3. Системы автоматического складирования и выдачи товаров (САС) «автоматизированные склады» предусматривают использование управляемых компьютером подъемно-транспортных устройств, которые закладывают изделия в склад и извлекают их оттуда по команде. Компьютер также следит за тем, где именно находится каждое изделие. Эти системы не только исключают ручной труд, но и позволяют экономить складские площади, ускорять складские операции и улучшать контроль за материально-техническими запасами.
4. Гибкие производственные системы (ГПС) реализуют процессы, в которых объединены все описанные выше технологии. Их достоинство — автоматизация без потери гибкости. Они позволяют сократить затраты на переналадку оборудования, что обеспечивает экономичность производства небольших партий изделий.
5. Интегрированной автоматизированной системой управления производством (ИАСУП) называют сочетание названных выше технологий в системе, работающей под управлением интегрированной информационной управляющей системы.
3. Проектирование продуктов и процессов в сфере услуг
Услуга — любое действие, которое одна сторона предлагает другой на взаимовыгодных условиях. В современном постиндустриальном обществе услуги играют ведущую роль. В сфере услуг занято 50-80% работающих.
Услуги имеют четыре основных качества, которые отличают их от товаров: 1) неосязаемость услуг означает, что их невозможно транспортировать, хранить, упаковывать или изучать до покупки, например, нельзя увидеть, услышать, потрогать изменение состояния своего здоровья до начала лечения; 2) несохраняемость означает, что их нельзя хранить с целью последующей реализации, и если работа не выполнена, то время потеряно; 3) многие виды услуг неотделимы от источника, например, если хотите лечиться, то нужно общаться с врачом; 4) непостоянство качества обусловлено тем, что многие виды услуг пока не автоматизированы.
Кроме того, услуги могут классифицироваться по степени контакта с потребителями. Например, автомобили вовсе не обязательно ремонтировать в присутствии владельца или водителя.
Технологии услуг по организации и степени механизации и автоматизации подразделяют на: 1) твердые, при которых люди полностью заменены автоматами; 2) мягкие, при которых индивидуальные услуги оказываются заранее запланированными комплексами, какими, например, являются туры туристических агентств; 3) гибридные, которые сочетают твердые и мягкие технологии.
Особенности проектирования услуг определяются их свойствами. Полезным может быть учет следующих факторов: 1) размещение предприятия должно определяться месторасположением потребителей; 2) потребности и желания потребителей имеют приоритет перед экономичностью; 3) календарное планирование работ зависит от потребителей; 4) измерение качества может оказаться проблемой; 5) работники должны владеть хорошими навыками общения с потребителями; 6) производственные мощности рассчитываются по максимальному, а не по среднему уровню спроса; 7) создание запасов невозможно; 8) эффективность работы трудно измерима, поскольку низкая производительность может обусловливаться низким спросом; 9) крупные предприятия в сфере услуг не типичны; 10) маркетинг и производство теснейшим образом взаимосвязаны.
Совершенствование операций в сфере услуг осуществляется в основном по двум направлениям: за счет усиления участия потребителя в производстве услуг и самообслуживания; за счет механизации и автоматизации.
4. Размещение и проектирование операционных мощностей
Количество и мощность материально-технических объектов обычно определяются факторами эффективности и маркетинга. Крупные централизованные организации создаются в случаях большой капиталоемкости перерабатывающей подсистемы. В качестве примера можно назвать электростанции. Крупные организации предпочтительны и в тех случаях, когда требуется организованно собрать в одно место много людей или различных изделий. Примерами служат автосборочные заводы, аэропорты.
Мелкие организации предпочтительны, когда клиенты рассредоточены и требуется обеспечить для них удобный доступ к организации. Примерами могут служит магазины товаров повседневного спроса, парикмахерские.
В некоторых операционных системах принят комбинированный подход, где используются и крупные, и мелкие организации. Примерами могут служить фабрики химической чистки и лаборатории по обработке фотоматериалов с их приемными пунктами.
Размещение мощностей зависит от ряда факторов. При этом обычно выделяют два уровня решений о месте расположения производства: макроуровень — решение о континенте, стране, провинции и городе; микроуровень — выбор конкретной площадки или здания для производства.
Основные факторы макроуровня следующие: 1) демографические и экономические факторы, влияющие на размер и развитие основных рынков сбыта продуктов; 2) источники и транспортные расходы по доставке сырья и материалов; 3) количество и качество трудовых ресурсов; 4) наличие достаточного количества энергии и воды; 5) политическая стабильность; 6) налоговая политика и поощрение экономического развития; 7) вопросы защиты окружающей среды; 8) стоимость земельного участка и строительства;^) условия проживания — климат, системы образования, здравоохранения, культура, отдых, преступность.
К важнейшим факторам микроуровня относятся: 1) ограничительные нормы на развитие промышленности, совместимость с соседствующими объектами; 2) размер, конфигурация и другие технические аспекты площадки; 3) наличие предпочтительных видов транспорта; 4) объем транспортных перевозок у клиентов, подъезды; 5) наличие и стоимость энергоснабжения и других услуг, в том числе пожарной охраны и удаления отходов; 6) внешний вид площадки, который может соответствовать или не соответствовать характеру предприятия; 7) близость к жилым массивам и другим объектам, необходимым для служащих; 8) месторасположение конкурентов, особенно предприятий розничной торговли или пунктов по предоставлению услуг.
