– открытость новому,
– поддержка инноваций;
– доверие и сотрудничество на всех уровнях;
– демократический стиль управления;
– организация обучения и профессионального общения.
Взаимодействие творческих сотрудников с руководством компании должно быть построено так, чтобы новые идеи, которым требуется организационная поддержка, не терялись. Для этого необходимо наладить канал их получения. В зависимости от специфики бизнеса, особенностей корпоративной культуры и размеров организации могут быть использованы различные варианты решений:
· создается отдельная структура, ответственная за инновации;
· назначается менеджер, к которому стекаются все предложения от персонала;
· предложения принимают непосредственные руководители;
· создаются временные творческие группы для решения конкретных творческих задач;
· организуются кружки новаторов, изобретателей;
· проводятся специальные мероприятия – «креативные дни», конференции и фестивали идей;
· устанавливается специальный ящик для сбора идей.
Важный момент в управлении творческими потенциалами заключается в том, чтобы поток идей не прекращался, а произойти это может по следующим причинам: бюрократизм, связанный с процедурой выдвижения идей; отсутствие обратной связи; невостребованность.
Одним из важных факторов для расцвета творчества в организации является постоянный приток в организации новых знаний, информации, впечатлений. Следует сказать, что дело это благодарное – креативные сотрудники с удовольствием учатся, стажируются, посещают конференции и другие мероприятия. Общение с коллегами помогает им раздвигать рамки собственных представлений, улавливать новые тенденции, генерировать новые идеи. Например, японские корпорации для повышения креативности сотрудников намеренно погружают проектные команды в принципиально новую среду – географическую, культурную или интеллектуальную с помощью поездок в новые места и представления знаний из не связанных с их бизнесом областей. Существуют специальные программы развития творческих способностей. Тренинг креативности помогает активизировать творческий потенциал каждого человека за счет осознания внутренних барьеров и лучшего понимания своих возможностей, повышает мотивацию к творческому труду. Овладение методами и технологиями творчества позволяет сделать творческий процесс более эффективным, гарантирует получение идей и решений в любых ситуациях.
Одним из наиболее распространенных барьеров для проявления творчества являются, офисы, не обеспечивающие основных физиологических условий, необходимых для проявления креативности, – достаточность пространства, хорошее освещение, свежий воздух, удобная мебель. Типичная офисная гамма – бело-серо-черная – творчество также не стимулирует, ведь его вдохновляют совсем другие цвета – желтый, оранжевый, синий и фиолетовый.
3. Методы активизации творческого мышления
Разработка и генерация новых идей для решения стратегических целей и задач предприятия – это не просто. Часто, творческий специалист не знает с чего начать, как собраться и сфокусировать свое внимание на нужном объекте, активизировать свои творческие способности.
Существуют простые методы сконцентрировать свое внимание и активизировать творческий подход для более качественного анализа в нужном направлении. Огромное количество возникающих нестандартных проблем и постоянное стремление человека к инновациям объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления.
Вот перечень методов организации творческого процесса:
– метод мозгового штурма,
– ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),
– метод синектики,
– морфологический метод.
Все они были разработаны в указанном порядке:
1) метод мозгового штурма – изобрел руководитель рекламного агентства Алекс Осборн в 1930 году;
2) морфологический метод – разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки, в 1942 году;
3) метод синектики – предложен В.Дж. Гордоном, является усовершенствованием метода мозгового штурма, работа над методом была начата в 1944 году;
4) ТРИЗ – начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликована в 1956 году.
Итак рассмотрим методы направленные на организацию креативной среды[7].
Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на следующие этапы:
– спонтанная генерация любых идей (обычно 60 – 80 идей за 40 мин);
– экспертиза идей (отбор 1–2 наиболее удачных).
Недостатком метода является малая производительность при больших затратах времени.
Синектика – это вид мозгового штурма при допущении обсуждения (отсеивания) идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей, в процессе генерирования могут использоваться различные вербальные техники:
– прямая аналогия – анализ того, как в других областях решается сходная проблема;
– личная аналогия – вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его на основе собственных ощущений;
– символическая аналогия – краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.);
– фантастическая аналогия – поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр.
