6. Экономические службы и финансовый менеджмент
Структура экономических служб и содержание их деятельности.
Об экономическом отделе.
Экономический отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия. Отдел подчиняется непосредственно директору предприятия. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом директора предприятия. Работники отдела назначаются на должность и освобождаются от нее приказом директора предприятия по представлению начальника экономического отдела.
В своей деятельности отдел руководствуется: Уставом предприятия, положением об экономическом отделе, коллективным договором.
Структура.
Структуру и штатную численность отдела утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника экономического отдела. Распределение обязанностей между сотрудниками подразделений производится начальником экономического отдела.
Задачи.
1. Формирование единой экономической политики предприятия на основе анализа состояния и тенденций развития отрасли.
2. Экономическое планирование, направленное на эффективное использование всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).
3. Анализ экономического состояния предприятия.
4. Формирование ценовой политики предприятия.
5. Организация и методическое обеспечение разработок программ, перспективных и краткосрочных прогнозов экономического развития предприятия.
6. Совершенствование концепции планирования расходов на осуществление деятельности предприятия, инвестиционные программы.
7. Контроль за выполнением подразделениями предприятия законодательства в области экономики.
Основные функции.
1. Разработка и подготовка к утверждению проектов перспективных и текущих планов экономической деятельности и развития предприятия.
2. Руководство составлением среднесрочных и долгосрочных комплексных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия, согласование и увязка их разделов.
3. Формирование и определение экономической стратегии развития предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям.
4. Разработка прогнозов экономического развития предприятия в соответствии с потребностями рынка.
5. Руководство подготовкой проектов текущих планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности в соответствии с заказами контрагентов и заключенными договорами.
6. Разработка плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы (услуг) с учетом спроса и предложения и с целью обеспечения запланированного объема прибыли.
7. Составление нормативных калькуляций продукции и контроль за внесением в них текущих изменений планово-расчетных цен на основные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, используемых в производстве.
8. Подготовка заключений на проекты оптовых цен на продукцию предприятия.
9. Анализ роста цен на аналогичную продукцию конкурентов.
10. Внесение предложений о пересмотре цен на высокорентабельную продукцию.
11. Выявление убыточной продукции, разработка мероприятий по снятию ее с производства.
12. Комплексный анализ всех видов деятельности предприятия.
13. Планирование объемов капитальных вложений и операционных средств для централизованной оплаты оборудования и инвентаря на основе заявок производственных и технических подразделений предприятия.
14. Определение лимитов капитальных вложений.
15. Разработка мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений.
16. Разработка мероприятий по повышению производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, устранению потерь и непроизводительных расходов.
Система цен на выпускаемую продукцию и методика их формирования.
Ценовая политика предприятия.
Целями ценовой политики предприятия являются:
- увеличение объемов реализации продукции;
- максимизация прибыли.
Методы достижения поставленных целей
- постоянный анализ конкурентной среды;
- разработка системы накопительных скидок;
- формирование оптимальной производственной программы, получаемой на основе анализа, направленного на выявление наиболее рентабельных и пользующихся спросом видов продукции;
Порядок формирование цен на товары и услуги.
На предприятии используется один из затратных методов ценообразования: ценовой метод прямых издержек.
Этапы формирования цен на товары и услуги:
подготовка калькуляций на каждый вид продукции с разделением затрат на прямые и косвенные;
анализ цен производителей аналогичной продукции;
формирование прейскуранта на основании полученных данных о затратах и ожидаемых ценах.
Цены на бумагу и картон для плоских слоев гофрированного картона формата 1250, 1260, 1400 повышаются на 6% по сравнению с прейскурантом на аналогичный вид продукции удобных форматов. Цены на попутчики (бумагу и картон для плоских слоев гофрированного картона форматом менее 650 мм) снижаются не более чем на 10% от прейскурантной цены.
Система скидок.
Для увеличения объемов продаж, привлечения новых клиентов, поддержания постоянного спроса на предлагаемые товары утвердить накопительную систему скидок.
Скидки распространяются на покупателей бумаги и картона для плоских слоев по следующей схеме:
Объем продажи
Размер скидки от прейскурантной цены
свыше 100 т. до 200 т.
2%
свыше 200 т.
3%
Право на скидку действует в течение месяца и обновляется ежемесячно.
Составление финансового плана, баланса доходов и расходов.
Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов.
Цель финансового планирования — повышение эффесктивного использования долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов. В процессе планирования разрабатываются мероприятия по повышению доходности капитала, стабильности фирмы, минимизации рисков и так далее.
Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий.
Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. К примеру, главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения предприятия, а целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.
Финансовый план ООО "Алатырская бумажная фабрика" приведен в приложении №2.
Финансовый план, равно как и собственно процесс его разработки, следует рассматривать как систему творческого анализа, обобщения и взаимоувязки финансовых показателей всех сторон деятельности и развития предприятия. Следует иметь в виду, что в процессе финансового планирования должны учитываться многие не формализуемые факторы, которые повышают жизнеспособность финансового обеспечения функционирования предприятия.
Широко используемый способ оценки финансового состояния организации – расчет и оценка специальных финансовых коэффициентов. Они представляют собой систему финансовых показателей, характеризующих соотношение между отдельными статьями бухгалтерской отчетности, соотношение основных результатов финансовой деятельности организации. Использование финансовых коэффициентов повышает полезность информации и дает возможность сравнивать полученные результаты с установленными нормативами, с данными за прошлый период, с соответствующими показателями организаций – конкурентов, а также со среднеотраслевыми данными, избегая влияние инфляции.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Алатырская бумажная фабрика" приведен в приложении №3.
