющие рационализировать рабочее время сотрудника вообще и менеджера в частности, уменьшить непроизводительные затраты временного ресурса и в итоге увеличить производительность труда персонала. Эти приемы и методики были рассмотрены мною на примере фирмы «Ариадна». При этом был произведен анализ использования рабочего времени менеджером фирмы, даны конкретные рекомендации по совершенствованию планирования рабочего дня, а также была дана оценка использованию рабочего времени руководителем, основанная на результатах его анализа. Тайм-менеджмент – это совокупность знаний, имеющих огромное как экономическое значение, так и значение личное. Экономическое значение заключается в том, что за счет рационального использования времени возможно значительное повышение производительности труда как отдельного человека, так и всего коллектива в целом. Личное же значение заключается в том, что он позволяет человеку обрести значительное количество свободного времени, которое будет позволять ощущать себя свободным, уделять больше внимания своему отдыху, здоровью и личной жизни. Тема моей курсовой работы была для меня очень интересной, я узнал много нового и полезного для себя и считаю, что любой менеджер должен иметь представление о тайм-менеджменте.
vii. Список использованной литературы
1. Материалы сайта www.improvement.ru 2. Материалы сайта www.top-manager.ru 3. Материалы сайта www.akmr.ru 4. Материалы сайта www.zarplata.ru 5. Материалы сайта www.e-xecutive.ru 6. Архангельский Г. “Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы” М.: АиСТ-М, 2003 7. Зайверт Л. “Ваше время в Ваших руках: советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время” М.: Интерэксперт, 1995 8. «Директор» № 2-2004, с.24-26. ----------------------- [1] http://www.improvement.ru/zametki/advi/ [2] http://top-ma??????????????? ????????????????????????????????????????????????????????????? ?????????????????????????????????????†???? nager.ru/archive/2002/19/113/ [3] http://www.zarplata.ru/education/article_id~22.asp [4] http://www.improvement.ru [5] http://www.akmr.ru/articles/msg/81.shtml [6] http://www.improvement.ru/bibliot/chrono/chrono11.shtm
Страницы: 1, 2, 3