Недостаток метода: для синектической группы необходима высокая сплоченность и хорошая предварительная обученность, иначе в погоне за продуктивностью творческой деятельности возрастает критичность группы и нарушается гармония креативной среды, что, в свою очередь, резко снижает продуктивность генерации идей.
Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей, вот некоторые их них:
ТРИЗ – эта методика является комплексной структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий проблемы, ориентированной на идеальный конечный результат. Данные по анализируемой проблеме заносятся в специальную таблицу по предлагаемому ниже алгоритму[8].
Алгоритм ТРИЗ
Шаг 1: Условия задачи
Система для:
(основная функция)
ОФ:
с помощью:
(принцип действия)
ПД:
состоит из:
(состав системы)
СС:
В процессе выполнения ОФ возникает нежелательный эффект №1:
НЭ1:
Вывод:
Логическое противоречие:
ЛП: ОФ – НЭ1 – СУ – НЭ2
Шаг 2: Постановка изобретательской задачи
Найти идеальный Х-элемент, сохраняющий СУ для НЭ1 и препятствующий появлению НЭ2:
СУ = Х (НЭ1 + НЭ2) = идеальный конечный результат
Х-элемент (идеальное свойство системы, позволяющее ей работать без НЭ):
Шаг 3: Дополнительные
условия
Определение оперативной зоны конфликта (проблемы):
ОЗ – зона взаимодействия объектов, в которой возникают НЭ:
Определение оперативного времени конфликта (проблемы):
ОВ – сумма периодов времени до-, в процессе и после конфликта взаимодействующих сторон:
Шаг 4: Противоречие на макроуровне
Свойство ОЗ в период ОВ для выполнения своей функции должно быть:
СОЗ1:
В то же время ОЗ должна быть такой, чтобы не приводить к НЭ:
СОЗ2:
Шаг 5: Противоречие на микроуровне
Между объектами в ОЗ должны находиться частицы, обеспечивающие условие системы:
УОЗ1:
Эти же частицы должны не допустить появление НЭ, поэтому должны быть:
УОЗ2:
Шаг 6: Идеальный конечный
результат
Система должна сама обеспечивать между объектами наличие частиц, выполняющих условия для ОЗ и ОВ, при которых выполняется ОФ системы и не возникает НЭ:
ИКР:
Шаг 7: Формулировка требований
Перечислить требования к свойствам частиц, которые будут обеспечивать ОЗ системы:
Шаг 8: Анализ возможностей системы
Выявить в составе системы внутренние резервы, обладающие требуемыми свойствами:
Примечания:
Система – объединение разнородных элементов, предназначенное для выполнения основной функции и создающее новое свойство, которым не обладает ни один из составляющих систему элементов.
ОФ – действие, для осуществления которого создана некая система.
ПД – закон, посредством которого система осуществляет основную функцию.
СС – элементы анализируемой системы, участвующие в осуществлении основной функции.
НЭ – вредное для пользователя системы действие, возникающее при выполнении ОФ; чаще всего возникает в случае изменения системы пользователем или предъявлении к ней повышенных требований.
СУ – изменение в самой системе, в том числе, с помощью дополнительных факторов, приводящее к устранению НЭ. Если введение СУ не приводит к возникновению вредных для пользователя эффектов, то проблема решена. Но, как правило, введение СУ, устраняющего один НЭ, приводит к появлению нового НЭ и, как следствие, к логическому противоречию.
ЛП – свойство связи между двумя взаимодействующими элементами, при котором изменение одного из элементов системы в полезную для пользователя сторону вызывает нежелательное изменение другого элемента. ЛП формулируется в форме причинно-следственной связи: «если… – то… – но…». При формулировании ЛП необходимо пользоваться конкретными формулировками, отражающими сущность происходящих явлений.
Страницы: 1, 2, 3, 4