К финансовым показателям предприятия относятся:
- коэффициенты ликвидности (текущей, абсолютной и др.);
- коэффициенты устойчивости (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; отношение общей и текущей задолженности к итогу баланса и остаточной стоимости основных средств);
- коэффициенты деловой активности (показатели скорости оборачиваемости всех активов предприятия и отдельных их частей - готовой продукции, дебиторской задолженности и др.);
- коэффициенты прибыльности (различные модификации рентабельности продукции и активов).
Анализ коэффициентов – эффективный подход к анализу финансового состояния организации.
Комплексная оценка финансового положения предприятия.
На основании материала, изложенного в отчете, можно сделать вывод, что основным источником для оценки финансового состояния предприятия и принятия правильных управленческих решений служит бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс, в сущности, является системной моделью, обобщенно отражающей кругооборот средств предприятия и финансовые отношения, в которые вступает предприятие в ходе этого кругооборота.
Понятие анализа бухгалтерской отчетности подразумевает причастность его к обработке и изучению обобщенных экономических данных, содержащихся в отчетности, что позволяет оценить эффективность управления организацией в целом.
Любой выбранный метод анализа ставит главной своей целью оценку финансово – хозяйственной деятельности относительно будущих условий развития.
По данным, полученным в ходе анализа, можно сделать следующие выводы. За анализируемый период на ООО «Алатырская бумажная фабрика» произошло увеличение валюты.
Увеличилась доля оборотных активов. В запасах наибольшую долю занимают сырьё и материалы. Возможно, это связано со спецификой производства.
В структуре баланса наибольший удельный вес занимают внеоборотные активы. Основные средства на предприятии по сравнению с началом года увеличились.
Основной долей формирования источников средств является собственный капитал. Наиболее значимая статья собственного капитала - уставный капитал.
Происходит увеличение производственного потенциала предприятия, несмотря на незначительное снижение темпов его роста. При этом существенную часть производственного потенциала составляют основные средства и незавершенное строительство. Можно заметить существенное изменение в структуре: наибольший удельный вес занимают основные средства. Значительный рост удельного веса основных средств связан с вводом в эксплуатацию бумажного цеха № 2 и приобретением производственной котельной.
В результате вложения значительных средств в расширение производства наблюдается дефицит денежных средств.
Финансовое положение ООО «Алатырская бумажная фабрика» находится в состоянии нормальной финансовой независимости, его хозяйственная деятельность обеспечивается большей частью собственными средствами.
7.Управление маркетингом
Основные задачи маркетинга - выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования.
На предприятии имеется коммерческий отдел занимающийся непосредственно маркетинговой деятельностью.
Задачи коммерческого отдела.
1. Организация сбыта продукции.
2. Формирования сбытовой сети.
3. Подготовка и заключение договоров на реализацию продукции.
4. Планирование поставок продукции в соответствии с заключенными договорами.
5. Учет отгруженной продукции
6. Обеспечение производственных подразделений предприятия материально-техническими ресурсами.
7. Подготовка и заключение договоров на поставку материально-технических ресурсов.
8. Организация рационального использования материально-технических ресурсов.
Система организации отдела.
1. Структуру и штатную численность отдела утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника отдела и по согласованию с экономическим отделом.
2. Коммерческий отдел имеет следующую структуру (согласно нижеприведенной схеме)
Положения о подразделениях коммерческого отдела и распределение обязанностей между сотрудниками подразделений утверждаются начальником коммерческого отдела.
1)подготовка калькуляций на каждый вид продукции с разделением затрат на прямые и косвенные;
2)анализ цен производителей аналогичной продукции;
3)формирование прейскуранта на основании полученных данных о затратах и ожидаемых ценах.
Реализация товара.
Потребителями продукции являются предприятия и торговые организации.
Конечные потребители.
Потребителями бумаги и бумажной продукции является население, торговые организации и предприятия, частные бизнесмены и предприниматели. Основные расположены в Чувашской республике и близлежащих районах, Мордовской республике, Ульяновской и Нижегородской области.
Предполагается реализация продукции через торговые точки г. Алатыря и Алатырского района, через собственный магазин. Предусматривается выездная торговля. Планируется при реализации продукции широко использовать бартерные сделки.
Приложение 4. Информация по торгово-экономическому сотрудничеству ООО "Алатырская бумажная фабрика" с основными потребителями продукции из стран СНГ, зарубежных стран, регионов Российской Федерации.
Успех бумажной фабрики может быть гарантирован следующими обстоятельствами:
Своевременная закупка сырья и материалов
Наличие спроса на продукцию, продажа через собственный магазин, заключение договоров.
Эффективное использование энергетических мощностей
Полная загрузка имеющегося оборудования, повышение эффективности использования производственных площадей.
Наличие квалифицированных кадров, имеющих опыт работы в бумажном производстве.
Потенциальные конкуренты.
Из близлежащего окружения Чувашии производство бумаги имеется в Мари Эл – ОАО «МАРБУМ» и Башкирии – Туймазинская бумажная фабрика, Татарстане – Набережно - Челнинский картон - бумажный комбинат.
Организация сбыта.
Организация сбыта предусматривает:
-рассылку рекламных проспектов (буклетов) потенциальным потребителям.
-встречные предложения поставщикам иной продукции;
-заключение договоров.
8. Правовое обеспечение производства
Общество с ограниченной ответственностью «Алатырская бумажная фабрика» является хозяйственным обществом, создано в соответствии с законодательством РФ.
Общество является юридическим лицом, имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральными Законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральным Законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Общество в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Гражданским Кодексом Российской Федерации. Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», другими законами и иными правовыми актами РФ, решениями органов его управления и Уставом Общества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5