Для многих организаций при решении вопроса о месте расположения доминирующим оказывается какой-нибудь один фактор. Например, заводы для производства алюминиевых банок для напитков обычно располагаются рядом с производством самих напитков в силу высоких затрат на перевозку пустых банок.
Проектирование производств включает определение конфигурации — размеров и форм строений и расположения производственных ресурсов внутри его.
Планировка производства — это схема размещения элементов производственной системы. Известны следующие основные типы схем: пооперационная функциональная схема, линейная или поточная схема планировки и фиксированная позиционная планировка.
Пооперационная функциональная планировка характеризуется группировкой производственных ресурсов по характеру выполняемой работы — по технологической специализации. Например, в механическом цехе все сверлильные станки группируют на одном участке, все шлифовальные — на другом и т.д. Такая планировка используется при мелкосерийном производстве, когда отдельные изделия или клиенты переходят с одного участка на другой, в зависимости от конкретных требований.
Линейная или поточная планировка применяется в массовом производстве или в системах с непрерывными процессами, где каждое выпускаемое изделие фактически проходит одни и те же операции обработки. Производственные ресурсы располагают по потоку в виде последовательности рабочих мест в соответствии с теми операциями, которые требуются для выпуска готового продукта. Примером служит сборочная линия. В сфере услуг такую планировку следует использовать, например, при обработке заявлений на выдачу водительских прав. Основная проблема при такой планировке заключается в правильном распределении нагрузки на рабочие места но избежание образования «узких мест».
Фиксированная позиционная планировка в основном реализуется при выполнении проектов, например строительных. Изделие или потребитель при этом неподвижны, к месту работы по мере необходимости подаются различные производственные ресурсы. Такие планировки в основном носят временный характер, и их сохраняют лишь до окончания работы над проектом.
Процесс проектирования производства состоит из логически связанных между собой этапов. Нарушение последовательности выполнения этапов может вести к пагубным ошибкам, исправление которых обходится очень дорого. Последовательность этих этапов следующая.
1. Сбор исходных данных. Проектировщик должен располагать подробной информацией по: а) схеме планировки производственного процесса, размещаемого на предприятии; б) заданной производительности и ассортименту выпускаемой продукции; в) данным по площадке (размер, конфигурация) и любым существующим на площадке зданиям (поэтажные планы, высота перекрытий, несущая способность полов); г) строительным нормам и любым другим нормативным актам, относящимся к технике безопасности, охране труда, защите окружающей среды.
2. Определение количества и типов производственных ресурсов, требующихся для обеспечения заданной производительности. Например, сколько кассовых мест необходимо предусмотреть в банке для обслуживания ожидаемого числа клиентов?
3. Определение площади пола, требующейся для каждого производственного участка. Если в отделении будет стоять четыре станка, то какая площадь потребуется для этого отделения с учетом проходов, промежуточных складов, стола мастера, площадей обеспечения, комнат отдыха или ремонтных служб?
4. Анализ связей между различными участками включает определение того, какие из них следует расположить ближе друг к другу. Может оказаться, что два участка нужно разместить рядом с учетом перехода материалов или клиентов с одного участка на другой. В аэропортах, например, стоянки такси размещают рядом с отделением выдачи багажа. Участки приходится разносить по соображениям экологии, техники безопасности. Участок окраски, например, необходимо располагать в удалении от участка пескоструйной обработки, где выделяется пыль и высок уровень вибрации.
5. Разработка генеральной планировки с указанием всех размеров и расположения каждого производственного и вспомогательного участка. Прорабатывают возможные варианты.
6. Четкое определение точного места каждой единицы оборудования, мебели и на каждом участке. Часто эту работу выполняют с помощью шаблонов, которые накладывают на чертеж генеральной планировки, перемещая их в разные положения, добиваются оптимального расположения оборудования. В последнее время эту работу выполняют с помощью компьютеров.
5. Проектирование работ и нормирование труда
Проектирование работ включает точное определение содержания каждого вида работы в организации и косвенно — порядок распределения работы в ней. Проектируя работы, необходимо учитывать не только принципы экономической эффективности, но и поведенческие принципы. Работа должна соответствовать способностям работника и возможностям оборудования, стоимость разработки не должна быть чрезмерно высокой, содержание работы должно совпадать с психологическими ожиданиями работников. Аспекты экономической эффективности не должны противоречить поведенческим аспектам.
Разделение труда, его специализация является важным фактором повышения производительности труда операционных работников, в настоящее время используется во всех сферах деятельности. Преимущества специализации заключаются в том, что она позволяет сократить объем подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте, отделить от производственных те задания, которые не требуют квалифицированного труда и легко могут быть автоматизированы или могут выполняться неквалифицированными работниками, получающими меньшую заработную плату. К недостаткам, присущим специализации, можно отнести уменьшение гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворенности paботников, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов.
Страницы: 1, 2, 3, 4